Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Минфин нашел удобный вариант латания дыр бюджета-2006 (По расчетам Минфина, корректировка налогообложения финансовых организаций поможет дополнительно привлечь в 2006 г. в казну примерно 0,5-0,8 млрд грн.)

09:21 03.11.2005 |

Економіка

Существенное увеличение расходов бюджета в следующем году, на котором настаивают депутаты (рост бюджетного дефицита с 1,9 до 3% ВВП), заставляет правительство выискивать новые источники наполнения казны. В ближайшее время Министерство финансов намерено передать на рассмотрение Кабмина пакет законопроектов, корректирующих целый ряд фискальных законов. Самые радикальные изменения предусмотрены для страхового и банковского секторов.

По расчетам Минфина, корректировка налогообложения финансовых организаций поможет дополнительно привлечь в 2006 г. в казну примерно 0,5 - 0,8 млрд грн. Пересмотру порядка администрирования налогов для них нашлось вполне логичное объяснение. "Финансовый сектор сегодня - наиболее доступный инструмент уклонения от налогов. Особенно большие нарекания контролирующих органов вызывают страховые организации. Поэтому мы хотим попытаться заполнить пробелы и ликвидировать возможность обходить налогообложение на законных основаниях", - пояснил в интервью "ДС" заместитель министра финансов Василий Регурецкий.

Для того чтобы перекрыть путь для "слива" прибыли в СК, предполагается ограничить возможность предприятий относить страховые платежи на валовые затраты. Например, все обязательные виды страхования можно будет списывать на затраты без каких - либо ограничений. Для ряда добровольных видов предусмотрят лимит - не более 5% валовых затрат предприятия. Платежи по страхованию финансовых, кредитных рисков и некоторых других, наиболее часто используемых для проведения схем фискальной оптимизации, будут платиться из прибыли. Попутно Минфин настаивает на увеличении ставки налога для самих страховщиков. О переводе последних на уплату налога на прибыль или смешанную систему налогообложения речь уже не идет. "За счет формирования резервов СК могут по своему усмотрению корректировать налоговую базу, сводя ее к минимуму. И переведя их на уплату налога на прибыль, мы можем вообще потерять контроль за налоговыми поступлениями", - отметил г - н Регурецкий. Поэтому финансовое ведомство настаивает на введении дифференцированной ставки на валовые доходы компаний (сегодня действует единый 3% - ный налог. - "ДС"). Для платежей, полученных по договорам с физлицами, так же, как и для договоров лайфового и пенсионного страхования, запланирована 3% - ная ставка. Правда, для страхования жизни этот налог будет введен только с 2009 г. Для финансовых, кредитных рисков собираются установить 10% - ный налог. Все остальные платежи будут облагаться по 5% - ной ставке.

Страховщики не в восторге от запланированных новшеств. "Фактически это означает, что налоговая ставка для отрасли будет повышена в 1,6 раза без всяких на то оснований. Платежи от физлиц сегодня составляют не более десятой доли в общем объеме поступлений (по итогам полугодия премии от граждан составили 756 млн грн. из 6,5 млрд, собранных рынком. - "ДС")", - говорит председатель правления УСК "Веста" Вячеслав Черняховский. "Из всех предложений мы согласны только с 10% - ным налогом на финансовые риски. Как только проект соответствующих изменений передадут в парламент, мы будем подавать предложения по его корректировке. Такое повышение однозначно окажется не под силу СК и заставит их поднимать тарифы и перекладывать затраты на клиентов", - полагает генеральный директор Лиги страховых организаций Наталия Гудыма.

Увеличение ставки автоматически повлечет за собой и расходы компаний на зарубежное перестрахование, поскольку платежи нерезидентам включаются в налогооблагаемую базу. Учитывая 3% - ный налог на перестрахование у нерейтинговых компаний, суммарная ставка составит уже 8%. Еще одно из предложений Минфина - не вычитать из налогооблагаемой базы компаний платежи по внутреннему перестрахованию. "Платежи будут на 100% налогооблагаться у СК, которая привлекла риск, даже если потом она перестрахует его на 90%. Безусловно, это выгодно для бюджета, поскольку казна будет получать весь налог сразу. Но если уже прописан механизм борьбы с финрисками, нет смысла еще таким путем усиливать фискальное давление на классические компании", - считает г - жа Гудыма.

Минимизаторам отсекают пути

В банковском секторе Минфин собирается прикрыть две схемы, при помощи которых финансисты не один год достаточно успешно минимизируют налогообложение. Во - первых, дамоклов меч навис над общеизвестными манипуляциями с резервами. Можно сказать, что это на сегодняшний день излюбленный банковский метод уменьшения своей налоговой базы: финансисты сговариваются с заемщиками, которым предлагают какое - то время не выполнять своих обязательств по кредитам, после чего банк имеет право отнести их к проблемной задолженности. Под нее, согласно требованиям НБУ, необходимо формировать резервы, их - то и относят на валовые затраты, уменьшая, таким образом, свои отчисления в бюджет. Минфиновцы не пытаются закрыть для банкиров эту возможность, а хотят лишь несколько уменьшить объемы возможной минимизации. "Банки имеют сейчас норму, которая позволяет им, манипулируя резервами, относить на валовые расходы чуть ли не 10% своего кредитного портфеля. Это достаточно большая преференция. Мы предложили формировать резервы за счет налоговых обязательств только по займам, которые будут классифицироваться как сомнительные и безнадежные", - отметил Василий Регурецкий. По расчетам чиновников, упразднение этой схемы позволит дополучить в 2006 г. в бюджет 300 млн грн.

Добрались работники Минфина и до менее известной схемы минимизации налогообложения - валютной. Правда, как рассказывают сами финансисты, разведали ее не без помощи болтливых банкиров. "До недавних пор валютные манипуляции не обговаривались ни в коридорах Государственной налоговой администрации, ни Минфина. А на кабминовском совещании еще при отставленном ныне правительстве один из наших коллег решил выслужиться: во время обсуждения схем минимизации он поведал и о возможных выгодах, которые можно получить, умело работая на межбанковском рынке. Только после этого чиновники активно взялись за данное направление", - рассказал "ДС" заместитель председателя правления одного из столичных банков.

Валютная схема работала достаточно просто: в конце налогового периода финучреждение выходило на межбанк с большой покупкой инвалюты, хотя она ему и не требовалась для хозяйственной деятельности. Разумеется, это приобретение СКВ относилось на затраты. Далее финучреждения уже в самом начале нового налогового периода избавлялись от купленной валюты, а полученная прибыль в конце фискального периода снова вкладывалась в валюту. Банкиры утверждают, что подобные манипуляции приводили к существенной экономии на налогах, которая не съедалась ни курсовой разницей при покупке/продаже инвалюты, ни уплатой 1,5% в Пенсионный фонд, которые необходимо перечислять, приобретая иностранные денежные знаки на межбанковском рынке. Если же минфиновцам удастся заручиться поддержкой парламентариев, валютная схема канет в Лету. "Мы предложили работать по - иному. Банк сначала должен получить доход от продажи валюты, посчитать, какие он понес расходы на приобретение той же суммы валюты из - за курсовой разницы, и только потом относить что - то на затраты", - сообщил г - н Регурецкий.

Татьяна Очимовская, Елена Лысенко

За матеріалами: Деловая столица
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3969
 0,1376
0,35
EUR
1
42,3359
 0,0261
0,06

Курс обміну валют на 03.05.24, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на 03.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес