Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевский ТелеграфЪ": Кризисные менеджеры поневоле (Новому Кабмину придется работать с экономикой, зараженной "синдромом разочарования")

09:45 03.10.2005 |

Економіка

Один знакомый бизнесмен недавно высказал интересную мысль. Она заключается в том, что революция привела к управлению экономикой людей, которым нынешний глава государства был обязан своей победой. Ощущение причастности к президентству Виктора Ющенко некоторым чиновникам показалось выписанной на годы вперед индульгенцией от управленческих просчетов. Да и Виктор Андреевич, наверное, считал себя в долгу перед соратниками и поэтому не мог резко критиковать их за необдуманные шаги. Теперь, когда ситуация осложнилась, на должности министров пришли люди, обязанные своим карьерным ростом премьеру и Президенту. У них нет индульгенций от ошибок. Как нет и времени на размышления. Чтобы привести в порядок хозяйственный механизм страны, довести до ума бюджетный процесс и повысить социальные выплаты населению перед парламентскими выборами, надо здорово поднапрячься:

Совсем новых людей в экономическом блоке нет. Все назначенцы работали в системе власти либо раньше, либо сейчас, но во "втором эшелоне", как, например, заместитель министра транспорта и связи Виктор Бондарь, ставший самым молодым министром правительства (ему едва "тридцатник").

Думается, что наибольшей сенсацией можно назвать не увольнение Евгения Червоненко и не замену Давида Жвания Виктором Балогой, а сохранение в правительстве Виктора Пинзеника. О том, что лидер партии "Реформы и порядок" должен переместиться в политику и играть на поле Юлии Тимошенко, говорили практически все наблюдатели. Более того, осведомленные источники связывали увольнение Игоря Митюкова с должности посла в Великобритании с возможным назначением на пост министра финансов.

Сам Виктор Пинзеник заявляет, что остался в правительстве, дабы довести до конца начатое им дело. Думаем, в первую очередь речь идет о бюджете. Коней на переправе не меняют, а министров финансов во время бюджетного процесса, как правило, не трогают. Однако с Министерством финансов ситуация особая. Во - первых, несколько дней назад оно усилено Госказначейством, а также получением формального контроля над Налоговой и Таможней. Во - вторых, ввиду отсутствия вице - премьера, курирующего экономический блок, Минфин, как и Минэкономики, получает относительную свободу действий и подотчетность лично премьер - министру.

Поэтому объяснить чудо под названием "сохранение Пинзеника" можно следующим обстоятельством: далеко не все заявленные фракциями кандидатуры соглашались идти в министерство в разгар бюджетного процесса.

Если верить экс - министру экономики Сергею Терехину (хотя можно и не верить), до последнего момента Виктор Пинзеник не получал предложений остаться. Не исключено, что за период, который прошел с начала формирования правительства и до назначения Пинзеника снова министром, несколько потенциальных претендентов отказались от высокой чести либо были "зарублены" по иным причинам.

Что касается Министерства экономики, то замена Сергея Терехина не вызывала сомнений, поскольку за короткий срок пребывания в исполнительной власти он напортачил "выше крыши". К тому же его отставка выставлялась в качестве условия дальнейшего пребывания Юлии Тимошенко на должности премьер - министра. Арсений Яценюк прекрасно вписывается в образ "технического министра" либерального толка. Он молод, прогрессивен, неплохо "натренировался" в Нацбанке, да еще и в кризисный период, к тому же его можно уволить, не согласовывая это с политическими силами.

Осведомленные источники называют три мотива назначения Яценюка. Первый состоит в том, что он (как это ни парадоксально) здорово напоминает Сергея Терехина по манере поведения, взглядам и высказываниям. Т. е. фактически обеспечена преемственность политики Минэкономики. Второй резон в том, что у Яценюка, как и у Терехина, - конфликт с НБУ, откуда его уволили. Таким образом, исполнительная власть получила противовес Владимиру Стельмаху, что полностью укладывается в систему сдержек и противовесов классической политики управления. Наконец, мало кто знает, что Арсений Яценюк сохранил за собой симпатии банкиров, с которыми он работал. И за него могли поручиться крупные иностранные инвесторы, ставшие владельцами одного из отечественных финансовых учреждений (не будем показывать пальцем).

Чрезвычайно интересно назначение Виктора Бондаря министром транспорта и связи. Несмотря на объемный послужной список, в котором числятся и работа в секретариате Кабинета министров, и должность вице - президента ООО "Украинские коммуникации", и пост главы правления ОАО "Донецкий мясокомбинат", и работа в харьковских ООО "Европейский фонд развития" и АО "Финансово - промышленная группа "Сигма", он слишком молод, чтобы командовать портами, дорогами, авиацией и "Укртелекомом". На первый взгляд похоже, что Виктор Андреевич просто выбрал человека из ведомства Евгения Червоненко и назначил его, дабы не тормозить ротационный процесс. Хотя некоторые люди утверждают, что назначение Бондаря пролоббировал сам Червоненко, поддержали донецкие или что все дело в будущей приватизации "Укртелекома". Не беремся пока судить, кто прав.

Зато почти очевидна причина появления во власти на должности первого вице - премьера Станислава Сташевского. Дело в том, что Юрий Ехануров, до того как заняться приватизацией, продолжительное время работал в строительной отрасли - в системе "Киевгорстроя". Вместе со Станиславом Телисфоровичем. И вероятно, они неплохо сработались. Будучи человеком совершенно непубличным, Сташевский - крупный специалист в области коммунального хозяйства и строительства. А в том, что именно в этой сфере у нас полнейший кризис, не сомневается никто. Причем хихикать над проблемами коммунального хозяйства можно до тех пор, пока у вас (вне зависимости от политической ориентации) не прорвало канализацию или кого - то "не поубивало" током. Мы, возможно, "кичево" описываем суть проблемы, но то, что страна стоит на пороге реальной технологической катастрофы, вовсе не смешно. И как спец по этим вопросам Сташевский - на своем месте.

Теперь о том, какое наследство досталось "счастливчикам" в правительстве. По мнению специалистов Минэкономики, основными рисками для Украины в ближайшее время станут более существенное ухудшение конъюнктуры на мировых рынках (падение цен и замедление роста спроса в странах - основных торговых партнерах), нестабильность на рынке нефти и возможное повышение импортной цены на газ. То есть говорить о росте ВВП сейчас приходится в совсем другом ключе - лишь бы не было падения.

В августе впервые за шесть лет зафиксировано снижение ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего же реальный ВВП Украины в январе - августе 2005 г. составил 2,8%, что несопоставимо с его ростом в прошлом году - 13,6%.

Таким образом, экономический рост в Украине очень быстро переходит в экономический спад. Поэтому предыдущий Кабинет министров был вынужден ухудшить прогноз роста ВВП в нынешнем году с 6 - 6,5 до 4%.

Нужно также отметить, что ситуация на международных рынках становится все более неблагоприятной. Цены на энергоносители растут, а именно их Украина в основном импортирует. Что же касается экспортной продукции, то незначительное повышение цен на металлы в августе вновь сменилось падением, и, по прогнозам экспертов, удержать его не удастся. Относительно внутреннего рынка - свою негативную роль должно сыграть падение покупательной способности населения, а также рост импорта в связи с завышенным курсом гривни.

До недавнего времени надежды возлагались на пищевую промышленность и агропромышленный комплекс, но и здесь положение дел не радует: кризисных явлений в агропромышленном комплексе избежать не удалось. Пример тому перед глазами: хотя собран очень богатый урожай, закупочные цены на зерно спекулятивно занижены. Селяне вынуждены отдавать зерно за бесценок (300 - 400 грн. вместо обещанных 600 грн.) и не могут расплатиться по кредитам, которые под давлением правительства и по инициативе МинАПК раздали им щедро банки. Между тем расходы на выращивание урожая в нынешнем году резко возросли из - за подорожания топлива и горюче - смазочных материалов. В аграрных кругах опасаются, что, проработав себе в убыток в нынешнем году, в следующем крестьяне вообще не будут засевать нужных площадей, поскольку не захотят новых потерь.

До недавних пор экономический рост в Украине подкреплялся строительным бумом, но и здесь в последнее время начались негативные тенденции к сворачиванию работ. В итоге в январе - августе 2005 - го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы строительства сократились на 7,7%. На практике это означает, что отрасль начала потреблять меньше стройматериалов, металлов и оборудования и, соответственно, упала емкость внутреннего рынка для отраслей, производящих данную продукцию. В случае, если замедлится рост цен на недвижимость и тем более произойдет их обвал, возведение зданий попросту остановится, и Украина, как и 7 - 8 лет назад, будет напичкана многочисленными законсервированными долгостроями.

Анализируя перспективы возобновления экономического роста в 2006 году, эксперты предполагают, что возможно повторение ситуации 1999 года, когда после экономического спада украинский хозяйственный комплекс начал быстро подниматься. Не случайно на своем заседании 12 сентября Кабинет министров заложил в основы проекта бюджетной резолюции рост ВВП на уровне 7%. Однако сегодня перейти от экономического спада к экономическому росту будет гораздо труднее, чем несколько лет назад. И вот почему.

В 90 - х годах произошел своеобразный "естественный" отбор украинских предприятий, способных перестроиться и работать в новых условиях. Именно эти предприятия, вписавшись в благоприятную конъюнктуру внешнего и внутреннего рынка, обеспечивали ныне сходящий на нет экономический рост. Сегодня же они начинают сворачивать производство, так и не успев толком пройти необходимую модернизацию и реконструкцию.

Даже если конъюнктура внутреннего и внешнего рынков улучшится, промышленное производство вынуждено будет опираться на физически и морально устаревшую производственную базу.

Для того чтобы изменить ситуацию, необходимы инвестиции, а вот их - то как раз и нет, ни внутренних, ни иностранных. Относительно зарубежных инвестиций все понятно, иностранцы не хотят ничего вкладывать в Украину до тех пор, пока здесь не "устаканится" политическая ситуация и не будут созданы благоприятные условия для развития производства и бизнеса. Этих условий предыдущее правительство создать не смогло. Чего стоят только решения об отмене льгот высокотехнологичным отраслям! А также повышение тарифов на железнодорожные грузоперевозки.

С внутренними инвесторами ситуация еще более плачевная. Бизнесмены, близкие к власти во времена Леонида Кучмы, в последнее время лихорадочно переводят капиталы на запасные "аэродромы" за рубежом. Их пугали не в последнюю очередь и громко заявляемые планы отставленного Кабмина по реприватизации, и открытые преследования со стороны конкурентов, интегрированных в нынешнюю власть.

До последнего времени немаловажным фактором сохранения прежних темпов хозяйственной деятельности для многих предпринимателей и бизнесменов была надежда на улучшение ситуации. Многие действительно искренне верили в правительственный пиар и рассчитывали, что тяжелые времена скоро закончатся, с наследием "старого режима" будет покончено навсегда и вновь начнется процветание. Поэтому они работали даже себе в убыток, не шли на сокращения, поддерживали ставшие нерентабельными производства и подразделения. Но коррупционные скандалы в высших эшелонах власти крайне негативно отразились на настроениях бизнесменов. Часть из них просто махнули рукой на розовые мечты и начали сворачивать свой бизнес. То есть новому Кабмину достался еще и "синдром разочарования" - наверное, самый большой враг любой власти. Если кабинет Юрия Еханурова сумеет преодолеть этот синдром, его работу можно будет считать большой победой...

Галина МОИСЕЕВА, Владимир ЦХВЕДИАНИ

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6015
 0,0687
0,17
EUR
1
42,4409
 0,0796
0,19

Курс обміну валют на сьогодні, 10:27
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4063  0,03 0,07 39,9633  0,02 0,05
EUR 42,2488  0,03 0,08 43,0083  0,01 0,02

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6900  0,10 0,25 39,7100  0,10 0,25
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес