Фінансові новини
- |
- 03.05.24
- |
- 09:02
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Экономические известия": Государство должно прекратить порочную практику пустых обещаний, убежден экс-глава Совета НБУ Анатолий Гальчинский
11:58 28.09.2005 |
Кризис украинской власти по времени совпал с публикацией очень тревожных макроэкономических показателей. Замедление роста ВВП продолжалось около года. Ликвидация угроз экономического спада и ускорения инфляции требует срочных и, скорее всего, непопулярных мер. В этой связи очень важно, какими будут приоритеты и первые шаги формирующегося правительства. Своими взглядами на этот счет с "ЭИ" поделился один из наиболее авторитетных экспертов в макроэкономических и денежно - кредитных вопросах Анатолий Гальчинский.
- Как Вы оцениваете текущую экономическую ситуацию?
- Сейчас принципиально важен непредвзятый анализ. Сказать просто о прогрессирующем из месяца в месяц замедлении роста ВВП, который близок к нулевой отметке, о том, что мы фактически вошли в фазу экономической стагнации (о чем, в частности, свидетельствует и абсолютное сокращение объемов грузовых перевозок и оптового товарооборота) явно недостаточно. Нужно разобраться в причинах происходящего, понять их истоки.
- И что здесь главное?
- Прежде всего хотел бы привлечь внимание к проблеме цикличности. Речь идет об объективной закономерности, которая, как свидетельствует анализ, дает о себе знать и в условиях переходной экономики. За фазой экономического роста (у нас это 2000 - 2004 гг.) наступил период снижающихся темпов. Это легко проследить по динамике промышленности. Пик роста - март 2004 г. (119,5%). Далее, начиная с апреля, снижающиеся темпы: конец июня 2004 г. - 116,7%, декабря - 112,5%, марта 2005 г. - 107,1%, июня - 105,0% и августа - 102,8%.
- Получается, снижение темпов роста в промышленности началось еще при правительстве Виктора Януковича?
- В этом гвоздь проблемы, которая была проигнорирована предыдущим правительством (Юлии Тимошенко. - Авт.). Мировой опыт подтверждает действенность кейнсианской антициклической модели, получившей название политики stop - go. Согласно канонам этой модели, во время фазы снижения используется экономическая политика, стимулирующая инвестиционную активность. Однако предыдущее правительство действовало в обратном направлении. Были задействованы механизмы не go, а stop. Достаточно посмотреть на бюджет - 2005, чтобы убедиться в этом. Хотя речь идет не только о фискальных ограничениях. Как следствие, тенденция к замедлению роста экономики резко усилилась. Плавное снижение, которое поддавалось корректировке, сменилось падением: в августе реальный валовой внутренний продукт снизился на 1,6% по сравнению с августом прошлого года.
- Т.е. проблемы, начавшиеся еще в прошлом году, новая власть не то что не решила, а только усугубила?
- Речь идет о профессиональной некомпетентности чиновников, представляющих экономический блок правительства. Не на высоте оказалась и люди, занимающиеся экономикой в Секретариате Президента. Они обязаны были бить в колокола.
- Можно ли еще исправить ситуацию? Какие обстоятельства могут этому помешать?
- В экономике нет важных и менее важных явлений. Все переплетено и взаимосвязано. И все же хочу выделить два особо тревожных обстоятельства. Первое - реальная угроза дальнейшего раскручивания инфляционной спирали, которая становится все более отчетливой. За восемь месяцев дефлятор ВВП (а это один из важнейших показателей инфляции) составил 15,7%.
Вторая не менее серьезная проблема касается критического состояния мировой экономики, угрозы глобального экономического кризиса, о которой не без оснований говорят сегодня многие авторитетные эксперты.
- Речь идет об угрозе нефтяного кризиса?
- Только что опубликованы прогнозные оценки Минэнергии США на 2006 - 2007 гг., согласно которым средние цены на нефть в этот период будут колебаться в пределах $60 - 70 за баррель. Не нужно доказывать, что такая цена убийственна для энергоемких отраслей украинской экономики. Но речь идет не только об энергетической слагаемой. Еще один фактор - явный "перегрев" мирового финансового рынка, по поводу которого западные аналитики выражают серьезную обеспокоенность. Капитализация американского фондового рынка превысила 150% ВВП. В итоге имеет место опасное разбухание "финансового пузыря", который может в любой момент лопнуть, как это было в 1997 - 1998 гг. По аналитическим оценкам, объем "пузыря" только на мировом рынке недвижимости составляет $15 трлн.
Индонезия стала первой страной, в которой начали проявляться признаки кризиса. Там уже произошло резкое падение рынка акций и курса национальной валюты. Страны Юго - Восточной Азии опасаются цепной реакции. Япония и Южная Корея уже объявили, что предоставят Индонезии займы на сумму $6 млрд., чтобы пополнить индонезийские золотовалютные резервы. Непредсказуемыми в этой связи могут оказаться и последствия урагана "Катрина", а также катастрофический рост дефицита платежного баланса США (2000 г. - $416 млрд., 2004 г. - $668 млрд.) и связанное с этим падение курса доллара. Все это в совокупности существенно усиливает дестабилизационные процессы в мировой экономике. Разве можно было их не учитывать? Украинская экономика глубоко интегрирована в мировое экономическое пространство, однако и в этих вопросах наша политика не была адекватной.
- Вы имеете в виду ревальвацию гривни?
- Не только это. Здесь целый комплекс ошибок. За восемь месяцев экспорт украинских товаров вырос на 7,6%, а импорт - на 24,3%. В последние шесть лет мы имели противоположную тенденцию. Все эти годы у нас было положительное торговое сальдо. В 2004 г. - $4,9 млрд. Речь идет об одном из принципиальных преимуществ украинской экономики. Стабильность валютного курса основывалась на этом. В нынешнем году положительное сальдо по товарной группе упало до $118,4 млн. Существует реальная угроза, что и по этой ключевой позиции мы будем иметь отрицательный результат. Я все время слышу: у нас выросли до $14,5 млрд. валютные резервы. Но все познается в сравнении: в России резервы составляют почти $180 млрд. Понятно, что там сыграли соответствующую роль высокие цены на энергоносители. Однако Южная Корея, в которой резервы $210 млрд., сырье не экспортирует. Лидирует Япония, у которой резервная позиция превысила $850 млрд.
- Каков выход из сложившейся ситуации? Можно ли считать ее безнадежной?
- В экономике безнадежных ситуаций не бывает. Все поддается коррекции. Вместе с тем нужно понять, что популистские игры в "социалку" к добру не приводят. Если на протяжении последних лет динамика доходов населения превышала темпы роста ВВП в 1,5 - 1,7 раза, то в текущем году в 9,2 раза (2,8% - рост ВВП и 25,8% - доходов). 80% центрального и почти 90% местных бюджетов - это социальные выплаты. Ранее я не мог даже подумать, что такое возможно. Инфляция начинается с этого. Политика прогрессирующего популизма полностью оттеснила на задний план вопросы накопления капитала. Раньше в популизм обычно играли только "левые". Сейчас все - и "левые", и "правые", и "центристы" одновременно. При этом у каждого крыла - достаточное количество голосов в парламенте. Можно протянуть любое решение, особенно если с ним солидарна и исполнительная власть. Результат ужасающий - опасная реабилитация патерналистских настроений. Заработная плата в значительной своей части приобрела форму социального пособия и т.д.
- Получается, у нового Кабмина, даже если будет желание, все равно не окажется возможности реализовать необходимые непопулярные меры:
- Понимаю, насколько будет сложно Юрию Еханурову изменить данную ситуацию. Ведь мы уже вступили в новый избирательный цикл. К тому же, у нас нет дееспособной право - либеральной оппозиции. Правый фланг украинского политикума полностью оголен. В этой ситуации очень важной могла бы оказаться помощь Президента. Тем более что речь идет не о косметическом ремонте, а о принципиальной коррекции основных принципов экономической политики, ее направленности в первую очередь на решение двуединой задачи: обеспечение ощутимого повышения конкурентоспособности экономики и возобновление темпов роста реального ВВП на уровне не ниже 7 - 8% в год. Этому нет альтернативы. В прошлом году в Украине ВВП на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности, составлял всего 51% по сравнению с Польшей и 62% - с Россией. В нынешнем году темпы роста у наших соседей почти в два раза превышают наши показатели (рост ВВП в РФ за восемь месяцев составил 5,8%. - Ред.). Наше отставание усугубляется. О каком евроинтеграционном курсе в этой ситуации может идти речь?
- И все - таки давайте вернемся к тому, что нужно сделать...
- В экономической политике нужно как можно скорее пересесть с популистской лошадки безответственных социальных обещаний на более надежный транспорт. Необходимо довести до логического конца все рыночные реформы, в т.ч. и в социальной сфере. Речь идет о реформах, находящихся на правом фланге экономической политики. Хочу подчеркнуть, что это не только наша проблема. Поляки на только что состоявшихся выборах отдали предпочтение партиям правого толка. Подобное происходит и в Европе. В связи с замедлением темпов роста политики тоже решают, каким образом урезать социальные функции государства, чтобы позволить европейскому производителю стать более конкурентоспособным на мировом рынке. А наши "правители" кичатся тем, что за один год заработная плата бюджетников повышена на 57%. Полная несуразица! К тому же эффективно бороться с коррупцией и тенизацией экономики возможно лишь на основе углубления рыночных преобразований, а не реверсной политики. Разве не понятно, что в основе последних "семейных разборок" президентского окружения, которые потрясли общество, лежат попытки разворота влево?
- Со стратегическими приоритетами все ясно. А можете ли Вы предложить какие - то конкретные решения?
- Главное для нового правительства возвратить серьезнейшим образом пошатнувшееся доверие общества к государству, к новой власти. Для этого необходимы как минимум три вещи: первое - перестать обещать больше, чем может сделать государство. Убежден, люди с одобрением отнесутся к такой позиции; второе - отказаться от ряда нереальных социальных программ, реализация которых сегодня непосильна для украинской экономики. Об этом г - н Ехануров должен не только открыто сказать обществу, но и обратиться к парламенту с конкретными предложениями, касающимися их замораживания, с отсрочкой реализации на три - четыре года. Одновременно необходим очень сложный, как показал российский опыт, переход к адресной социальной помощи и монетизации социальных выплат. В сфере социальной политики это проблема номер один. Только на этой основе можно преодолеть угрозу искусственного раскручивания инфляционной спирали, как и опасного бюджетного кризиса, в который втягивается финансовая система страны; третье - пообещать обществу, что "разбухающий" размер государственного потребления, измеряемый как доля бюджета в ВВП, не только не будет (как это происходит в текущем году) увеличиваться, но и в ближайшие три - четыре года начнет поэтапно (начиная с 2006 г.) сокращаться. Эти принципы должен учитывать уже бюджет - 2006. Без этого обеспечить переход к инвестиционной экономике, преодолеть стагнацию и возвратиться к необходимым нам сегодня темпам экономического роста нереально.
- А как быть со сдерживанием инфляции?
- Проблема сдерживания инфляции требует комплексных решений. Для этого необходимо конструктивное сотрудничество КМ и НБУ. Такое сотрудничество возможно в границах создания системы инфляционного таргетирования (target. - цель), которая должна органически соединить в себе монетарные и немонетарные инструменты ценовой стабилизации. Такая модель используется в 21 - й стране. Это и наши соседи - Венгрия и Чехия, это и Великобритания, Канада и Корея, Мексика и Чили. Речь идет о достаточно сложном механизме, но его следует осваивать. Важно поднять роль Совета НБУ. Не может не беспокоить ситуация, при которой совет комплектуется по принципу отраслевого и партийного представительства. В его составе должны быть представлены специалисты - денежники, люди, реально разбирающиеся в вопросах денежно - кредитной политики. Мне очень хорошо известно, насколько сложной является проблема выбора адекватной антиинфляционной политики, где каждый нюанс и каждая позиция предельно важны. Поэтому без должного уровня квалификации совета, на который возлагается задача определения основных принципов денежно - кредитной политики, не обойтись.
- Кстати, о квалификации. Верите ли Вы, что новое правительство будет достаточно компетентным, чтобы нести возлагаемую на него фактически непосильную ношу?
- Предыдущий Кабмин оставил Юрию Еханурову очень сложное наследие. Правительство Юлии Тимошенко не стало правительством реформ. Вместо этого - полнейшая неразбериха. Мы близки к экономическому хаосу. Нужны колоссальные усилия, чтобы коренным образом исправить это положение. Для этого необходима не только действенная поддержка со стороны парламента и Президента, но и соответствующее понимание общества. И обязательно - поддержка бизнес - элиты, на что, видимо, не без основания и рассчитывает Юрий Ехануров. Выскажу предположение, что именно от итогов экономической стабилизации будут зависеть и результаты предстоящих выборов. Харизматическая слагаемая, на которую делают и сегодня ставку отдельные политики, в этот раз уже не будет определяющей. В этой связи от нового правительства требуется главное - оно должно продемонстрировать обществу желание и умение созидать.
Андрей НЕВЕРОВБ