Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Экономические известия": Государство должно прекратить порочную практику пустых обещаний, убежден экс-глава Совета НБУ Анатолий Гальчинский

11:58 28.09.2005 |

Економіка

Кризис украинской власти по времени совпал с публикацией очень тревожных макроэкономических показателей. Замедление роста ВВП продолжалось около года. Ликвидация угроз экономического спада и ускорения инфляции требует срочных и, скорее всего, непопулярных мер. В этой связи очень важно, какими будут приоритеты и первые шаги формирующегося правительства. Своими взглядами на этот счет с "ЭИ" поделился один из наиболее авторитетных экспертов в макроэкономических и денежно - кредитных вопросах Анатолий Гальчинский.

- Как Вы оцениваете текущую экономическую ситуацию?

- Сейчас принципиально важен непредвзятый анализ. Сказать просто о прогрессирующем из месяца в месяц замедлении роста ВВП, который близок к нулевой отметке, о том, что мы фактически вошли в фазу экономической стагнации (о чем, в частности, свидетельствует и абсолютное сокращение объемов грузовых перевозок и оптового товарооборота) явно недостаточно. Нужно разобраться в причинах происходящего, понять их истоки.

- И что здесь главное?

- Прежде всего хотел бы привлечь внимание к проблеме цикличности. Речь идет об объективной закономерности, которая, как свидетельствует анализ, дает о себе знать и в условиях переходной экономики. За фазой экономического роста (у нас это 2000 - 2004 гг.) наступил период снижающихся темпов. Это легко проследить по динамике промышленности. Пик роста - март 2004 г. (119,5%). Далее, начиная с апреля, снижающиеся темпы: конец июня 2004 г. - 116,7%, декабря - 112,5%, марта 2005 г. - 107,1%, июня - 105,0% и августа - 102,8%.

- Получается, снижение темпов роста в промышленности началось еще при правительстве Виктора Януковича?

- В этом гвоздь проблемы, которая была проигнорирована предыдущим правительством (Юлии Тимошенко. - Авт.). Мировой опыт подтверждает действенность кейнсианской антициклической модели, получившей название политики stop - go. Согласно канонам этой модели, во время фазы снижения используется экономическая политика, стимулирующая инвестиционную активность. Однако предыдущее правительство действовало в обратном направлении. Были задействованы механизмы не go, а stop. Достаточно посмотреть на бюджет - 2005, чтобы убедиться в этом. Хотя речь идет не только о фискальных ограничениях. Как следствие, тенденция к замедлению роста экономики резко усилилась. Плавное снижение, которое поддавалось корректировке, сменилось падением: в августе реальный валовой внутренний продукт снизился на 1,6% по сравнению с августом прошлого года.

- Т.е. проблемы, начавшиеся еще в прошлом году, новая власть не то что не решила, а только усугубила?

- Речь идет о профессиональной некомпетентности чиновников, представляющих экономический блок правительства. Не на высоте оказалась и люди, занимающиеся экономикой в Секретариате Президента. Они обязаны были бить в колокола.

- Можно ли еще исправить ситуацию? Какие обстоятельства могут этому помешать?

- В экономике нет важных и менее важных явлений. Все переплетено и взаимосвязано. И все же хочу выделить два особо тревожных обстоятельства. Первое - реальная угроза дальнейшего раскручивания инфляционной спирали, которая становится все более отчетливой. За восемь месяцев дефлятор ВВП (а это один из важнейших показателей инфляции) составил 15,7%.

Вторая не менее серьезная проблема касается критического состояния мировой экономики, угрозы глобального экономического кризиса, о которой не без оснований говорят сегодня многие авторитетные эксперты.

- Речь идет об угрозе нефтяного кризиса?

- Только что опубликованы прогнозные оценки Минэнергии США на 2006 - 2007 гг., согласно которым средние цены на нефть в этот период будут колебаться в пределах $60 - 70 за баррель. Не нужно доказывать, что такая цена убийственна для энергоемких отраслей украинской экономики. Но речь идет не только об энергетической слагаемой. Еще один фактор - явный "перегрев" мирового финансового рынка, по поводу которого западные аналитики выражают серьезную обеспокоенность. Капитализация американского фондового рынка превысила 150% ВВП. В итоге имеет место опасное разбухание "финансового пузыря", который может в любой момент лопнуть, как это было в 1997 - 1998 гг. По аналитическим оценкам, объем "пузыря" только на мировом рынке недвижимости составляет $15 трлн.

Индонезия стала первой страной, в которой начали проявляться признаки кризиса. Там уже произошло резкое падение рынка акций и курса национальной валюты. Страны Юго - Восточной Азии опасаются цепной реакции. Япония и Южная Корея уже объявили, что предоставят Индонезии займы на сумму $6 млрд., чтобы пополнить индонезийские золотовалютные резервы. Непредсказуемыми в этой связи могут оказаться и последствия урагана "Катрина", а также катастрофический рост дефицита платежного баланса США (2000 г. - $416 млрд., 2004 г. - $668 млрд.) и связанное с этим падение курса доллара. Все это в совокупности существенно усиливает дестабилизационные процессы в мировой экономике. Разве можно было их не учитывать? Украинская экономика глубоко интегрирована в мировое экономическое пространство, однако и в этих вопросах наша политика не была адекватной.

- Вы имеете в виду ревальвацию гривни?

- Не только это. Здесь целый комплекс ошибок. За восемь месяцев экспорт украинских товаров вырос на 7,6%, а импорт - на 24,3%. В последние шесть лет мы имели противоположную тенденцию. Все эти годы у нас было положительное торговое сальдо. В 2004 г. - $4,9 млрд. Речь идет об одном из принципиальных преимуществ украинской экономики. Стабильность валютного курса основывалась на этом. В нынешнем году положительное сальдо по товарной группе упало до $118,4 млн. Существует реальная угроза, что и по этой ключевой позиции мы будем иметь отрицательный результат. Я все время слышу: у нас выросли до $14,5 млрд. валютные резервы. Но все познается в сравнении: в России резервы составляют почти $180 млрд. Понятно, что там сыграли соответствующую роль высокие цены на энергоносители. Однако Южная Корея, в которой резервы $210 млрд., сырье не экспортирует. Лидирует Япония, у которой резервная позиция превысила $850 млрд.

- Каков выход из сложившейся ситуации? Можно ли считать ее безнадежной?

- В экономике безнадежных ситуаций не бывает. Все поддается коррекции. Вместе с тем нужно понять, что популистские игры в "социалку" к добру не приводят. Если на протяжении последних лет динамика доходов населения превышала темпы роста ВВП в 1,5 - 1,7 раза, то в текущем году в 9,2 раза (2,8% - рост ВВП и 25,8% - доходов). 80% центрального и почти 90% местных бюджетов - это социальные выплаты. Ранее я не мог даже подумать, что такое возможно. Инфляция начинается с этого. Политика прогрессирующего популизма полностью оттеснила на задний план вопросы накопления капитала. Раньше в популизм обычно играли только "левые". Сейчас все - и "левые", и "правые", и "центристы" одновременно. При этом у каждого крыла - достаточное количество голосов в парламенте. Можно протянуть любое решение, особенно если с ним солидарна и исполнительная власть. Результат ужасающий - опасная реабилитация патерналистских настроений. Заработная плата в значительной своей части приобрела форму социального пособия и т.д.

- Получается, у нового Кабмина, даже если будет желание, все равно не окажется возможности реализовать необходимые непопулярные меры:

- Понимаю, насколько будет сложно Юрию Еханурову изменить данную ситуацию. Ведь мы уже вступили в новый избирательный цикл. К тому же, у нас нет дееспособной право - либеральной оппозиции. Правый фланг украинского политикума полностью оголен. В этой ситуации очень важной могла бы оказаться помощь Президента. Тем более что речь идет не о косметическом ремонте, а о принципиальной коррекции основных принципов экономической политики, ее направленности в первую очередь на решение двуединой задачи: обеспечение ощутимого повышения конкурентоспособности экономики и возобновление темпов роста реального ВВП на уровне не ниже 7 - 8% в год. Этому нет альтернативы. В прошлом году в Украине ВВП на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности, составлял всего 51% по сравнению с Польшей и 62% - с Россией. В нынешнем году темпы роста у наших соседей почти в два раза превышают наши показатели (рост ВВП в РФ за восемь месяцев составил 5,8%. - Ред.). Наше отставание усугубляется. О каком евроинтеграционном курсе в этой ситуации может идти речь?

- И все - таки давайте вернемся к тому, что нужно сделать...

- В экономической политике нужно как можно скорее пересесть с популистской лошадки безответственных социальных обещаний на более надежный транспорт. Необходимо довести до логического конца все рыночные реформы, в т.ч. и в социальной сфере. Речь идет о реформах, находящихся на правом фланге экономической политики. Хочу подчеркнуть, что это не только наша проблема. Поляки на только что состоявшихся выборах отдали предпочтение партиям правого толка. Подобное происходит и в Европе. В связи с замедлением темпов роста политики тоже решают, каким образом урезать социальные функции государства, чтобы позволить европейскому производителю стать более конкурентоспособным на мировом рынке. А наши "правители" кичатся тем, что за один год заработная плата бюджетников повышена на 57%. Полная несуразица! К тому же эффективно бороться с коррупцией и тенизацией экономики возможно лишь на основе углубления рыночных преобразований, а не реверсной политики. Разве не понятно, что в основе последних "семейных разборок" президентского окружения, которые потрясли общество, лежат попытки разворота влево?

- Со стратегическими приоритетами все ясно. А можете ли Вы предложить какие - то конкретные решения?

- Главное для нового правительства возвратить серьезнейшим образом пошатнувшееся доверие общества к государству, к новой власти. Для этого необходимы как минимум три вещи: первое - перестать обещать больше, чем может сделать государство. Убежден, люди с одобрением отнесутся к такой позиции; второе - отказаться от ряда нереальных социальных программ, реализация которых сегодня непосильна для украинской экономики. Об этом г - н Ехануров должен не только открыто сказать обществу, но и обратиться к парламенту с конкретными предложениями, касающимися их замораживания, с отсрочкой реализации на три - четыре года. Одновременно необходим очень сложный, как показал российский опыт, переход к адресной социальной помощи и монетизации социальных выплат. В сфере социальной политики это проблема номер один. Только на этой основе можно преодолеть угрозу искусственного раскручивания инфляционной спирали, как и опасного бюджетного кризиса, в который втягивается финансовая система страны; третье - пообещать обществу, что "разбухающий" размер государственного потребления, измеряемый как доля бюджета в ВВП, не только не будет (как это происходит в текущем году) увеличиваться, но и в ближайшие три - четыре года начнет поэтапно (начиная с 2006 г.) сокращаться. Эти принципы должен учитывать уже бюджет - 2006. Без этого обеспечить переход к инвестиционной экономике, преодолеть стагнацию и возвратиться к необходимым нам сегодня темпам экономического роста нереально.

- А как быть со сдерживанием инфляции?

- Проблема сдерживания инфляции требует комплексных решений. Для этого необходимо конструктивное сотрудничество КМ и НБУ. Такое сотрудничество возможно в границах создания системы инфляционного таргетирования (target. - цель), которая должна органически соединить в себе монетарные и немонетарные инструменты ценовой стабилизации. Такая модель используется в 21 - й стране. Это и наши соседи - Венгрия и Чехия, это и Великобритания, Канада и Корея, Мексика и Чили. Речь идет о достаточно сложном механизме, но его следует осваивать. Важно поднять роль Совета НБУ. Не может не беспокоить ситуация, при которой совет комплектуется по принципу отраслевого и партийного представительства. В его составе должны быть представлены специалисты - денежники, люди, реально разбирающиеся в вопросах денежно - кредитной политики. Мне очень хорошо известно, насколько сложной является проблема выбора адекватной антиинфляционной политики, где каждый нюанс и каждая позиция предельно важны. Поэтому без должного уровня квалификации совета, на который возлагается задача определения основных принципов денежно - кредитной политики, не обойтись.

- Кстати, о квалификации. Верите ли Вы, что новое правительство будет достаточно компетентным, чтобы нести возлагаемую на него фактически непосильную ношу?

- Предыдущий Кабмин оставил Юрию Еханурову очень сложное наследие. Правительство Юлии Тимошенко не стало правительством реформ. Вместо этого - полнейшая неразбериха. Мы близки к экономическому хаосу. Нужны колоссальные усилия, чтобы коренным образом исправить это положение. Для этого необходима не только действенная поддержка со стороны парламента и Президента, но и соответствующее понимание общества. И обязательно - поддержка бизнес - элиты, на что, видимо, не без основания и рассчитывает Юрий Ехануров. Выскажу предположение, что именно от итогов экономической стабилизации будут зависеть и результаты предстоящих выборов. Харизматическая слагаемая, на которую делают и сегодня ставку отдельные политики, в этот раз уже не будет определяющей. В этой связи от нового правительства требуется главное - оно должно продемонстрировать обществу желание и умение созидать.

Андрей НЕВЕРОВБ

За матеріалами: Экономические известия
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5345
 0,1025
0,26
EUR
1
42,3098
 0,0112
0,03

Курс обміну валют на вчора, 10:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3729  0,01 0,03 39,9288  0,00 0,00
EUR 42,1825  0,05 0,12 42,9621  0,03 0,07

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5300  0,10 0,26 39,5550  0,09 0,24
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес