Фінансові новини
- |
- 17.05.24
- |
- 08:28
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевские Ведомости": Кто заплатит за популизм? (Кабмину Еханурова предстоит правильно составить бюджет и обеспечить наполнение казны в этом году. В этой сфере есть проблемы, и лишь искажение статистики позволяет их скрывать)
17:20 13.09.2005 |
По большому счету, разночтения происходят из - за вольности толкования понятия "правильный бюджет". Ушедшее в отставку правительство Юлии Тимошенко считало верным сделать его социальным, чтобы накануне выборов в парламент добиться благосклонности избирателей. Социальные выплаты выросли, по некоторым оценкам, впятеро - 70 - 80% расходов.
Прежнее правительство удачно осуществило задуманное. С сентября минимальная зарплата повысилась еще на 7,1% после предыдущих увеличений на 10,7% с апреля и на 6,7% - с июля. Вслед за ними стали больше пенсии. Рейтинг бывшего премьера очень высок, даже несмотря на инфляцию, которая "сожрала" повышенные выплаты. При официальных 6,7% с начала года по отдельным позициям рост цен составил 20 - 40%. Особенно это заметно по рынку продовольствия.
Населению нет дела до того, какой ценой достигнут высокий рейтинг экс - премьера. Обновленный в марте бюджет - 2005 получился блестящим с точки зрения сбора денег на социальные выплаты. И. о. министра финансов Виктор Пинзенык справился со своей задачей на "пять с плюсом". Вот то, что преподносится с телеэкранов. Скрывается оборотная сторона: значительное усиление налогового давления на экономику и ее стагнация.
ВВП в 2005 - м вырастет на 5,5%. Это позиция МВФ, который еще в начале года верил в цифру 7%. Пока что в январе - июле - 2,4%, тогда как годом ранее - 13,5%. Промышленность произвела за восемь месяцев 2005 - го всего на 3,9% больше, чем за январь - август 2004 - го. Годом ранее прирост был 14,4%.
"При социальном бюджете не может быть иначе", - не раз признавал и. о. министра экономики Сергей Терехин. Бизнес "придавлен" налогами. За первое полугодие, по данным аналитиков Укрсиббанка, поступления в бюджет выросли в полтора раза, на 91% - по НДС, на 66% - по налогу на прибыль, на 67% - по таможенным сборам. Это и есть увеличение давления на экономику, ведь номинальный ВВП (с учетом инфляции) за календарный год вырос всего на 21,8%. Это вдвое меньше, чем прирост поступлений в казну.
Наука гласит, что в таких условиях экономика или повышает цены, или замедляет рост, или уходит в тень. В Украине наблюдаются все три процесса. Результат для казны один - падение поступлений. И если бюджет - 2006 останется таким же дискриминационным, поступления упадут и платить по "социалке" станет нечем.
Проблемы с деньгами уже есть. Минфин декларирует, что за январь - август доходы общего фонда бюджета составили 54,2 млрд. грн., или 106,7% от плана, а расходы - 41,5 млрд. грн., или 99,4% от задания. Вроде бы разрыв в 13 млрд. грн. гарантирует, что в казне должен быть излишек денег. Однако нет - по данным экспертов, средств у государства впритык.
Выходить в "плюс" по статистике получается за счет нескольких трюков. Например, путем неполного возмещения НДС предприятиям. Все невыплаченные деньги тут же идут в счет доходов казны. Или другой вариант - принудительное взимание денег с госпредприятий. Их заставляют отчислить в бюджет больше той прибыли, которую удается получить.
Искусственно маскировать "дыры" в бюджете нельзя бесконечно. Рано или поздно трюки с НДС и отчислениями от прибыли госпредприятий аукнутся новыми проблемами. Именно отсюда многочисленные инициативы Кабмина по борьбе с оптимизацией налогов бизнесом. От правительства уже досталось всем: и банкам, и экспортерам, и особенно крупным предприятиям. По каждому из них у государства есть планы по увеличению отчислений. Вроде бы, неплохо. Только движение происходит в одном направлении: государство и деньги требует, и условия работы ухудшает.
И еще. В то время как социальные расходы увеличились, госзакупки и дотации предприятиям уменьшились. В 2004 году казенные инвестиции в 2 - 2,5 раза превышали "социалку", в этом году они едва составят 25 - 40% от нее. Дисбаланс очевиден. А ведь стоит учесть, что львиная доля роста экономики базировалась именно на государственных расходах. За каждой отраслью стоят предприятия - подрядчики, где работают жители Украины и которые платят налоги. Но нет госрасходов - отсутствует производство, меньше зарплаты, падают поступления в казну.
Нужно признать: экономика развивалась бы и без бюджета, если бы прежнее правительство открыло многие заслоны на пути развития бизнеса. Например, только одно строительство смогло бы дать 10% прироста ВВП, если бы процедуры землеотвода и выдачи разрешений упростились. Однако что дало экономике вместо этого правительство? Страсти вокруг реприватизации. В таких нервозных условиях развиваться могут только те предприятия, которые нашли общий язык с ушедшим в отставку составом Кабмина.
Эти проблемы лежат на пути нового правительства. Ему предстоит решить вопросы излишнего налогового давления, недостаточных госинвестиций, передела собственности и снятия бюрократических преград. Все это завязано на бюджете - 2006. Президент, кстати, остался недоволен вариантом, разработанным Минфином, и вернул его на доработку из - за излишней "социальности".
"Подготовить проект бюджета, который будет предусматривать ясную философию экономического роста в 2006 году", - акцентировал внимание Виктор Ющенко.
Поэтому уже наверняка в следующем году зарплаты и пенсии не будут расти столь высокими темпами - правительство Тимошенко выбрало все резервные мощности бюджета в этом направлении. Зато госвложения увеличатся.
Сергей ЛЯМЕЦ