Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Причины инфляции в Украине летом 2005 г. и перспективы до конца года - В.Литвицкий

15:54 06.09.2005 |

Економіка

Причины роста цен летом 2005 г. и перспективы до конца года прокомментировал руководитель группы советников главы Национального банка Валерий Литвицкий:

"История повторилась. Как в прошлом году, ожидания дефляционного лета обернулось определенным разочарованием - летом цены не снизились, хотя августовский инфляционный тренд был наиболее низким с начала года.

Это побуждает еще раз обратить внимание планировщиков на то, что разработка нормативного годового сценария движения потребительских цен должна ориентироваться не на летнюю дефляцию, а на "ценовое плато", при котором факторы сезонного характера, которые снижают цены, в основном уравновешиваются теми, которые их повышают.

Сезонные факторы летом этого года по силе воздействия были сопоставимыми с прошлогодними. На этот раз они снова оказались недостаточно мощными, чтобы нейтрализовать действие проинфляционных факторов. Инфляция в июне - августе оказалась такой, которая все еще сохраняет (хотя и уменьшающуюся) вероятность, вписаться в бюджетный расчетный показатель (9,8%). Вероятность вписаться в этот показатель, по моему прогнозу, составляет 50%.

В прошлом году в этот период антиинфляционная политика определялась в основном тремя факторами:

а) роста себестоимости мяса как следствия неурожая 2003 г., повышения цен на топливо и оплату труда;

б) ускоренного роста стоимости услуг и соответствующих тарифов;

в) роста стоимости топлива под влиянием мирового подорожания нефти.

В этом году появился четвертый фактор - замедление роста производительности труда, которое летом продолжило угнетать восходящую динамику совокупного выпуска (ВВП). Номинальный ВВП вырос за 7 месяцев на 20,7%, а номинальные доходы на 44%. Двукратный разрыв означает дефицит товарного предложения, который дополнительно генерирует инфляцию. Динамика реальных доходов превышает динамику физического прироста ВВП на 23,1%, а в прошлом году на 2,1%. Товаров не хватает не "вообще", а для насыщения агрессивно поднятого потребительского спроса, что приводит к сохранению повышенного инфляционного фона.

Базовая инфляция в узком измерении в августе к декабрю 2004 г. выросла на 1,9% (изменение цен на непродовольственные товары за исключением топлива). Этот показатель меньше того, который характеризует общую инфляцию потребительских цен (6,7%). Он дает основания сделать вывод, что апрельское усиление обменного курса непосредственно повлияло на замедление инфляции (в узком измерении, как базовой) приблизительно на 0,8%, поскольку в потреблении непродовольственных товаров в этом году значительно выросла роль импорта.

Итак, доля инфляции, за которую несет прямую ответственность Нацбанк, составляет четвертую часть ее общего показателя. И, конечно, эта доля могла бы быть еще меньшей в следующем месяце.

После июньской паузы Нацбанк в июле - августе снова несколько усилил напор в монетарных кранах. Хотя в июле роста денежной базы было на 4,6 % меньшим, чем в соответствующем периоде 2004 г., но в отличие от июня Нацбанк увеличил чистую кредитную эмиссию на 1,9% через расширение покупки валюты (1,965 млрд.грн.). Поэтому упомянутое уменьшение темпа роста денежной базы связано с увеличением средств на депозитном счете правительства в НБУ на 2,2 млрд.грн. (в национальной валюте).

Еще более существенным было расширение денежного предложения со стороны НБУ в августе, когда оно составило 3,2% против 3,7% в июле. Денежная база возросла бы еще быстрее, но как и в июле правительство (на этот раз на 2,48 млрд.грн.) уменьшило денежное предложение через наращивание своих средств на едином казначейском счете. Соответственно в августе т.г., как и августе 2004 г., возросла денежная масса, хотя в отличие от прошлого года в августе почти не возросла наличность. И снова в этом месяце расширилась эмиссия на покупку валюты - на этот раз было куплено $735,9 млн. против $387 млн. в июле.

В июле - августе после майско - июньской рестрикции была необходима определенная коррекция монетарной политики. К тому же правительство в последние два месяца лета увеличило величину своих депозитных средств в Нацбанке, и поэтому поддержка достаточной ликвидности в банковской системе побудила к компенсирующему расширению денежного предложения со стороны НБУ как через каналы покупки валюты, так и с помощью рефинансирования коммерческих банков.

Расширение канала покупки валюты частично было вынужденным. Во - первых, в связи с ожиданием регистрации нормативных документов по вопросам либерализации валютного рынка, что ограничивало Нацбанк в сокращении своего присутствия на валютном рынке. Во - вторых, умышленные или непреднамеренные сигналы по усилению гривны вынудили Нацбанк не избегать интервенций на покупку после инспирированного ее притока без угрозы существенного укрепления гривны на межбанке. Поэтому он уменьшил покупку валюты, но менее агрессивно, чем в мае - июле.

Следует принять во внимание и то, что замедление экономического роста, которое продолжилось в летние месяцы, также несет угрозу ускорения инфляции, если выходит за определенную границу и уменьшает товарное предложение. Возможности большего торможения темпов роста денежной базы ограничены в нисходящей фазе бизнес - цикла.

(Примечание. Нацбанк не может полностью погасить современную инфляционную волну, поскольку ее генераторы находятся не только на стороне спроса, но и на стороне предложения. И проблема не только в дефиците предложения, но и в росте затрат (рабочей силы и энергоносителей). У нас преувеличивается проблема спроса в борьбе с инфляцией и недооценивается проблемная предложения. А инфляция затрат доминирует. Это было несколько приглушено, пока более - менее стабильными были цены на энергоносители. Кроме того, не будем забывать об инфляции затрат и в связи с неурожаем 2003 г. Инфляцию затрат генерирует и замедление роста ВВП, а также продуктивности труда. Абсорбирующая функция роста экономики, которая в предыдущие два года поддерживала спрос на деньги и сдерживала цены, ослабилась. Итак, проблема товарного предложения также подталкивает инфляцию затрат. А это все проблемы, которые должны быть главной болью Минэкономики. Если Нацбанк пережмет монетарный кран, то инфляция затрат станет еще более высокой. - В.Литвицкий.)

С целью сдерживания роста цен В.Литвицкий предлагает примерную "Дорожную карту" антиинфляционных действий до конца года:

- Держать положительными все процентные ставки (выше нормативного инфляционного ориентира);

- Активизировать меры по мобилизации средств инструментами абсорбационной политики (ДЕПО, РЕПО - операции);

- Задействовать оперативные рычаги по уменьшению наличности в структуре платежных средств;

- Увеличить продажу ценных бумаг из собственного портфеля;

- Инициировать дополнительное досрочное погашение правительственных ценных бумаг, которые находятся у Нацбанк;

- Рекомендовать правительству увеличить средства на счету в Нацбанке;

- Рекомендовать правительству противодействовать повышению тарифов;

- Рекомендовать правительству не препятствовать снижению продовольственных цен на продукцию зерновой группы после завершения уборочных работ;

- Рекомендовать правительству дополнить абсорбирующие мероприятия Нацбанка собственными по связыванию выплат из бюджета выпуском облигаций Минфина для населения, лотерей, дополнительной малой приватизацией;

- Рекомендовать правительству начать противодействовать "нефтяной" инфляции с помощью стимулирования энергосбережения;

- Содействовать ориентации банковской системы на своевременную расширенную кредитную поддержку переработки сырья нового урожая на предприятиях АПК;

- Разработать мероприятия по стимулированию сбережений;

- Развернуть постепенную либерализацию валютного рынка и сократить покупку валюты.

Для справки. Инфляция в Украине в августе 2005 г. составила 0%, с начала года - 6,7%. В июле т.г. инфляция составила 0,3%, июне - 0,6%, в мае также 0,6%, в апреле - 0,7%, в марте - 1,6%, в феврале - 1,0%, в январе - 1,7%.

В 2004 г. в Украине зафиксирована инфляция в размере 12,3%, в т.ч. по месяцам: январь - 1,4%, февраль - 0,4%, март - 0,4%, апрель - 0,7%, май - 0,7%, июнь - 0,7%, июль - 0% , август дефляция - 0,1%, сентябрь - 1,3%, октябрь - 2,2%, ноябрь - 1,6%, декабрь - 2,4%.

За матеріалами: УФС
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на вчора, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес