Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Зеркало Недели": Зарплата или жизнь? (Диспропорции бюджета-05 грозят сохраниться и в будующем году)

09:59 05.09.2005 |

Економіка

Старт очередному бюджетному процессу был дан не 15 сентября, как предписывает Бюджетный кодекс, а загодя. Уже 30 августа с.г. проблемы наших государственных и, в большей степени, местных финансов обсуждались на совместном заседании Консультативно - совещательного совета по вопросам местного самоуправления при председателе Верховной Рады Украины. За исключением разве что премьера Юлии Тимошенко, все выступающие говорили не о планах на 2006 - й, а о ситуации нынешней, требующей безотлагательного реагирования. Но кто сказал, что проблемы - 05 не могут плавно перетечь в проблемы - 06? Могут, еще как могут!

В целом заседание прояснило позиции сторон. Минфин будет правдами и неправдами добиваться выполнения бюджета нынешнего года и красивой цифры в бюджете будущего. Местные руководители, которые сегодня, в отличие от прежних лет, настроены менее воинственно, потребуют от центральной власти решения некоторых точечных проблем, понимая, что большая финансовая свобода местного самоуправления, конечно же, необходима, но в ближайшие два - три года явно не до нее. Сделанная в ходе оранжевой революции ставка на новые, высокие зарплаты и пенсии так перекосила отечественную бюджетную систему, что как минимум несколько лет уйдут на поиск нового баланса. И новых источников бюджетных доходов.

Премьер, хотя и видит нынешние финансовые диспропорции, предпочитает рассуждать о более светлых материях. "Мы выполнили политический заказ, - говорила Юлия Владимировна на заседании Консультативного совета о решении направить деньги на выплату повышенных зарплат и пенсий, - и с огромным удовольствием его выполнили. Сегодня все социальные платежи, копейка в копейку, выплачиваются вовремя".

Несколько иные настроения царят на местах.

При наличии мощнейшего металлургического производства, при громадных инвестициях в его реконструкцию и средней зарплате по городу почти в тысячу гривен бюджет Алчевска Луганской области влачит жалкое существование. Четыре месяца подряд он живет на краткосрочных займах у казначейства: не хватает средств на выплату зарплаты учителям. Вся беда в том, что 90% в бюджете - защищенные статьи, прежде всего зарплата.

Будет ли 2006 - й для Алчевска лучше - вопрос почти риторический. Это не жизнь, когда определенная Минфином контрольная цифра расходов на образование - 27,5 млн., а расчетная потребность в заработной плате вместе с начислениями - 27,7 млн.

Председатель Запорожского облсовета Владимир Березовский сетует на то, что удельный вес заработной платы в общем объеме расходов учреждений соцкультсферы достигает в регионе 98%. А в целом по стране, по словам председателя подкомитета бюджетного комитета ВР Екатерины Фоменко, зарплата достигает 87% местных бюджетов. Это показатель семи месяцев. Справедливости ради следует сказать, что к концу года он может улучшиться, но лишь до 73% (против 65% - в 2002 - м, 64 - в 2003 - м, 68% - в 2004 - м. И не более 60% в цивилизованных странах).

Что это значит? Только то, что на приобретение, скажем, тех же медикаментов в больницы или продуктов питания местные органы власти должны расходовать собственные ресурсы из так называемой второй корзины, напрочь забыв о неотложных нуждах типа поддержания жилого фонда или строительства дорог местного значения. Еще несколько лет подобной динамики - и роль местного самоуправления окончательно сведется к передаче денег из государственной казны бюджетнику.

Вопреки постоянно звучащим заклинаниям о социальности, говорить о высоком качестве бюджета в таких условиях не приходится. О бюджете развития - тем более. Финансисты хорошо знают, что по нормативам ЕС капитальные расходы в бюджете развития не могут быть меньше 10%. В Польше - 15, Словакии - 17%. В украинском бюджете образца 2005 года - аж 3%. Да и эти средства расписаны удивительным образом. К примеру, до конца августа на местах не получили ни одной гривни из субвенции на строительство газопроводов и отводов. Судя по тому, что финансирование запланировано на вторую половину года, в Минфине считают, что лучшее время для строительных работ в средней полосе - октябрь, ноябрь и декабрь:

В целом, по подсчетам бюджетного комитета ВР, на местах даже для выплаты заработной платы не хватает до конца года минимум 1,2 млрд. гривен. Но это, опять - таки, средняя температура по больнице. В одних "палатах" план по доходам выполняется на 150%, в других - едва на 30. Поэтому депутаты намерены с начала сессии еще раз поднять вопрос о дополнительных трансфертах еще в 2005 году, чтобы в селах не приходилось сокращать классы - комплекты и переводить бюджетников на 50 или 75% ставки.

Подобная "оптимизация" нынче идет полным ходом. И лет ей ровно столько, сколько Бюджетному кодексу. Но можем ли мы говорить об обоснованности этих вынужденных мер? В стране который год обсуждается необходимость внедрить стоимостные и качественные стандарты предоставления общественных услуг, от которых при оптимизации можно было бы "плясать". Но бюджет 2006 года снова будет сформирован с учетом старых, "потолочных" подходов:

И все же вернемся к 1,2 млрд., которых на местах не хватает даже на выплату зарплаты. По логике вещей, центральный бюджет должен бы поделиться с местными. Тем более что, судя по выступлению министра финансов, все бюджетные задания успешно выполняются и перевыполняются.

Уже 30 августа Виктор Михайлович смог с уверенностью заявить о выполнении плана по доходам государственного бюджета за восемь месяцев текущего года и выразить уверенность, что и план августа также будет выполнен. Однако и.о. председателя бюджетного комитета Людмила Супрун представила картину в несколько ином свете. По ее словам, в показателях выполнения "сидят" более чем 8,2 млрд. гривен переплаченных предприятиями налогов и сборов (а в начале года цифра, за которую все сильно ругали прежнее правительство, составляла 3 млрд.). На сегодняшний день в Украине задолженность по невозмещенному НДС составляет 6,2 млрд., в том числе просроченная - 3,4 млрд. (в начале года - 22 млн.).

Что страну ожидает дальше? Ах, да, конечно же, приватизация. Ее перспективы ощущаешь особенно остро, когда по телевизору передают репортаж о противостоянии вокруг такого приватизированного объекта, как Никопольский завод ферросплавов. Впрочем, если верить премьеру, за оставшиеся четыре месяца Фонд госимущества план 2005 года сумеет не только выполнить, но и "минимум миллиардов на 12 перевыполнить". Вот бы слова Тимошенко - да потенциальным покупателям в уши!

Не менее замечательными показались нам и озвученные премьером источники бюджетных доходов 2006 года.

Первый - массовая продажа на аукционах земель несельскохозяйственного назначения (со слов Юлии Владимировны, будет минимум формальностей, до продажи покупателю не понадобится даже утверждать проект будущей застройки). Соответствующий законопроект правительство готовится подать в ВР уже в начале новой парламентской сессии.

Второй (призванный пополнить прежде всего местные бюджеты) - вывод зарплат из тени на "колоссально прибыльных" предприятиях. Тимошенко заявила, что не дело, когда на одном таком предприятии платят по 3 тыс. гривен, а на другом - всего 300. И при этом почему - то вспомнила банки, сказав, что соответствующее задание перед налоговыми администрациями уже поставлено.

Третий источник - приватизация. В 2006 - м, если верить премьеру, к продаже планируются "Укртелеком", а также военные городки общим количеством 462 штуки.

Четвертое - меры по детенизации. На заседании 30 августа среди них были называлиь оптимизация обложения банков и страховых компаний налогом на прибыль, а также "продолжение работы" с оффшорными зонами, через которые идет экспорт высоколиквидной продукции по заниженным ценам.

Лично мне уже надоело писать, что изменения к налоговым законам полагается не только принимать, но и публиковать не позже 15 августа года, предшествующего бюджетному. Поэтому любые новшества в отношении банков и страховых компаний, даже в случае их одобрения парламентом, должны действовать с 1 января 2007 - го.

Не хочется в очередной раз доказывать, что зарплата прячется в тени не из - за саботажа руководителей предприятий, а из - за сверхвысоких социальных налогов, снизить которые в настоящее время нет никакой возможности. Как ни печально, но сбалансировать доходы и расходы Пенсионного фонда не удастся и в 2006 году, даже при нынешних начислениях на фонд оплаты труда. Единственное, что удастся, - это снизить объем дотирования ПФ из государственного бюджета. Хотя и незначительно, лишь на 2,6 млрд. грн. (при нынешних 18 млрд.). Именно такие выводы следуют из выступления Виктора Пинзеника на заседании Консультативного совета.

Впрочем, цифры по Пенсионному фонду не окончательные, и ситуация до конца года может еще измениться. Будем надеяться, что в лучшую сторону. Труднее изменить ход мысли наших руководителей с улицы Грушевского. Повышать зарплаты и пенсии, надеясь не на реальные источники, а больше на чудо, из года в год добывать средства для страны "нестандартными мерами" - в этом ли состоит взвешенная бюджетная политика?

Наталия ЯЦЕНКО

За матеріалами: Зеркало недели
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на вчора, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес