Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Кризис: минусы и плюсы. Образуется ли в Украине гармоничная экономическая структура?

10:52 10.08.2005 |

Економіка

У официальных аналитиков и прогнозистов своеобразная жатва. Немногим больше месяца осталось до конституционного срока (15 сентября) подачи правительством Украины в Верховную Раду проекта закона о государственном бюджете на 2006 год. Но кое - какие данные уже даже просочились в печать. Сообщается, что Минэкономики планирует скорректировать на 2005 г. прогноз роста ВВП с 8% до 6 - 6,5%, оставив прогноз по инфляции на прежнем уровне (9,8%). И хотя эти данные нельзя назвать официальными, спорить с ними, по нашему мнению, можно и нужно.

Начнем с базовых значений ВВП и его динамики в текущем году. Темпы экономического роста за первое полугодие 2005 года составили 4%, сократившись втрое по сравнению с 2004 годом. Если же за базу для сравнения брать июль к июлю, то темпы экономического роста сократились еще больше (19 к 4). Инфляция, как утверждает правительство, за первое полугодие 2005 года составила 6,4%, что, к сожалению, превышает "график" предыдущего года. Так что, учитывая сложившуюся экономическую динамику, трудно ожидать, что до конца года правительство выдержит предусмотренные при утверждении нового бюджета темпы роста на уровне 12% (а инфляцию - на уровне 9,8%). Собственно говоря, и половины от этого значения, т.е. 6%, тоже трудно ожидать, т.к. в таком случае, нетрудно посчитать, оставшиеся полгода ВВП должен расти со стабильным темпом не ниже 8% каждый месяц (против аналогичного месяца прошлого года). Это хотя и возможно, но на фоне вероятных рисковых событий выглядит достаточно зыбко. Отсюда наиболее оптимистическое значение для простой линейной модели прогноза 5 - 5,5%. Поэтому в 2005 году более реальным пока выглядит значение менее 5%. И из него следует исходить во время расчетов прогноза различных экономических показателей на 2005 год, включая всевозможные поправки на риски и на благоприятные события, которые могут способствовать росту.

Правда,тенденция к пересмотру темпов прироста ВВП характерна сейчас и для более развитых странах мира. Главная причина этого, по нашему мнению, в том, что традиционная экономика исчерпала ресурсы своего развития и пошла на убыль. Нефть, газ перестают играть положительную роль в экономической динамике. А инновационная экономика, формирующая новый ресурсный уклад и, самое главное, - инновационную энергетику, не успела сформироваться.

Рассмотрим возможные риски, способные повлиять на изменение этого значения ВВП. Рост цен на нефть на мировых рынках превысил психологически важное значение в $60 за баррель, а Россия подняла экспортные пошлины на нефть до $140 за тонну. Кроме того, она планирует увеличить в три раза цены на природный газ для Украины. Но главное, что, в соответствии с прогнозами нашего Института, экономика Украины постепенно приближается к своему первому естественно - эволюционному экономическому кризису, причинами которого будут фундаментальные закономерности развития рыночной экономики. Как к зиме или лету, так и к ним нужно готовиться.

Поэтому сейчас технически верным было бы дать уточненный прогноз на уровне не выше, а даже ниже 5%. Во - первых, фискальные инструменты управления экономикой Украины продолжают свое естественное развитие, а поэтому все еще далеки от совершенства. В этих условиях завышение прогнозируемых темпов экономического роста будет автоматически увеличивать фискальное давление на субъектов экономической деятельности. Для них будет лучше, если прогнозное значение окажется немного ниже реального.

Важным фактором прогнозирования выступает вывод о росте экономического давления со стороны РФ, которое следует квалифицировать как экономическую войну против Украины.

Назвав вещи своими именами, гораздо проще строить реальные прогнозы и соответствующие экономические стратегии. Но, кроме минусов от роста цен на энергоносители, мы получим и плюсы (как и от любой войны: мобилизация сил на борьбу с трудностями объединяет нацию; напряжение экономических, финансовых и иных ресурсов - дисциплинирует, рационализирует их использование, формируя практики или стандарты ценных экономических поведений; более активно подталкивает к инновациям. После окончания кризиса это дает стране, пережившей его, преимущество перед другими странами в виде более мобильной экономики и более совершенной ее структуры. В условиях экономической войны у обороняющейся стороны нет иной стратегии, кроме инновационной. Ведь инновация формирует новый, соответствующий ей, ресурсный и технологический уклад.

Впрочем, существуют и положительные факторы, способные повлиять на рост ВВП в 2005 г. до значения более 5%. В июне мы стали свидетелями роста денежного предложения. Это был своевременный и сильный ход Национального банка. Он стимулирует деловую активность, способствуя реализации имеющегося потенциала, заложенного предыдущим поколением. Внешне проявления роста деловой активности выглядят как экономический рост, т.е. в виде увеличения темпов прироста ВВП. Но это совпадение только по внешним проявлениям, т.к. экономический рост - это рост качественно нового потенциала экономики, в то время как, говоря о восстановлении монетарных пропорций, мы говорим о восстановлении угнетенного кризисом имеющегося экономического потенциала. Июньский форсированный рост денежного предложения, полагаем, следует считать наиболее удачным в стратегическом отношении. Июль - август как бы закрепили за собой репутацию дефляционного периода, и поэтому рост денежного предложения накануне - хороший фактор стимулирования экономической активности с минимальными инфляционными рисками. Монетарный фактор должен будет оказать позитивное влияние на экономическую активность, а через нее - и на экономическую динамику. А вот резкий рост денежного предложения в марте нес риск инфляционного давления, хотя и компенсированный ревальвационной политикой Нацбанка. И это был не совсем, как нам кажется, удачный ход. Здесь желательна выверенная стратегия, учитывающая ходы и даже возможные ошибки правительства, причем еще и с опережением его действий. Но темпы изменения денежного предложения должны быть плавными. Непревзойденным образцом в осуществлении идеальной стратегии является политика денежного предложения Федеральной резервной системы США, осуществляемая начиная с 2001 года и по сегодняшний день.

Нельзя оставить без внимания и то, что украинские домашние хозяйства получают довольно ощутимые доходы от современных "гостарбайтеров". Но из - за карликовой величины национальной экономики они пока не оказывают ощутимого стимулирующего влияния на рост внутреннего спроса. Хотя непосредственно влияют на валютный курс, аналогично интервенциям НБУ, а также на рост ВВП в 2005 и 2006 годах. Однако этот же фактор одновременно будет приближать начало экономического кризиса в силу своеобразного искажения рынков. Так как правительством до сих пор не были созданы реальные инновационные проекты и даже предпосылки к ним, в стране нет точек высокоэффективного притяжения и использования этих средств. В результате средства "гостарбайтеров" лишь сеют атмосферу неуверенности в будущем у среднего класса. Чтобы компенсировать эту психологическую неустойчивость, деньги вкладываются в спекулятивные направления, прежде всего - в жилую недвижимость. Но как только эти спекулятивные направления насытятся капиталами, которые перейдут из денежной формы в материальную, так что их невозможно будет извлечь в одночасье, и начнется кризис. Причина его банальна - искажение структуры экономики, так как в конечном итоге реальный доход в будущем (главная цель инвестиции) получают только от вложений в инновационные направления экономики. Отсюда вывод: гармоничное развитие экономической структуры играет решающую роль в благополучии страны. К сожалению, эта простая истина не известна тем, кто составлял и утверждал бюджет на 2005 год.

Перспективы роста темпов экономики сейчас опираются в первую очередь на фактор урожая. Но в то же время очень трудно сказать, удастся ли избежать повышения цен на сельскохозяйственную продукцию из - за роста цен на энергоносители. В какой степени эти два фактора компенсируют плюсы и минусы друг друга? От этого будет зависеть темп роста ВВП в этом сегменте источника доходов.

В то же время паниковать по поводу надвигающегося экономического кризиса недопустимо. Несмотря на ряд негативных шоков, которым подверглась экономика в первом полугодии, она все еще "держит удар". Хотя одновременную остановку трех НПЗ и угрозу России в три раза повысить газовые цены трудно переоценить... И все же старт системному кризису может дать только кризис в инвестиционной сфере, возможно, даже в строительстве, которое резко снизило свои объемы (почти на 8%) в первом полугодии после строительного бума 2004 года и роста за год более чем на 30%. Опасны также перенакопления в денежной сфере, падение доходности национальных денег. Тем не менее, Украина сегодня еще не стоит на пороге кризиса. Несмотря на сгущающиеся тучи, вызванные неблагоприятной экономической конъюнктурой, мы все - таки небезосновательно ожидаем в этом году экономический рост. И хочется особо подчеркнуть, что для него 5% - это хороший темп. Например, США считают, что у них все "ОК" при темпах роста около 4%. Поэтому бизнесу можно спокойно строить прогнозы и стратегии, взяв за базу именно эту величину. Если мы заложим в прогнозы пессимистический сценарий, то снижаются риски дополнительных издержек в экономике, возникающие под воздействием фискально - административного фактора. С другой стороны, получив в результате таких прогнозов выход на оптимистический сценарий, мы будем иметь дополнительный резерв для развития инноваций.

Такой же подход может быть и в отношении прогнозного показателя инфляции. Если уже сегодня видны очертания инфляции в 14 - 15%, то не нужно бояться закладывать их в прогноз. Это не значит, что с инфляцией не стоит бороться. Замечание МВФ Украине в отношении этой проблемы совершенно справедливо и актуально.

Вызывает тревогу, что практически во все предыдущие годы эти показатели подкрашивались в угоду политике. ВВП завышался, а инфляция занижалась - политиками при власти. И, наоборот, ВВП занижался, а инфляция завышалась - политиками из оппозиции. Будет ли исключением 2006 год?

Манипулирование макроэкономическими показателями - признак "экономической незрелости" политической элиты (и властной, и оппозиционной). Иначе она бы понимала, что ВВП может повышаться или понижаться в результате объективных закономерностей развития рыночной экономики. И падение темпов экономического роста, экономический кризис - это не обязательно плохо. В каждом кризисе заложен позитивный потенциал, хотя понятно, что не всегда удается им воспользоваться: Хорошо, когда в ходе кризиса экономика просто сбрасывает с себя устаревшие производства, что замедляет ее темпы. Однако высвободившиеся ресурсы, направленные в инновацию, в следующем за кризисом периоде дадут значительный толчок в развитии. Хуже, когда экономический кризис вызван отсутствием инновационной стратегии.

В любом случае в развитых странах темпы экономического роста не являются предметом политического торга. Там приветствуется профессионализм: снижение или подъем темпов экономической динамики, точно определяемые командой политиков и экономистов, дает ей полшанса на успех. Вторую половину они зарабатывают на мерах, способствующих экономическому росту и росту благосостояния народа. Отсюда и характер политической состязательности: в качестве программ экономического и социального развития закладываются реальные меры, а не шоу, рассчитанные на избирательные кампании. Наши же программы экономического развития почти всегда рискуют получить политическую окраску.

Впрочем, экспертное сообщество также имеет свое мнение. Результаты проведенного нами анализа показывают, что с учетом проявившихся тенденций следует ожидать темпы экономического роста около 5,5% в 2005 году и ниже 5% - в 2006 году. Инфляция будет на уровне или выше 14% в 2005 г. и такая же в 2006 г., если политика не изменится.

Однако эти выводы еще не столь значимы. Будет хуже, если правительство Украины не успеет (а есть сомнение, что оно и не подозревает о необходимости этого) реализовать масштабный инновационный проект, способный притянуть и поглотить свободные денежные капиталы, дать по ним отдачу выше, чем по иным инструментам сохранения доходов. Но независимо от этого после 2006 года мы ожидаем вхождения экономики Украины в свой первый естественный эволюционный экономический кризис. И правительство должно учесть в бюджете - 2006 средства для мероприятий по подготовке экономики к его началу. Игорь МАКАРЕНКО, Валерий КУЗЬМЕНКО

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6799
 0,0603
0,15
EUR
1
42,8305
 0,0810
0,19

Курс обміну валют на сьогодні, 10:30
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5054  0,08 0,20 40,0558  0,07 0,18
EUR 42,5617  0,13 0,30 43,2979  0,14 0,33

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7050  0,14 0,37 39,7350  0,10 0,26
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес