Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"The Heritage Foundation": Украине пора пересмотреть свою экономическую политику

09:28 18.07.2005 |

Економіка

Украина имеет важное значение с точки зрения геостратегических приоритетов США в Восточной Европе. По мнению многих американских политиков и экспертов, интеграция Украины в мировую экономику, и особенно ее присоединение к Евросоюзу, приведет к изменению геополитического баланса в Восточной Европе, и, возможно, спровоцирует позитивные перемены в других постсоветских государствах. Но самое главное, от этого выиграет народ Украины. Таким образом, с точки зрения внешней политики США, вопрос о том, каковы будут результаты украинских реформ, весьма актуален.

С самого начала событий, которые привели к 'оранжевой революции' в Киеве, правительство США поддерживает Виктора Ющенко, который в январе 2005 года занял пост президента Украины, и его политических союзников. Администрация Буша уже израсходовала более 60 миллионов долларов на цели, связанные с переходом Украины к демократии; кроме того, такая же сумма предусмотрена в дополнительных бюджетных ассигнованиях на 2005 финансовый год. Однако с момента прихода Ющенко к власти экономическая политика Украины пошла в неверном направлении. Причины этого таковы:

- Отсутствие концепции развития рыночной экономики в высших эшелонах власти;

- Развал механизма принятия решений в экономической сфере;

- Неадекватность судебной системы, коррумпированность и неэффективность государственного аппарата;

- Постоянное нарушение прав собственности и чрезмерно усложненное налоговое законодательство, которое к тому же применяется произвольно;

- Антирыночный и протекционистский курс премьер - министра Юлии Тимошенко;

- Недостаточная интеграция страны в мировую экономику из - за нежелания парламента принимать соответствующие законы.

Несоответствие между декларациями президента Ющенко в поддержку рыночной экономики и непоследовательными действиями его кабинета, одержимого 'централизаторскими инстинктами', приводит к тому, что экономическая политика в стране носит этатистский и популистский характер. Показатели этого года несравнимы с экономическими достижениями 2004 года: тогда, среди прочего, страна могла похвастаться ростом валового внутреннего продукта (ВВП) на 12% и увеличением биржевых котировок на 200 с лишним процентов.

Неубедительные результаты

С начала 2005 г. наблюдается снижение основных показателей экономического развития Украины, что ставит под угрозу будущее администрации Ющенко.

Макроэкономические показатели: Последствия популистского курса проявились немедленно. За первые четыре месяца 2005 г. темпы роста ВВП (в среднегодовом исчислении) снизились до 5%, а инфляция, наоборот, достигла 15% . Объем строительства существенно сократился - в первом квартале 2005 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение составило 5,9%. В металлургии за первый квартал объем производства сократился на 3,9 % . Это связано с ростом себестоимости продукции, прежде всего из - за повышения цен на энергоносители.

Приватизация: Новые власти обещали пересмотреть итоги приватизации: это решение спровоцировало продолжительную дискуссию о том, какие предприятия следует приватизировать заново, и какой должна быть эта процедура. Правительство разработало весьма широко сформулированный законопроект, принятие которого способно во многом перечеркнуть результаты приватизации на Украине. В результаты права владельцев тысяч предприятий оказались под угрозой.

Новое правительство так и не воплотило в жизнь свой план (вызвавший неоднозначную реакцию) по ренационализации, а затем и реприватизации 'Криворожстали' - крупнейшего в стране металлургического комбината. Приватизация этого гигантского завода в свое время стала ярким примером коррупции и кумовства: он был продан за 10% рыночной стоимости консорциуму, в который вошли зять президента Кучмы и ближайшие союзники тогдашнего премьер - министра Виктора Януковича.

Кроме того, президент Ющенко назначил главой Фонда государственного имущества Валентину Семенюк - члена Социалистической партии, публично выступавшую против приватизации как таковой.

Бюджет и налогообложение: В первом квартале 2005 года консолидированный бюджет Украины имел профицит в размере 3,85% ВВП. Доходы бюджета увеличились на 31%, а расходы - на 23%. Тем не менее, вопрос о том, удастся ли правительству собрать достаточно доходов, чтобы профинансировать погашение долгов и социальные выплаты, в том числе те, что Ющенко обещал увеличить в ходе предвыборной кампании. Среди этих обещаний - увеличение выплат при рождении ребенка и пособий по инвалидности, а также повышение пенсий и минимальной зарплаты на 42% уже в первом квартале 2005 года.

В марте Верховная рада (украинский парламент) одобрила поправки к бюджету 2005 года, предусматривающие бюджетный дефицит в размере 1,86% ВВП. В бюджете было учтено значительное повышение пенсий и минимальной зарплаты, однако он основывается на чересчур оптимистичных оценках объема поступлений в государственную казну. На деле же правительство изо всех сил пытается изыскать новые источники доходов. Налоговые льготы были отменены, причем самым торопливым и некомпетентным образом. Это вынудило десятки тысяч мелких предпринимателей закрыть свои фирмы или 'уйти в тень' - на черный рынок.

Политический разброд: Правительство не в состоянии выработать единую позицию. Первый вице - премьер Анатолий Кинах выступает в роли одного из самых активных критиков политики премьер - министра. Он публично порицает введение регулируемых цен и дисбаланс между экономической и социальной политикой, отражением которого стал государственный бюджет 2005 года

Инфляция и цены: На Украине наблюдается самый высокий уровень инфляции во всем Содружестве независимых государств. С января по апрель она увеличилась с 13,3 до 14,7% в пересчете на год. По данным Госкомстата Украины средний уровень инфляции за январь - май 2005 года составил 14%: для сравнения - за аналогичный период прошлого года этот показатель равнялся 7,2%.

Отказ от жесткой финансовой политики и обесценивание сбережений способствуют росту потребления, а это, в свою очередь, приводит к повышению цен на продукты питания, в том числе на мясо. На это правительство отреагировало введением контроля за ценами на продукты. Кроме того, премьер - министр Тимошенко распорядилась, чтобы в каждом регионе была разработана, представлена 'наверх' и осуществлена программа по увеличению производства мяса - подобные меры сильно смахивают на централизованное планирование советских времен.

Кроме того, Украина испытывает нехватку нефти: некоторые обвиняют российское правительство, в том, что оно блокирует поставки этого сырья в соседнюю страну. Однако на объемы российских поставок повлияло увеличение мировых цен на нефть.

Введение на Украине регулирования нефтяных цен - государственным нефтяным компаниям предписано отпускать бензин по ценам ниже рыночных - привело к катастрофическим последствиям, в том числе, возникновению гигантских очередей у бензоколонок. Пока контроль над ценами оставался в силе, заправиться можно было только на бензоколонках, принадлежащих российским фирмам. 18 мая президент Ющенко подписал принятый парламентом закон, призванный облегчить топливный кризис за счет отмены пошлин и налогов на ввозимое топливо.

Это также позволит сократить зависимость Украины от российских поставок энергоносителей: отмена пошлин на импортное топливо дает Украине возможность приобретать нефть у других экспортеров - например, Казахстана, Ирана и Ирака - по более высоким ценам, не нанося при этом ущерба кошельку потребителей. После визита в Азербайджан министр иностранных дел Борис Тарасюк объявил о готовности Украины закупать топливо в этой стране. Это полностью соответствует заявлениям президента о необходимости диверсификации нефтяных поставок и стремлении получать это сырье из трех - четырех источников - а именно, России, Казахстана, Азербайджана и Ливии.

Торговля: В первом квартале этого года украинский экспорт по сравнению с аналогичным периодом 2004 года увеличился на 16,8%, а импорт - на 18,5%. Рост экспорта произошел в основном за счет металлургической продукции. Однако в дальнейшем внешнеторговый баланс страны, скорее всего, будет отрицательным - из - за повышения курса гривны (национальной валюты) и дешевизны импорта.

Монетарная политика: Благодаря большим объемам экспорта и притоку иностранной валюты в страну в апреле произошло повышение курса гривны. Национальный банк Украины сделал шаг в сторону либерализации валютного рынка, отменив нормативный акт об обязательной продаже на бирже 50% валютных поступлений от экспорта. Эту меру можно только приветствовать, однако в других сферах экономической политики стране предстоит сделать еще очень многое.

Реформы в сфере бизнеса: Судя по всему, у правительства отсутствует четкая законодательная, нормативная и административная стратегия разработки, принятия, прохождения через парламент и воплощения масштабных реформ в сфере бизнеса. Каждую неделю оно объявляет о новом плане по созданию очередной вертикально интегрированной государственной компании, в том числе и в топливно - энергетическом секторе. Кабинет Тимошенко обсуждает не реформу государственных монополий, а исключительно их укрепление.

Отсутствие реформ отпугивает американских инвесторов. Этому способствует и повсеместное нарушение прав интеллектуальной собственности. По уровню распространения пиратских компьютерных программ (90%) Украина занимает одно из первых мест в мире - наряду с Вьетнамом, Китаем и Зимбабве.

31 мая Рада забаллотировала пакет поправок к украинскому законодательству об интеллектуальной собственности. В результате экономические санкции против этой страны, введенные Соединенными Штатами в 2002 г., останутся в силе, и Украина недополучит 75 миллионов долларов от экспортных доходов. В 2004 г. США оставили санкции в силе на том основании, что Украина не предпринимает адекватных мер по борьбе с пиратским изготовлением оптических носителей (компакт - дисков и DVD), а также подделкой торговых марок. Провал упомянутых поправок также приведет к отсрочке вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО), не позволит Министерству торговли США предоставить стране вожделенный статус государства с рыночной экономикой, и еще больше оттолкнет иностранных инвесторов.

6 июля Рада, преодолев бурное сопротивление фракций коммунистов и социалистов, приняла закон, квалифицирующий незаконное распространение компакт - дисков, а также матриц, сырья и оборудования для их производства, уголовным преступлением. В результате Украина сделала очередной шаг к членству в ВТО. В то же время, на сегодняшний день Рада одобрила лишь 5 из 15 новых законов, необходимых для вступления в эту организацию. Еще три приняты в первом чтении, однако пять других были провалены, а рассмотрение двух законопроектов отложено.

Что поставлено на карту?

'Ставки' Соединенных Штатов на Украине весьма велики, однако политику экономических реформ в этой стране проводить будет непросто, учитывая, что в сентябре вступают в силу поправки к ее конституции, предусматривающие передачу части президентских полномочий премьер - министру, а также тот факт, что в марте 2006 года там пройдут парламентские выборы. Если экономическая политика новых властей потерпит крах, Россия на выборах 2006 года попытается провести в парламент 'своих' кандидатов и посадить своего человека в кресло премьер - министра, причем этот премьер по конституции будет обладать более широкими полномочиями, чем президент Ющенко.

Кроме того, ухудшение экономической ситуации дискредитирует поддерживаемый Соединенными Штатами процесс демократизации на Украине, и последствия этого будут ощущаться далеко за пределами страны. Если на Украине демократические преобразования потерпят крах, то это может случиться и в Грузии, Казахстане и других странах бывшего СССР. Более того, нынешняя экономическая политика отпугивает иностранных инвесторов, что укрепляет позиции коррумпированных украинских и российских бизнесменов, чувствующих себя вольготно в мутных водах регулируемой переходной экономики.

Что делать?

Администрации Буша и Ющенко должны вновь 'запустить' буксующий процесс экономических реформ на Украине. Однако основные усилия, чтобы переломить ситуацию, должна предпринять украинская сторона. США могут оказать украинцам техническую помощь и моральную поддержку, но возглавить процесс экономических реформ и руководить им может только сама администрация Ющенко.

В конкретном плане, администрации Ющенко следует:

- Разработать и обнародовать целостную президентскую концепцию экономических реформ. Правительство должно следовать в русле концепции президента Ющенко, воплощать ее в жизнь и создавать благоприятный инвестиционный климат в стране. План действий должен включать и временной график, разбитый на конкретные и реалистичные этапы. Необходимо назначить конкретных чиновников, отвечающих за выполнение этого плана. Администрации Ющенко следует сформулировать единую стратегию реформ в сферах бизнеса и законодательства, повысить способность государственных институтов эффективно использовать иностранную помощь, а также создать централизованный механизм подачи запросов на техническую помощь и ее координации.

- Нанять иностранную консалтинговую фирму для оценки существующего процесса принятия решений и выработки политического курса. Оплата ее услуг должна производиться в рамках уже предоставленной США технической помощи. Правительство в сотрудничестве с упомянутой консалтинговой фирмой должно использовать результаты этой оценки для осуществления всеобъемлющей реформы государственного аппарата, позволяющей усовершенствовать процесс принятия решений в экономической, финансовой, фискальной и инвестиционной сферах. Повышение эффективности государственных институтов, позволяющее осуществлять стабильные и устойчивые реформы приведет к созданию благоприятного климата и инфраструктуры для привлечения иностранных инвестиций.

- Сократить налоговое бремя, усилить защиту прав собственности и укрепить законность. Раде следует начать с отмены украинского коммерческого (хозяйственного) кодекса, выдержанного в советском духе, принятия закона об акционерных обществах и полного упразднения ценового регулирования. Необходимо также серьезное дерегулирование экономики в целом, в том числе устранение косвенных поборов и барьеров, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса.

Реформировать судебную и правовую систему Украины, с тем, чтобы решения судов принимались и выполнялись своевременно и в условиях прозрачности. Необходимо также осуществить всеобъемлющую правовую реформу в целях повышения конкуренции в экономике, а также реформу административного законодательства и процессуального кодекса в соответствии с рекомендациями комиссии 'Голубая лента' по Украине (Blue Ribbon Commission for Ukraine) при Программе развития ООН. Подобная реформа должна включать создание механизма, позволяющего выполнять решения иностранных судов, в том числе арбитражных, а также совершенствование службы судебных приставов. В этой связи принятое 23 июня решение Рады о выводе службы судебных приставов из подчинения Министерству юстиции с целью обеспечения ее независимости следует считать шагом в правильном направлении. Наконец, в качестве одного из способов, позволяющих обеспечить выход бизнеса 'из тени', необходимо упорядочить и существенно сократить взносы компаний в фонд социального страхования.

- Интегрировать Украину в мировую экономику. Администрации Ющенко следует воссоздать межведомственную рабочую группу по координации усилий с целью присвоения Украине статуса страны с рыночной экономикой. Кроме того, украинское правительство должно назначить кого - то из высокопоставленных чиновников ответственным за решение этой задачи в точно установленный срок. К концу 2005 года. правительству следует завершить переговоры о вступлении Украины в ВТО.

Со своей стороны, администрации Буша следует:

- Способствовать интеграции Украины в мировую экономику. Администрация Буша должна просить Конгресс об освобождении Украины от действия поправки Джексона - Вэника. Те, кто в свое время инициировал и принял эту поправку, преследовали совершенно иные цели, направленные против СССР, а с момента распада Советского Союза характер американо - украинских отношений полностью изменился. Кроме того, администрации Буша следует поддержать заявку Украины на вступление в ВТО и получение статуса страны с рыночной экономикой - естественно, при условии, что проблемы, вызывающие у США озабоченность, будут решены.

Обнадеживающим шагом в этом направлении следует признать прибытие на Украину межведомственной делегации правительства США, которая проводит с высокопоставленными украинскими чиновниками дискуссии по таким вопросам, как вступление Украины в Евросоюз и ВТО, предоставление ей статуса страны с рыночной экономикой, обеспечение безопасности на Чернобыльской АЭС и борьба с ВИЧ/СПИДом.

Заключение

Хотя с начала этого года много времени было потрачено впустую, еще не поздно активизировать усилия, позволяющие Украине встать на путь экономических реформ, увеличить объем внутренних и зарубежных инвестиций, и обеспечить экономическое процветание. Для этого понадобится смелость и политическая воля, твердая приверженность делу либерализации экономики, а также качественное улучшение ситуации с точки зрения верховенства закона и защиты прав собственности. При правильной организации американо - украинское сотрудничество в области экономической политики способно принести огромные преимущества обоим народам.

Администрации Ющенко необходимо преодолеть внутренние разногласия и принять необходимые шаги по превращению Украины в столь же конкурентоспособную и привлекательную для инвесторов страну, как и ее соседи - государства Восточной Европы и Прибалтики. Неудача этих усилий нанесет огромный вред народу Украины, завоевавшему свободу на Площади независимости в конце прошлого года. Он заслуживает не только политической, но и экономической свободы. Соединенным Штатам следует и дальше поддерживать Украину и помогать ей преодолеть этот нелегкий путь.

Доктор Ариэль Коэн - старший научный сотрудник Центра внешнеполитических исследований им. Дугласа и Сары Эллисон (Douglas and Sarah Allison Center for Foreign Policy Studies) - подразделения Института международных исследований им. Кэтрин и Шелби Каллома Дэвисов (Kathryn and Shelby Cullom Davis Institute for International Studies) при фонде 'Heritage Foundation'.

За матеріалами: podrobnosti.com.ua
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5518
 0,1690
0,43
EUR
1
42,4312
 0,1144
0,27

Курс обміну валют на вчора, 11:06
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3000  0,10 0,27 39,8372  0,10 0,25
EUR 42,2144  0,05 0,13 42,9564  0,09 0,22

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5200  0,18 0,46 39,5400  0,18 0,46
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес