Фінансові новини
- |
- 17.05.24
- |
- 05:26
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевские Ведомости": Бюджет-2005: мыльные пузыри (Парадокс, с которым столкнулось новое правительство: нельзя не выполнить заведомо невыполнимые обещания)
11:58 19.04.2005 |
Можно было бы искренне посочувствовать такому положению, если бы новая власть не создала подобную ситуацию собственноручно.
Впрочем не все так плохо. Если правительству удастся выполнить измененный бюджет - 2005, это будет самый значительный экономический прорыв в Европе, а если нет - самый большой в Европе лопнувший мыльный пузырь.
Поправки к бюджету - 2005, предложенные новым правительством, были логическим продолжением майданной риторики - что, как не заявленные повышения социальных выплат, может наиболее удачно проиллюстрировать заботу о человеке. Именно поэтому был принят действительно беспрецедентный "социальный бюджет".
Голосование заявленного новой властью законопроекта о поправках в бюджет также беспрецедентное - все были "за". И это тоже понятно: ни у одного мало - мальски приличного человека не поднимется рука голосовать против того, чтобы люди, которые его избрали, получили больше денег. Вот так и приняли воистину самый удивительный бюджет за всю историю самостоятельной Украины.
Новый финплан предусматривает ресурс для выплаты минимальных пенсий на уровне 332 грн. в месяц, увеличение зарплат в бюджетном секторе - с 71% (относительно среднего показателя в экономике) до 87%. Также в 12 раз будет увеличена разовая выплата при рождении ребенка (до 8,5 тыс. грн.), помощь одиноким матерям - в 4,1 раза, детям - сиротам - в 5,2 раза (с 90 до 468 грн.).
Повышать минимальные зарплаты правительство планирует в три этапа: с 1 апреля 2005 года - 290 грн. в месяц, с 1 июля 2005 - го - 310 грн., с 1 сентября 2005 - го - 332 грн.
ОТКУДА ВОЗЬМУТСЯ ДЕНЬГИ?
По всей видимости, правительство предвидит три основных источника наполнения бюджета.
Первый - средства, полученные после отмены льгот производителям, от повышения тарифов на электроэнергию и железнодорожные грузоперевозки. Это, пожалуй, самый вероятный источник. "Мы приняли решение в среднем повысить тарифы до 50%. Но для того чтобы уйти от лоббирования ведомственных интересов, мы создаем межведомственную правительственную комиссию, которая в дальнейшем, начиная с апреля месяца, будет анализировать все составляющие тарифной политики", - заявил первый вице - премьер Анатолий Кинах. Конечно, и отмена льгот, и повышение тарифов рано или поздно повлекут за собой рост цен, однако деньги отсюда вполне можно получить.
Второй источник - реприватизация. Уже в конце марта Петр Порошенко заявил следующее. "По тем объектам, которые были украдены у государства (их, я думаю, можно перечислить на пальцах двух рук), правительство обязательно обратится в суд. В результате бюджет получит дополнительно около 10 - 12 млрд. грн., необходимых для выполнения повышенных социальных обязательств", - сказал он.
Однако здесь все гораздо сложнее. Ведь для того чтобы продать предприятие, нужно лишить нынешних владельцев права собственности, а они, как правило, активно сопротивляются. После этого государство обязано вернуть собственнику средства, потраченные на приобретение предприятия и инвестированные в производство. А это миллиарды гривен из бюджета. И даже после этого продажа предприятия может состояться далеко не сразу, поэтому правительство будет вынуждено средствами от каждой следующей продажи расплачиваться с предыдущим собственником. Учитывая, что в этом случае главным критерием удачной продажи предприятия будет время, за которое его удастся продать, государство потеряет в цене, а бюджет испытает дефицит, что спровоцирует новые продажи.
Третий источник наполнения казны - изменение прогнозируемых показателей роста экономики, в частности, увеличение ВВП, который в текущем году запланирован в размере 436 млрд. грн., что дополнительно должно пополнить все бюджетные фонды на 12 млрд. грн. Министерство экономики в лице его руководителя недавно на пресс - конференции в УНИАН подтвердило свой прогноз роста валового внутреннего продукта Украины в этом году до 8,2%. Хотя тут же сам Сергей Терехин сообщил, что в марте ВВП упал. По его словам, причиной низкого роста этого показателя в марте стали традиционные сезонные падения объемов производства в экономике за январь - февраль, социальные выплаты, проведенные предыдущим правительством в ноябре - декабре прошлого года, а также "конъюнктура "Нефтегаза".
Терехин отметил, что большие выплаты денежной массы населению всегда приводили к уменьшению темпов роста экономики. "Есть одно правило: если много денег приносится на потребительский рынок, экономика замедляет свой рост", - добавил он. Непонятно только, почему социальные выплаты предыдущего правительства вызвали падение темпов производства, а социальные выплаты нынешнего правительства должны вызвать его рост. Однако на то Терехин и министр экономики, чтобы такие вещи понимать! Кроме того, он успокаивает, что уменьшение роста ВВП - это общемировая тенденция, и оно запланировано в бюджете 2005 года.
ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ
С одной стороны, на страницах прессы правительство радостно рапортует о том, как организованно собираются налоги в этом году. "План поступлений в общий фонд Государственного бюджета был перевыполнен в марте на 29%, а по итогам первого квартала 2005 - го - выполнен на 110%", - заявляет Виктор Пинзеник.
С другой стороны, существует реальная ситуация в боготворящем новое правительство городе Львове. Городской совет, выполняя требования Закона "О внесении изменений в Закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 год", исходя из предложенных размеров минимальной зарплаты (с 1 января - 262 грн., с 1 апреля - 290 грн., с 1 июля - 310 грн., с 1 сентября - 332 грн. в месяц), волнуется относительно возможности реально обеспечить доходные части городского и районных бюджетов г. Львова. Также существенной проблемой являются поиск и обеспечение дополнительных средств местного бюджета для обеспечения выполнения требований ст. 56 этого закона, говорится в обращении. Депутаты, в частности, отмечают, что повышение социальных стандартов жизни окажется под угрозой срыва без субвенций из госбюджета.
"Фактический анализ выполнения городского и районного бюджетов Львова за первый квартал 2005 года свидетельствует, что даже при обеспечении бюджетного планирования на основе расчетных показателей Минфина от 24.12.04 года в запланированный фонд бюджета недопоступило более 14 млн. грн., что подтверждает практическое отсутствие резервных возможностей дополнительного увеличения плановых показателей доходной части бюджета, а необоснованное увеличение доходов обернется еще более существенным невыполнением общегородского бюджета, под который будут планироваться фактически нефинансируемые расходы. А это приведет к созданию в бюджетной сфере задолженности по новой зарплате и энергоносителям, что может вызвать новую волну недовольства, забастовок и протестов работников указанной отрасли", - отмечают депутаты.
Более того, город уже не сможет оплачивать ремонты больниц и школ, закупку необходимого медицинского оборудования и медикаментов, компьютеризацию школ, которая, согласно новому бюджету, вообще не предусмотрена в этом году. При увеличении трат на заработную плату на 25% капитальные выплаты в сфере здравоохранения уменьшились на 75%, то есть вряд ли среднестатистический львовянин особо порадуется новому бюджету.
Львовский горсовет подал обращение к правительству, в котором говорится об уменьшении отчислений в госбюджет на 22 млн. грн., чтобы покрыть хотя бы минимальные затраты гос - бюджета. Хотя, со слов самих же сотрудников горсовета, в то, что правительство может поддержать такое предложение, они верят мало.
Возможно, ситуация во Львове - это просто временные изъяны большого и нужного дела, эдакие "болезни роста". Возможно, рост цен, гибель отечественных предприятий и инфляция, которыми пугают нас аналитики, не более чем голоса завистников. Ведь ничего не мешает нам, как в детстве, поверить в новое экономическое чудо. И смотреть на мыльные пузыри.
Михаил КУХАР
"ВЕДОМОСТИ"
Сергей ВАСИЛИК
журналист из Львова (специально для "ВЕДОМОСТЕЙ")