Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевские Ведомости": Бюджет-2005: мыльные пузыри (Парадокс, с которым столкнулось новое правительство: нельзя не выполнить заведомо невыполнимые обещания)

11:58 19.04.2005 |

Економіка

Можно было бы искренне посочувствовать такому положению, если бы новая власть не создала подобную ситуацию собственноручно.

Впрочем не все так плохо. Если правительству удастся выполнить измененный бюджет - 2005, это будет самый значительный экономический прорыв в Европе, а если нет - самый большой в Европе лопнувший мыльный пузырь.

Поправки к бюджету - 2005, предложенные новым правительством, были логическим продолжением майданной риторики - что, как не заявленные повышения социальных выплат, может наиболее удачно проиллюстрировать заботу о человеке. Именно поэтому был принят действительно беспрецедентный "социальный бюджет".

Голосование заявленного новой властью законопроекта о поправках в бюджет также беспрецедентное - все были "за". И это тоже понятно: ни у одного мало - мальски приличного человека не поднимется рука голосовать против того, чтобы люди, которые его избрали, получили больше денег. Вот так и приняли воистину самый удивительный бюджет за всю историю самостоятельной Украины.

Новый финплан предусматривает ресурс для выплаты минимальных пенсий на уровне 332 грн. в месяц, увеличение зарплат в бюджетном секторе - с 71% (относительно среднего показателя в экономике) до 87%. Также в 12 раз будет увеличена разовая выплата при рождении ребенка (до 8,5 тыс. грн.), помощь одиноким матерям - в 4,1 раза, детям - сиротам - в 5,2 раза (с 90 до 468 грн.).

Повышать минимальные зарплаты правительство планирует в три этапа: с 1 апреля 2005 года - 290 грн. в месяц, с 1 июля 2005 - го - 310 грн., с 1 сентября 2005 - го - 332 грн.

ОТКУДА ВОЗЬМУТСЯ ДЕНЬГИ?

По всей видимости, правительство предвидит три основных источника наполнения бюджета.

Первый - средства, полученные после отмены льгот производителям, от повышения тарифов на электроэнергию и железнодорожные грузоперевозки. Это, пожалуй, самый вероятный источник. "Мы приняли решение в среднем повысить тарифы до 50%. Но для того чтобы уйти от лоббирования ведомственных интересов, мы создаем межведомственную правительственную комиссию, которая в дальнейшем, начиная с апреля месяца, будет анализировать все составляющие тарифной политики", - заявил первый вице - премьер Анатолий Кинах. Конечно, и отмена льгот, и повышение тарифов рано или поздно повлекут за собой рост цен, однако деньги отсюда вполне можно получить.

Второй источник - реприватизация. Уже в конце марта Петр Порошенко заявил следующее. "По тем объектам, которые были украдены у государства (их, я думаю, можно перечислить на пальцах двух рук), правительство обязательно обратится в суд. В результате бюджет получит дополнительно около 10 - 12 млрд. грн., необходимых для выполнения повышенных социальных обязательств", - сказал он.

Однако здесь все гораздо сложнее. Ведь для того чтобы продать предприятие, нужно лишить нынешних владельцев права собственности, а они, как правило, активно сопротивляются. После этого государство обязано вернуть собственнику средства, потраченные на приобретение предприятия и инвестированные в производство. А это миллиарды гривен из бюджета. И даже после этого продажа предприятия может состояться далеко не сразу, поэтому правительство будет вынуждено средствами от каждой следующей продажи расплачиваться с предыдущим собственником. Учитывая, что в этом случае главным критерием удачной продажи предприятия будет время, за которое его удастся продать, государство потеряет в цене, а бюджет испытает дефицит, что спровоцирует новые продажи.

Третий источник наполнения казны - изменение прогнозируемых показателей роста экономики, в частности, увеличение ВВП, который в текущем году запланирован в размере 436 млрд. грн., что дополнительно должно пополнить все бюджетные фонды на 12 млрд. грн. Министерство экономики в лице его руководителя недавно на пресс - конференции в УНИАН подтвердило свой прогноз роста валового внутреннего продукта Украины в этом году до 8,2%. Хотя тут же сам Сергей Терехин сообщил, что в марте ВВП упал. По его словам, причиной низкого роста этого показателя в марте стали традиционные сезонные падения объемов производства в экономике за январь - февраль, социальные выплаты, проведенные предыдущим правительством в ноябре - декабре прошлого года, а также "конъюнктура "Нефтегаза".

Терехин отметил, что большие выплаты денежной массы населению всегда приводили к уменьшению темпов роста экономики. "Есть одно правило: если много денег приносится на потребительский рынок, экономика замедляет свой рост", - добавил он. Непонятно только, почему социальные выплаты предыдущего правительства вызвали падение темпов производства, а социальные выплаты нынешнего правительства должны вызвать его рост. Однако на то Терехин и министр экономики, чтобы такие вещи понимать! Кроме того, он успокаивает, что уменьшение роста ВВП - это общемировая тенденция, и оно запланировано в бюджете 2005 года.

ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ

С одной стороны, на страницах прессы правительство радостно рапортует о том, как организованно собираются налоги в этом году. "План поступлений в общий фонд Государственного бюджета был перевыполнен в марте на 29%, а по итогам первого квартала 2005 - го - выполнен на 110%", - заявляет Виктор Пинзеник.

С другой стороны, существует реальная ситуация в боготворящем новое правительство городе Львове. Городской совет, выполняя требования Закона "О внесении изменений в Закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 год", исходя из предложенных размеров минимальной зарплаты (с 1 января - 262 грн., с 1 апреля - 290 грн., с 1 июля - 310 грн., с 1 сентября - 332 грн. в месяц), волнуется относительно возможности реально обеспечить доходные части городского и районных бюджетов г. Львова. Также существенной проблемой являются поиск и обеспечение дополнительных средств местного бюджета для обеспечения выполнения требований ст. 56 этого закона, говорится в обращении. Депутаты, в частности, отмечают, что повышение социальных стандартов жизни окажется под угрозой срыва без субвенций из госбюджета.

"Фактический анализ выполнения городского и районного бюджетов Львова за первый квартал 2005 года свидетельствует, что даже при обеспечении бюджетного планирования на основе расчетных показателей Минфина от 24.12.04 года в запланированный фонд бюджета недопоступило более 14 млн. грн., что подтверждает практическое отсутствие резервных возможностей дополнительного увеличения плановых показателей доходной части бюджета, а необоснованное увеличение доходов обернется еще более существенным невыполнением общегородского бюджета, под который будут планироваться фактически нефинансируемые расходы. А это приведет к созданию в бюджетной сфере задолженности по новой зарплате и энергоносителям, что может вызвать новую волну недовольства, забастовок и протестов работников указанной отрасли", - отмечают депутаты.

Более того, город уже не сможет оплачивать ремонты больниц и школ, закупку необходимого медицинского оборудования и медикаментов, компьютеризацию школ, которая, согласно новому бюджету, вообще не предусмотрена в этом году. При увеличении трат на заработную плату на 25% капитальные выплаты в сфере здравоохранения уменьшились на 75%, то есть вряд ли среднестатистический львовянин особо порадуется новому бюджету.

Львовский горсовет подал обращение к правительству, в котором говорится об уменьшении отчислений в госбюджет на 22 млн. грн., чтобы покрыть хотя бы минимальные затраты гос - бюджета. Хотя, со слов самих же сотрудников горсовета, в то, что правительство может поддержать такое предложение, они верят мало.

Возможно, ситуация во Львове - это просто временные изъяны большого и нужного дела, эдакие "болезни роста". Возможно, рост цен, гибель отечественных предприятий и инфляция, которыми пугают нас аналитики, не более чем голоса завистников. Ведь ничего не мешает нам, как в детстве, поверить в новое экономическое чудо. И смотреть на мыльные пузыри.

Михаил КУХАР

"ВЕДОМОСТИ"

Сергей ВАСИЛИК

журналист из Львова (специально для "ВЕДОМОСТЕЙ")

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4305
 0,1466
0,37
EUR
1
42,8452
 0,0049
0,01

Курс обміну валют на вчора, 10:45
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4404  0,06 0,15 39,9880  0,06 0,16
EUR 42,6900  0,08 0,19 43,4772  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4900  0,12 0,30 39,5100  0,13 0,33
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес