Фінансові новини
- |
- 07.05.24
- |
- 03:16
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевские Ведомости": Министры провоцируют инфляцию, а ответственность перекладывают на других (Инфляция помогает властям показывать рост ВВП и выполнение доходов бюджета)
13:36 07.04.2005 |
В первом квартале рост цен стимулировался заявлениями чиновников, с апреля - изменениями бюджета.
Пророчить инфляцию преступно, ведь само предсказание уже является детонатором для цен. В равной степени преступно молчать, когда видна реальная опасность. Поэтому каждый житель Украины может выбрать сам, говорить об инфляции или нет - свободу слова никто не отменял.
Впрочем, это святое право не распространяется на чиновников. Одно дело, когда высказывают свое мнение журналисты. Всегда можно сказать: репортер плохо учился в школе. Совсем другой случай - когда рискованные заявления делают министр экономики Сергей Терехин или министр финансов Виктор Пинзенык. Неважно, какие оценки были у них в табеле, но сегодня чиновники руководят государством, и любое их слово воспринимается населением и бизнесом как ориентир. Пророчат рост цен за год более чем на 10%, потом - уже 9%, иногда опускаются до 8%, но ведь озвучивали и 11%. Каша в голове образуется даже у "привитых" от демагогии журналистов. Что говорить о населении, которое слушает прогнозы? Оно просто рефлексирует, разумно предполагая, что если нет согласованности в позициях главных управленцев, то опасность роста цен реальна как никогда.
Поэтому можно уверенно говорить: в том, что мартовская инфляция оказалась выше февральской, в значительной степени повинны именно сумбурные высказывания чиновников. Очень важно понять, случайно ли они звучали. Есть три довода в пользу того, что нет.
Существует понятие "инфляционный налог". Если растут цены, увеличивается доход предприятий, и, соответственно, сбор налогов. Эта прописанная в учебниках технология обычно используется, когда существует реальная опасность недовыполнения доходной части бюджетов всех уровней - и государственного, и местных. Действительно, так легко сделать прогноз годовой инфляции на уровне 9%, но затем немного "подогреть" настроения населения и довести реальный рост цен, например, до 12%. Поступления на счета предприятий возрастут, и с них можно получить больше обязательных платежей. Кроме того, будут открываться новые, и они также добавят денег в казну. А поскольку прибавка в инфляции окажется небольшой, ее можно в будущем списать на действие посторонних факторов. Например, на преступников - олигархов, которые хотят нажиться за счет простых людей. И с трибуны есть о чем заявить, и ответственность переложить на буржуев, и бюджеты перевыполнены. Романтика.
Есть еще одно последствие внедрения инфляционного налога. Стимулируя инфляцию в начале года, ближе к его окончанию можно получить рост валового внутреннего продукта. ВВП показывает, сколько произвела экономика новых товаров и услуг, но не в штуках или единицах, а в гривнях. В силу несовершенства методики, Госкомстат учитывает подорожание разных групп товаров специфически, отбирая, например, такие виды продовольствия, которые дорожают медленнее всего. Это приводит к тому, что официальная инфляция оказывается заниженной, но ВВП растет как на дрожжах, потому что он учитывает гораздо большую совокупность товаров. Так было в 2004 году. Официальный рост цен на потребительские товары составил 12,3%, реального (скорректированного с учетом инфляции) валового продукта - 12,1% за год. На самом деле, безусловно, цены увеличились в большем объеме, преимущественно, на продовольствие. ВВП, соответственно, реально повысился в меньшей степени.
Третье соображение в пользу того, что в Украине используется механизм инфляционного налога, - стимулирование роста экономики за счет повышения цен. В мировой практике известен опыт стран Юго - Восточной Азии, где производство бурно развивалось даже при 20 - 30 - процентной инфляции, которая, казалось бы, должна неминуемо подавить его. Дело в том, что за счет ускоренного увеличения цен предприятия в короткий промежуток времени получают больше доходов, но при этом экономят на производстве. Например, за счет того, что зарплаты наемным работникам увеличиваются с некоторым опозданием.
В национальном масштабе стимулирование ВВП за счет инфляции может привести к расцвету внутреннего производства в стране. Правда, при одном условии: в государстве проводится политика стимулирования производства и инвестиций. Проще говоря, власть должна создавать условия для развития бизнеса, снимая всякого рода ограничения и устраняя бюрократические препоны. В украинских условиях такие вещи пока что только декларируются, а на практике вовсю идет передел крупной собственности, в то время как новым бюджетом ужесточается налогообложение. Поэтому, хотя в мире стимулирование увеличения ВВП за счет роста цен возможно, в Украине оно начнется и закончится просто ростом цен. Внутреннее производство, безусловно, покажет прибавку, но всего лишь за счет описанных выше манипуляций со статистикой и инерции от сделанных год назад инвестиций. И даже новый бизнес будет открываться, но все же не теми темпами, что на Тайване времен бума индустриализации.
Безусловно, невозможно доказать, что высказывания министров направлены на включение механизма инфляционного налога. В таких вещах вообще или признаются, или нет. Однако вряд ли будет достаточно, чтобы отказаться от гипотезы только потому, что, услышав ее, Терехин и Пинзеник сделают обиженный вид.
А так они и сделают, потому что, начиная с апреля, уже не требуется делать завышенные прогнозы инфляции для стимулирования роста цен. Страна уже работает по новому бюджету, который предусматривает повышенные социальные выплаты и увеличения ряда налогов и сборов. Эти факторы, вкупе с повышением тарифов на железнодорожные перевозки и электро - энергию, а также подорожание энергоносителей, сами по себе спровоцируют инфляцию.
Уже ясно, что Кабмину особенно нечего противопоставить им же спровоцированному росту цен. На этой неделе стало понятно, что продовольствие дешеветь не будет - попытке правительства завалить страну дешевым мясом воспротивились аграрии, которым в этом случае светит неминуемый упадок производства. Да и предыдущее снижение пошлин, вопреки прогнозам Терехина, не привело к удешевлению киви или мобильных телефонов. Причину объяснили специалисты таможни. Они обнаружили, что импортировать не стало дешевле, потому что раньше ввозили контрабандой или через свободные экономические зоны, а теперь, хоть пошлины и ниже, приходится платить "по - белому", но больше.
Наступает совершенно иное время, когда правительство будет всячески прогнозировать невысокий рост цен, а по итогам месяца делать удивленный вид при виде очередного показателя инфляции. Кабмин будет искать козлов отпущения. Он уже это делает.
Терехин загодя обвинил Нацбанк в том, что фактический рост цен окажется выше прогнозного. Дескать, это НБУ проводит неправильные денежно - кредитную и валютно - курсовую политику.
Премьер - министр Юлия Тимошенко в росте стоимости энергоносителей обвинила российские власти, которые повышают экспортные пошлины на нефть.
"Можем мы тут повлиять? Абсолютно не можем. Тут не от регулятивных инструментов правительства зависит", - заявила она якобы бесспорный факт. Хотя, безусловно, в силах государства бороться с ростом стоимости энергоносителей методами и резервной, и тарифной, и налоговой политики. Но делать нечего - придется повышать плату за проезд в городском транспорте.
Впрочем, самые главные виновники инфляции будут показаны обществу позже. Это олигархи, которые строят козни правительству народного доверия и обкрадывают простых людей. Аргумент придерживают примерно для конца 2005 года, разгара парламентской предвыборной кампании. Пока что ссылки на олигархов мелькают лишь в случайных высказываниях политиков, но ждать осталось недолго. Будет инфляция - будут и козлы отпущения.
Сергей ЛЯМЕЦ