Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевские Ведомости": Министры провоцируют инфляцию, а ответственность перекладывают на других (Инфляция помогает властям показывать рост ВВП и выполнение доходов бюджета)

13:36 07.04.2005 |

Економіка

В первом квартале рост цен стимулировался заявлениями чиновников, с апреля - изменениями бюджета.

Пророчить инфляцию преступно, ведь само предсказание уже является детонатором для цен. В равной степени преступно молчать, когда видна реальная опасность. Поэтому каждый житель Украины может выбрать сам, говорить об инфляции или нет - свободу слова никто не отменял.

Впрочем, это святое право не распространяется на чиновников. Одно дело, когда высказывают свое мнение журналисты. Всегда можно сказать: репортер плохо учился в школе. Совсем другой случай - когда рискованные заявления делают министр экономики Сергей Терехин или министр финансов Виктор Пинзенык. Неважно, какие оценки были у них в табеле, но сегодня чиновники руководят государством, и любое их слово воспринимается населением и бизнесом как ориентир. Пророчат рост цен за год более чем на 10%, потом - уже 9%, иногда опускаются до 8%, но ведь озвучивали и 11%. Каша в голове образуется даже у "привитых" от демагогии журналистов. Что говорить о населении, которое слушает прогнозы? Оно просто рефлексирует, разумно предполагая, что если нет согласованности в позициях главных управленцев, то опасность роста цен реальна как никогда.

Поэтому можно уверенно говорить: в том, что мартовская инфляция оказалась выше февральской, в значительной степени повинны именно сумбурные высказывания чиновников. Очень важно понять, случайно ли они звучали. Есть три довода в пользу того, что нет.

Существует понятие "инфляционный налог". Если растут цены, увеличивается доход предприятий, и, соответственно, сбор налогов. Эта прописанная в учебниках технология обычно используется, когда существует реальная опасность недовыполнения доходной части бюджетов всех уровней - и государственного, и местных. Действительно, так легко сделать прогноз годовой инфляции на уровне 9%, но затем немного "подогреть" настроения населения и довести реальный рост цен, например, до 12%. Поступления на счета предприятий возрастут, и с них можно получить больше обязательных платежей. Кроме того, будут открываться новые, и они также добавят денег в казну. А поскольку прибавка в инфляции окажется небольшой, ее можно в будущем списать на действие посторонних факторов. Например, на преступников - олигархов, которые хотят нажиться за счет простых людей. И с трибуны есть о чем заявить, и ответственность переложить на буржуев, и бюджеты перевыполнены. Романтика.

Есть еще одно последствие внедрения инфляционного налога. Стимулируя инфляцию в начале года, ближе к его окончанию можно получить рост валового внутреннего продукта. ВВП показывает, сколько произвела экономика новых товаров и услуг, но не в штуках или единицах, а в гривнях. В силу несовершенства методики, Госкомстат учитывает подорожание разных групп товаров специфически, отбирая, например, такие виды продовольствия, которые дорожают медленнее всего. Это приводит к тому, что официальная инфляция оказывается заниженной, но ВВП растет как на дрожжах, потому что он учитывает гораздо большую совокупность товаров. Так было в 2004 году. Официальный рост цен на потребительские товары составил 12,3%, реального (скорректированного с учетом инфляции) валового продукта - 12,1% за год. На самом деле, безусловно, цены увеличились в большем объеме, преимущественно, на продовольствие. ВВП, соответственно, реально повысился в меньшей степени.

Третье соображение в пользу того, что в Украине используется механизм инфляционного налога, - стимулирование роста экономики за счет повышения цен. В мировой практике известен опыт стран Юго - Восточной Азии, где производство бурно развивалось даже при 20 - 30 - процентной инфляции, которая, казалось бы, должна неминуемо подавить его. Дело в том, что за счет ускоренного увеличения цен предприятия в короткий промежуток времени получают больше доходов, но при этом экономят на производстве. Например, за счет того, что зарплаты наемным работникам увеличиваются с некоторым опозданием.

В национальном масштабе стимулирование ВВП за счет инфляции может привести к расцвету внутреннего производства в стране. Правда, при одном условии: в государстве проводится политика стимулирования производства и инвестиций. Проще говоря, власть должна создавать условия для развития бизнеса, снимая всякого рода ограничения и устраняя бюрократические препоны. В украинских условиях такие вещи пока что только декларируются, а на практике вовсю идет передел крупной собственности, в то время как новым бюджетом ужесточается налогообложение. Поэтому, хотя в мире стимулирование увеличения ВВП за счет роста цен возможно, в Украине оно начнется и закончится просто ростом цен. Внутреннее производство, безусловно, покажет прибавку, но всего лишь за счет описанных выше манипуляций со статистикой и инерции от сделанных год назад инвестиций. И даже новый бизнес будет открываться, но все же не теми темпами, что на Тайване времен бума индустриализации.

Безусловно, невозможно доказать, что высказывания министров направлены на включение механизма инфляционного налога. В таких вещах вообще или признаются, или нет. Однако вряд ли будет достаточно, чтобы отказаться от гипотезы только потому, что, услышав ее, Терехин и Пинзеник сделают обиженный вид.

А так они и сделают, потому что, начиная с апреля, уже не требуется делать завышенные прогнозы инфляции для стимулирования роста цен. Страна уже работает по новому бюджету, который предусматривает повышенные социальные выплаты и увеличения ряда налогов и сборов. Эти факторы, вкупе с повышением тарифов на железнодорожные перевозки и электро - энергию, а также подорожание энергоносителей, сами по себе спровоцируют инфляцию.

Уже ясно, что Кабмину особенно нечего противопоставить им же спровоцированному росту цен. На этой неделе стало понятно, что продовольствие дешеветь не будет - попытке правительства завалить страну дешевым мясом воспротивились аграрии, которым в этом случае светит неминуемый упадок производства. Да и предыдущее снижение пошлин, вопреки прогнозам Терехина, не привело к удешевлению киви или мобильных телефонов. Причину объяснили специалисты таможни. Они обнаружили, что импортировать не стало дешевле, потому что раньше ввозили контрабандой или через свободные экономические зоны, а теперь, хоть пошлины и ниже, приходится платить "по - белому", но больше.

Наступает совершенно иное время, когда правительство будет всячески прогнозировать невысокий рост цен, а по итогам месяца делать удивленный вид при виде очередного показателя инфляции. Кабмин будет искать козлов отпущения. Он уже это делает.

Терехин загодя обвинил Нацбанк в том, что фактический рост цен окажется выше прогнозного. Дескать, это НБУ проводит неправильные денежно - кредитную и валютно - курсовую политику.

Премьер - министр Юлия Тимошенко в росте стоимости энергоносителей обвинила российские власти, которые повышают экспортные пошлины на нефть.

"Можем мы тут повлиять? Абсолютно не можем. Тут не от регулятивных инструментов правительства зависит", - заявила она якобы бесспорный факт. Хотя, безусловно, в силах государства бороться с ростом стоимости энергоносителей методами и резервной, и тарифной, и налоговой политики. Но делать нечего - придется повышать плату за проезд в городском транспорте.

Впрочем, самые главные виновники инфляции будут показаны обществу позже. Это олигархи, которые строят козни правительству народного доверия и обкрадывают простых людей. Аргумент придерживают примерно для конца 2005 года, разгара парламентской предвыборной кампании. Пока что ссылки на олигархов мелькают лишь в случайных высказываниях политиков, но ждать осталось недолго. Будет инфляция - будут и козлы отпущения.

Сергей ЛЯМЕЦ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3561
 0,0408
0,10
EUR
1
42,3983
 0,0624
0,15

Курс обміну валют на вчора, 11:07
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,2960  0,04 0,09 39,8444  0,03 0,07
EUR 42,2200  0,04 0,10 42,9672  0,05 0,11

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4300  0,05 0,13 39,4500  0,01 0,03
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес