Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"День": Виктор ЛИСИЦКИЙ: Они классные парни, но "статистика" такова (Какие сигналы поданы деловому миру Украины составом и первыми шагами нового правительства)

13:24 28.02.2005 |

Економіка

Этого человека можно причислить к людям, стоявшим у основ украинской государственности. Он много сделал для нее еще будучи депутатом Верховного Совета СССР, а затем - помогая главе Нацбанка Украины Виктору Ющенко в создании национальной финансовой системы. Был правительственным секретарем в Кабинете Министров Ющенко, а в самый разгар оранжевой революции написал о нем публицистическую брошюру как о лидере рождающейся украинской политической нации. Благодаря этому, а, может быть и вопреки, Виктор Лисицкий не считает себя обязанным абсолютно во всем поддерживать начинания новой власти. Она слишком молода, и он, как любимому дитяти, не жалеет шлепков - главное, чтобы пошли на пользу.

- Какие сигналы поданы деловому миру Украины составом и первыми шагами нового правительства?

- Мне кажется, что не только для бизнеса, а и для общества в целом от правительства сейчас идут два типа сигналов. Первый показывает, что оно настроено на радикальные изменения. Система власти должна принципиально поменяться. Она у нас автократична, и, поскольку Президент по Конституции мог снять по непонятной процедуре любого чиновника, все они до последнего времени находились в полуоцепеневшем состоянии. Посмотрите: премьер через Верховную Раду назначается, Генпрокурор - через ВР, а как снимается, - непонятно. На этот счет сигналы идут мощные и правильные. Ребята настроены на то, чтобы добиться радикальных изменений в системе власти. Но есть и такой неприятный штрих: пока что все молчат об автократичном элементе. Я вот даже недавно это с Егором Гайдаром обсуждал, он приезжал на один день. Я его, кстати, первый раз в журнале "Коммунист" заметил по радикальным публикациям. Я тогда был очень прилежным читателем журнала "Коммунист". Потому я сегодня глубокий антикоммунист.

- Да, но говорят, что бизнес начал вывод активов в оффшор вследствие радикализма "ребят"...

- Как раз вторая часть сигнала, к сожалению, очень негативна. Понятно, что у этих ребят не выветрился из головы пафос Майдана. Это хорошо, но он им мешает организовать работу правительственной машины. А если мы идем в гражданское общество, то публичность работы правительства - главное условие. Например, документы об административной реформе должны печататься заблаговременно. Кроме того, общественность должна иметь возможность дискутировать с властью. Суммируя второй спектр сигналов, видно, что правительство фактически не работает прозрачно, не публикует заранее документов, не организовывает интерактивных дискуссий. Это грустно.

- Идея о создании электронного правительства забыта, или она еще жива?

- У меня такое впечатление, что еще очень не скоро вернутся к этому вопросу. Электронное правительство - это большая скорость прохождения документов, когда специалисты начинают работать без беготни по коридорам, проводя дискуссии через соответствующие системы.

- Сильно пахнет нефтью в министерстве юстиции?

- Если хоть один министр не согласен с проектом решения, оно не должно быть принято. Иначе не будет команды в правительстве.

- Эксперты уже высказали такое мнение о реприватизации - это чисто политическая акция, которая имеет целью уничтожение каналов финансирования "старой власти - новой оппозиции". С другой стороны, новая власть делает ставку не на промышленные кланы востока, а на малый и средний бизнес и финансовый капитал, у которого нет жесткой региональной привязки. Как бы вы прокомментировали такие акции?

- Во - первых, чтобы взять "за кадык" олигархов, не обязательно реприватизировать предприятия. Нужно только время и люди, компетентные в схемах прохождения денег. Кстати, в свое время Леонид Данилович несколько раз давал задание "чекистам" собрать против Ющенко компромат. И ребята, занимавшиеся этим вопросом, неплохо разбирались в банковских технологиях и говорили нам: ничего не можем найти.

Большая экономика - это всегда политика. Успехи или проколы в экономике - это изменение характера и качества отношений власти с бизнесом, бизнеса с обществом, власти с обществом. Но, пожалуй, не стоит расценивать реприватизацию исключительно как политическое средство. Я думаю, все же несколько миллиардов гривен удастся вернуть.

- Известный экономист Александр Пасхавер считает, что реприватизация рано или поздно приведет к снижению поступлений в бюджет.

- Я, честно говоря, экономику этого процесса не изучал. Сегодня все очень много говорят о реприватизации, причем по - разному. Это очень тревожный симптом. Что касается расклада экономических сил по линии восток - запад, то понять его можно с помощью межотраслевого баланса и данных о валовом доходе отраслей. Тут интересная картина: взнос мощных предприятий (металлургов, шахтеров и т.д.) в ВВП и его стоимость свидетельствуют, что конечный вклад в развитие экономики у них очень низкий. Как я помню, где - то приблизительно 8%. А у аграриев - 14%.

- Вы хотите сказать, что Донбасс "на колени ставить" нет оснований, он и без того не на высоте?

- Донбасс - это не вина тех людей, которые там живут, - это наша общая большая беда. Социальная опора Ющенко - на малый и средний бизнес и интеллигенцию. Если сделать хорошие, правильные расчеты, если учесть все, в том числе громадные объемы возмещения НДС, то люди увидят, поймут, что Донбасс - это колоссальная проблема, и ее надо решать. На самом деле, люди там живут очень бедно. И с ними нужно работать. Вспоминаю дни недавней революции, поехал я покупать носки для тех, кто мерз на Майдане и в пикетах. Приезжаю на рынок, прошу 50 пар. Продавщица начала считать и удивилась: зачем так много? На пикет, говорю, под Кабмин. И тут сразу митинг. "Флаг" с одной стороны, "флаг" с другой. И говорят: если бы мы, малый бизнес, не поднялись, где бы ваш Ющенко был? А если говорить по Донбассу... Стоит ли теперь все перераспределять? Вот, скажем, "задавить" Рината Ахметова и за счет этого добиться доверия? Не добьешься. Задавить эти группы и надеяться, что таким путем можно подчинить себе людей - это дело бесполезное. Если кто - то в окружении Виктора Андреевича действительно думает, что через Криворожсталь, через "взять за горло эти все потоки олигархов" удастся изменить отношение людей к власти, то это, конечно, большая ошибка. Я не думаю, что, перехватив денежные потоки, через реприватизацию можно повернуть Донбасс лицом к Ющенко. Надо дать ему какие - то совершенно другие конкретные ценности. Нужно все сделать, чтобы люди увидели, что новая власть дает новое видение жизни. Кстати, аналогичная картина и в Николаеве. Там за Ющенко в третьем туре проголосовали до 25%. Причем экзит - пол показал практически то же самое. Можно, конечно, сказать, что Ющенко там давно не слышали. Но нужно понимать, что в рабочих поселках этого края люди ничего не получили от прошлой власти. Теперь этим людям надо сказать, что новое правительство поможет запустить морскую индустрию (судостроение, судоходство и т.д.).

- Это будет означать новые преференции для этих отраслей, против чего выступает правительство.

- Надо смотреть еще, что считать преференцией. Судостроение во всем мире низкорентабельно. Но сегодня наши грузы перевозятся иностранными фрахтователями, и этот экономический эффект мы могли бы оставлять у себя, если бы имели свои суда.

- Чье правительство сейчас у власти: Тимошенко или Ющенко?

- Этот вопрос и меня самого мучит. Ющенко все время говорит: мое правительство, мое правительство. Но по характеру работы оно не его. По сигналам в общество, которые они дают, это правительство Ющенко, но по тому, как организована работа, как работает при этом правительственная машина - это не Ющенко. Он мне как - то в предыдущем его правительстве сказал: я больше не буду подписывать правительственные решения в своем кабинете, только на заседании Кабмина, только публично. И только если будет полный консенсус. И свято этого придерживался.

Но теперь в правительстве 20 человек, и все они конкуренты. А как принимаются решения? Одному показывают одно, другому другое. А потом меняют странички и выходит третье... Это ж известные вещи... А потом, еще находится высокопоставленное лицо, которое своей нежной ручкой вписывает в уже подписанное.

- Почему Президент отдал на квоты формирование силового блока?

- Я этого не знаю и вообще многих вещей не могу понять, когда задумываюсь о принципах формирования правительства. Ну вывесили бы списки губернаторов и министров. Пусть народ обсудит до того, как Президент подпишет указы. Народ увидел бы, что его слышат. Общественность должна иметь возможность вступить в дискуссию с властью, которая ему служит. Сейчас нужно исправлять ошибки. Это, кстати, Ющенко, по - моему, в первый раз так сказал.

Административная реформа... надо делать - надо. Но где ее концепция? Давайте обсудим, чтобы не было сплетен: какие комитеты оставлять, какие ликвидировать, и вообще стоит ли их ликвидировать. Борьба с контрабандой. Это супер, стоит делать. Но почему этот лозунг появляется в каком - то пламенном интервью Юлии Владимировны? Кроме того, зайдите на сайт правительства. Там должна быть повестка дня заседаний. Сегодня (17 февраля. - Ред. ) оно проходило, я проверял - повестки дня нет. А такое правило было внедрено Ющенко.

- По поводу "генерального секретариата" Президента. Как вы считаете: что это?

- Все прописано. Бюрократы отделяются от политиков. Бюрократы - это механики в машинном отделении, которым в общем все равно, куда будет идти корабль, но главное, чтобы двигатель давал необходимое количество оборотов, чтобы балансировал корабль, чтобы противопожарная система не отказывала. Если капитан сказал, что идем не в Бомбей, а в Момпасу или Сан - Паулу, то не их дело, почему капитан так решил.

В нынешней ситуации, я думаю, было бы крайне целесообразно ввести этот институт, потому что в Юлию Владимировну скоро в секретариате Кабмина все будут влюблены и будут счастливы, что все работают под нее.

- А Секретариат, заменивший теперь Администрацию Президента? Никто не может понять что это на самом деле... Медведчук утверждает, что у Зинченко больше полномочий, чем было у него. Как вы видите расклад сил в связи с "укрупнением" этого узла?

- Если я правильно понял, это, конечно, не хорошо. Например, в Америке аналитическую работу для высшего эшелона власти выполняют нанятые на время организации. Мне кажется, что здесь вполне уместна плавающая численность и полномочия персонала. Президент, например, официально объявляет тендер на то, чтобы разработать реальные механизмы инновационного развития с последующим изменением законодательства. Создавайте, пишите свои предложения, чтобы новые идеи находили поддержку.

- Первый помощник Президента входит в штат сотрудников государственного секретаря. Это означает, что конкурирующие каналы информации суживаются.

- Я думаю, что докладывать о документах надо не только Зинченко. Разнообразие мнений приводит к более прогрессивному принятию решений. Если Президент не будет видеть конкурирующих мнений, к чему он будет прислушиваться?

- К чему приводит отсутствие конкуренции мнений мы видели на примере предыдущего Президента, который лишился разнообразия мнений.

- Вот и я об этом говорю. Странные бывают закономерности. 90 - е годы. Когда сняли Масола, кто был главной политической силой? Рух и студенты. Пришел Фокин. Кто его привел? - Рух. Кто его снял? Рух. Кто привел Кравчука? Рух. Снял? - Рух. Кто "поднял" Кучму с депутатской скамьи - Рух. Кто его снял - тоже Рух. Я многих из Руха знаю, они классные парни, но "статистика" такова.

- Одно время вас называли кандидатом в губернаторы Николаевской области. Вы как к этому относились?

- Я бы поехал. Там, конечно, можно было бы многое сделать, особенно для судостроения. Но по личным обстоятельствам не получилось.

- А вы можете предсказать, кто займет вакантную должность госсекретаря Кабмина? И почему так долго не назначают?

- Знаю только, что существуют списки и я фигурирую в них. Я бы пошел на эту вакантную должность. Но почему - то нет разговора...

- А есть ли в списке Николай Сивульский, бывший замминистра финансов, руководитель созданного Павлом Лазаренко Газоресурсного консорциума?

- В списке нет, а в разговорах есть. Прежде в аппарате правительства служило 650 человек. Сейчас, наверное, будет больше. И человек 400 из них очень хорошие знающие специалисты.

- Сивульский - это знаковая фигура, ведь через него нити ведут к Лазаренко?

- Как личность Сивульский, конечно, очень сильный человек. Но эта вот история с Павлом Ивановичем не до конца понятна...

- Есть ли какая - то реалистичная схема отделения бизнеса от власти? Сейчас, как говорят сами чиновники, наиболее популярная схема - оформление всех дел на родственников.

- Я абсолютно уверен, что полностью отделить бизнес от власти невозможно. Это задача не решаемая. Даже в таких демократических странах, как США, постоянно всплывают по этому поводу скандалы. Более того, власть не может существовать бесконтактно с бизнесом, бизнес ей дает обратную связь. Я думаю, что надо идти другим путем - очень существенно менять процедуру принятия решений.

- Ющенко сможет быть человеком, которому можно указывать на его ошибки?

- По крайней мере, он все время был им. И в Нацбанке, и в правительстве. Никого не выгнал. Хотя пару раз говорил: надоели. Еще в Нацбанке я замечал: когда он недоволен каким - то предложением, встает и молча уходит. Но работал либерально.

- Почему Ющенко допустил, чтобы Стельмах "ушел" Яценюка и Шлапака?

- Честно говоря, мне жаль Шлапака. Стельмах с такими людьми должен уметь находить общий язык. С Яценюком у меня не было контактов, но говорят, что он очень толковый парень. Но все - таки для монетарной политики такого уровня надо иметь побольше жизненного опыта...

- Ющенко на днях сказал, что если были ошибки - будем их исправлять. Но вы как человек, который долгое время его наблюдал в деле, скажите, может ли он быстро исправлять ошибки?

- Я думаю, что готов. Любой руководитель, если он находит в себе силы сказать: дорогие сотрудники, тут я ошибся, очищается сам. Во - вторых, он показывает своим сотоварищам, что он с ними. И то, что Виктор Андреевич это заявил - это конечно очень здорово. И это его новая черта. Я не припоминаю, чтобы он раньше делал подобные публичные заявления. Если были ошибки, он их очень деликатно обходил. Виктор Андреевич - человек достаточно скрытный. Это - особенность его натуры. А все разговоры, что "Юля его захватила"... Пусть сначала она изопьет эту чашу, а там посмотрим, кто кого захватил. Она работает, конечно, очень много. Но надо, чтобы Кабмин стал машиной подготовки и принятия решений.

- Сможет ли партия Ющенко честно победить на парламентских выборах?

- Мои друзья в Николаеве голосовали за Ющенко и не будут голосовать за Рух. Я в этом уверен. Поэтому успех Ющенко на выборах - 2004 совершенно не гарантирует успех правой, проющенковской партии на парламентских выборах - 2006. Теперь любая партия может говорить, что она за Ющенко. Произойдет раздробление электората. Я думаю, что правоцентристским силам надо серьезно поработать над консолидацией.

- Мороз и его партия войдут в парламент?

- Мороз будет сам по себе. Но хороший процент получит.

- А что будет с политреформой?

- Я думаю, что ее будут блокировать...

- А электорат лично Януковича?

- Виктор Федорович постепенно станет региональным лидером не очень высокого полета, потому что он уже "сдает". Современный политик - это в первую очередь язык, стиль общения. А ему этого не хватает.

- Использование властью на парламентских выборах админресурса - исключено или возможно?

- Я считаю, что не исключено. Помните, один английский историк сказал: власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно.

Марина БРИКИМОВА, Наталия ГУЗЕНКО

За матеріалами: День
 
Виктор Лисицкий
16.05.10, , инфо
Гррромадное спасибо за то, что руководители BIN.ua вспомнили об этом моем интервью. Мне оно видится не потерявшим свою актуальность - с большим сожалением фиксирую... В качестве благодарности разошлю ссылку на это размещение своим друзьям - их много.

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4305
 0,1466
0,37
EUR
1
42,8452
 0,0049
0,01

Курс обміну валют на вчора, 10:45
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4404  0,06 0,15 39,9880  0,06 0,16
EUR 42,6900  0,08 0,19 43,4772  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4900  0,12 0,30 39,5100  0,13 0,33
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес