Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Cреднесрочный прогноз развития Украины в 2005-2010

16:48 27.10.2004 |

Економіка

Прогноз создан на основе модели развития Технологической Цивилизации. Цель прогноза - качественное описание среднесрочных процессов экономического, политического, социально - культурного развития Украины на единой теоретической основе - Модели развития технологической цивилизации.

1.Экономическое развитие.

В рассматриваемом периоде экономика Украины, с одной стороны, будет развиваться более быстрыми темпами, чем экономика ЕС в целом и восточноевропейских членов ЕС, в частности, а с другой стороны экономика Украины будет развиваться более, в сравнение с экономикой РФ украинская будет развиваться более стабильно, прогнозируемо и сбалансировано. Экономическое развитие Украины не будет просто восстановлением позиций до кризиса 90 - х, как и не будет повторять этапы развития экономики Польши или РФ. Мы имеем качественно иной тип развития. В тоже время сравнивать развитие экономики Украины с азиатскими "экономическими тиграми" не корректно, хотя бы потому, что Украина не сможет удерживать темпы роста ВВП в 8 и более % на протяжении десятилетий, как это делает, например Китай. При сравнительно высоких темпах ВВП Украины, характеризируя развитие отдельных отраслей экономики проще сказать какие отрасли, не будут развиваться ускоренно в сравнение с остальными. Это отрасли традиционно не развитые в советское время (микроэлектроника и генная инженерия, нанотехнологии и т.д. ), а также отрасли с высоким уровнем монополизма. Рост промышленного производства будет и в дальнейшем превышать рост ВВП. Также будет продолжаться увеличение доли оплаты труда в валовом национальном продукте. Будет возрастать доля высокотехнологической продукции, особенно продукции машиностроительного комплекса в структуре экспорта. При этом наиболее динамично будут развиваться всё более высокотехнологичные отрасли машиностроения. Также следует ожидать ускоренного развития технологий, направлений и отраслей связанных с использованием самых разных возобновляемых ресурсов начиная с реконструкции существующих и строительства новых малых ГЭС и технологий более эффективного использования соломы и заканчивая, например, внутренним туризмом и сельским хозяйством. Существенно возрастёт востребованность транзитного потенциала Украины.

В условиях усиливающегося дефицита жидкого углеводородного сырья следует ожидать ускоренного развития технологий и инфраструктуры использования природного газа включая когенерацию и массовое применение природного газа как автомобильного топлива. Высокий уровень зависимости устойчивости экономического развития от благоприятности внешнеэкономической коньюктуры будет постепенно снижаться. Материалоёмкость и энергоёмкость национального продукта будет постепенно снижаться.

Понятно, что Украина получит статус страны с рыночной и вступит в ВТО. Но эффективность осуществления регуляторных функций и способность предотвращения глобальных и локальных кризисов ведущих международных финансово - регуляторных организаций будет снижаться. Это приведёт к тому, что возможные выгоды от вступления в ВТО в значительной мере в среднесрочной перспективе будут в значительной мере в нивелированы.

Темпы роста иностранных инвестиций будут достаточно высокими. Но, даже к 2010 году доля иностранного капитала в экономике Украины будет меньше, чем в Польше, Словакии или Венгрии во время их вступления в ЕС. Кроме российских, западных инвестиций, инвестиций из оффшорных зон, в Украине будет возрастать объём и доля "восточных" инвестиций из исламских стран и региона ЮВА. Также следует ожидать резкого и значительного увеличения официально зарегистрированных инвестиций из Украины.

Гармонизация украинских стандартов и других нормативных актов с европейскими в запланированном сейчас объёме не состоится. Значительную часть нормативной базы в самых разных областях нельзя будет привести в соответствие с требованиями ЕС без значительного ущерба для экономики Украины. Оптимальный уровень экономической интеграции, как с ЕС, так и РФ на ближайшие 5 - 6 лет является гораздо более низким, чем это представляется с одной стороны евроромантикам,а с другой - сторонникам активной интеграции в рамках ЕЭП. Интеграция Украины с Западной Европой с одной стороны и РФ с другой будет происходить в рамках создания "Большой Европы" от Дублина до Владивостока. А это процесс в экономическом отношении не завершиться и к середине века. В ближайшие перспективе страной с максимальным уровнем экономической интеграции будет Молдова. А в 3 - 5 летней перспективе следует ожидать ускорения интеграционных процессов с Белоруссией. Привлекательность энергетической интеграции с РФ будет снижаться по мере приближения внутри российских цен к мировому уровню.

Соглашение о зоне свободной торговли, включающее беспошлинную торговлю энергоносителями в ближайшие 3 года реализовано не будет.

Позитивное сальдо валютного баланса сохраниться. НБУ будет вынужден отказаться от фактической привязки курса гривны к $. Следует ожидать уменьшения доли $ в валютных резервах страны.$ весьма подорвёт свои позиции основной резервной валюты. Более того, не исключено введения одного из вариантов золотого стандарта. Существенного уменьшения доли ВВП перераспределяемой через бюджет не будет - более вероятно её постепенное, увеличение. В прогнозируемом периоде следует ожидать введения налога на имущество, в частности на недвижимость физических лиц.

Наиболее оптимистичным, и в тоже время вполне достижимым результатом является введение в действие режима свободной торговли на двух направлениях. С одной стороны с ЕС. С другой стороны с РФ, возможно за исключением энергоносителей. Также вполне достижимым в прогнозном периоде является отмена визового режима с ЕС или его существенная либерализация.

Возможно, в это трудно пока поверить, но, начиная с 2006 - 2007 годов, будет происходить смена приоритетов государственной регуляторной политики внутри страны от поддержки крупного экспортно - ориентированного бизнеса (ФПГ) к поддержке и приоритетному развитию среднего и мелкого бизнеса, ориентированного, преимущественно, на внутренний рынок.

Для крупного экспортно - ориентированного бизнеса такую смену приоритетов на внутреннем рынке, государство компенсирует усилением государственной поддержки на внешних рынках, особенно для высокотехнологичного экспорта.

Улучшиться эффективность управления государственным имуществом и корпоративными правами. Следует ожидать ужесточения регуляторной практики государства по отношению к монопольным образованиям и защите конкурентной среды.

Массового пересмотра итогов приватизации не будет. Не будет также массовой амнистии теневых капиталов. Основной тенденцией развития рыночной ситуации является опережение роста среднего уровня конкуренции в сравнение с ростом ёмкости рынка. При этом разница в действиях и оценке результатов инвестиционной деятельности между отечественными и западными инвесторами сохранится.

2. Политическое развитие.

Основным содержанием политического развития будет переход от кланово - олигархического и сословного пути развития в направлении более демократической структуры общества, с меньшим уровнем расслоения общества. Этот процесс происходит медленно и постепенно по следующим причинам:

* Сословно - авторитарные традиции имеют длительную историю развития, примерно с середины 60 годов 20 века.

* Переход на демократический путь развития осуществляется эволюционным, а не революционным путём.

Украина не вступит ни в ЕС, ни НАТО.

Вступление в НАТО мало зависит от самой Украины. НАТО - цепной пёс демократии натасканный на травлю русского медведя. В других возможных применениях он малоэффективен. Предполагается, что в прогнозном периоде уровень агрессивности действий РФ и уровень нестабильности внутреннего положения внутри РФ будет не настолько высоким, чтобы оправдать вступление в НАТО.

Вероятность создания межгосударственного образования на базе ЕЭП с развитыми функциями межгосударственного управления по типу ЕС крайне низка. Разно скоростная интеграция приведёт к разделению к разделению позиций стран ЕЭП по большинству вопросов на две пары: Украина - Белоруссия и РФ - Казахстан.

Пропорциональная избирательная система себя не оправдает, особенно на местном уровне.

Полномочия президента, вероятно, будут ограничены.

Порядок избрания президента народом на всеобщих выборах будет сохранён.

Следует ожидать постепенного распространения форм прямой демократии.

Произойдёт определённая децентрализация власти с увеличением политического веса регионов, при сохранении унитарной формы устройства страны.

Вместе с тем опасаться раскола Украины на западную и восточную не стоит.

Скорее наоборот будет проходить стадия самоидентификация народа Украины с более четким определением своих отличий и стратегических целей.

Параллельно со смягчением визового режима с ЕС будет проходить ужесточение иммиграционной политики на восточных границах. Как на восточных границах Украины, так и, возможно, при поддержке ЕС на южных и восточных границах РФ и Казахстана. В любом случае построение новой разделительной стены между Большой Европой и Азией неизбежно. А между Украиной, РФ и ЕС в среднесрочной перспективе начнётся конкуренция за славянское, вообще христианское по историческим и культурным корням население. И Украина в этой конкурентной борьбе имеет неплохие шансы. В рассматриваемом периоде это будет выражаться, в основном, в уменьшении трудовых эмигрантов из Украины. Реформы социального сектора (здравоохранения, ЖКХ и др.) не будут массово реализованы до парламентских выборов.

Первый год полтора новый президент будет дистанцироваться от значительной части своих союзников, которые поддерживали его в избирательной кампании и их финансово - промышленных структур. Как и в РФ украинские власти вынуждены будут проводить политику дистанцирования власти от крупного бизнеса (кланово - олигархических групп). Вместе с тем, массового бегства местных олигархов за границу не будет. Объективные возможности для реализации политической ренты будут продолжать медленно снижаться.

Полной и подавляющей в политическом и психологическом плане победы на президентских выборах не будет. Эффективного парламентского большинства до следующих парламентских выборов не будет - президентская избирательная компания быстро перетечёт в парламентскую. На следующих парламентских выборах состав ведущих политических блоков будет значительно изменён, изменятся также их названия.

3.Гуманитарное развитие.

Реинкарнация украинской национальной идеи второй половины 19 века - начала 20 века и построение на её основе новой государственной идеологии не состоится.Стратегия власти на добровольно - принудительную украинизацию населения будет постепенно сворачиваться по мере демократизации общества и под влиянием экономических условий. При этом место русского языка, частично вытесненного в ходе данного эксперимента, займет не украинский, а английский, в силу всё той же более высокой экономической привлекательности. Отток украинских граждан для работы за границу значительно снизится, а многие наши граждане даже вернутся из ЕС обратно. В тоже время Украина для нелегальных мигрантов постепенно будет становиться не транзитной страной, а страной назначения. Следует ожидать введение жесткого, фактически этнически ориентированного миграционного режима и контроля его выполнения. Но доля Востока в культурном, этническом и демографическом развитии страны будет возрастать, а всего того, что ассоциируется с западной либерально - христианской культурой снижаться. Полностью остановить сокращение численности населения Украины не удастся, хотя этот процесс замедлится.

Достигнуть оптимальных показателей материального расслоения общество до 2010 года не удастся, но процесс выравнивания будет продолжаться. И вообще многие советские принципы социальной защиты населения будут реанимированы и усовершенствованны, а не отвергнуты и заменены на новые. Основным процессом социально - культурного развития, который сейчас начался и будет продолжаться в течение всего прогнозируемого периода есть процесс культурной, государственной и экономической самоидентификации народа Украины, интеграции его разных частей и создания условий для формирования новой нации на его основе в будущем.

4. Основной риск прогноза

Основным риском данного весьма оптимистического прогноза является значительное (кризисное) и длительной ухудшение внешнеэкономической коньюктуры и последующее за этим ухудшение внешнеполитической обстановки. Данный внешний кризис практически неизбежен, его причины, развитие и последствия достаточно четко описываются Моделью развития технологической цивилизации, но прогнозировать его точное начала невозможно. Можно лишь утверждать, что он начнётся между 2006 и 2020 годами.

За всё время независимости Украины наша страна находилась в весьма благоприятной внешней среде. И в ближайшее время в ближайшее время Украина не будет готова к значительному и долгосрочному её ухудшению - ни экономически, ни политически ни, даже, культурно. Поэтому вопрос встанет от самой возможности преодоления Украины, как суверенным государством грядущих внешних катаклизмов. Таким образом, основной риском данного прогноза - внешний - совпадает с основный риском существования и развития нашей страны.

Заключение

Если вышеуказанные основные стратегические процессы развития Украины не зависят от результатов предстоящих президентских выборов, то, что же от них зависит?

Каково будет влияние результатов президентских выборов?

Что же, в конце концов, будет выбирать народ Украины?

От результата выборов будет зависеть скорость стратегических процессов развития Украины, указанных в данном прогнозе, наполнение их конкретными количественными показателями.

Образно говоря, есть рельсы стратегического пути развития, с которых не свернуть. А от личности следующего Президента будет зависеть, с какой скоростью будет двигаться по этим рельсам поезд по имени "Украина".

Будут ли в целом благоприятные процессы объективного развития происходить быстро благодаря поддержке Президента и его команды или они будут всячески тормозиться ею?

А от этого, в свою очередь будет зависеть, успеет ли наша страна подготовиться к надвигающемуся периоду внешней нестабильности или нет.

20.08.2004

Стус Владимир,

Руководитель группы аналитики и прогнозирования

Украинского центра стратегических инициатив.

[email protected] [email protected]

/044/ - 404 - 88 - 71

/067/ - 505 - 24 - 52

За матеріалами: BIN.ua
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
40,6485
 0,0005
0,00
EUR
1
43,5366
 0,0584
0,13

Курс обміну валют на сьогодні, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,3891  0,04 0,09 41,0309  0,03 0,08
EUR 43,4661  0,01 0,02 44,2917  0,00 0,00

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,5100  0,12 0,30 40,5250  0,15 0,36
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес