Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

proUA.com: Депутаты приняли поправки к закону о борьбе с отмыванием преступных денег. Но на этом злоключения не заканчиваются:

16:49 25.12.2002 |

Економіка

А что было бы, если: Еще на прошлой неделе Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег FATF со своими санкциями против Украины казалась нашим нардепам похожей на собачку из английской поговорки, которая "больше лает, чем кусает". Поводом для оптимизма наших чиновников и депутатов служило, очевидно, то, что опыта санкций у Группы просто нет.

Однако, как известно, Минфин США дал американским банкам рекомендации по "предохранению" в сношениях с Украиной (вести особо тщательную финотчетность по операциям с украинскими деловыми кругами, осуществлять придирчивый мониторинг украинских компаний, производящих трансакции с использованием корреспондентских счетов в странах группы, а также собирать информацию о владельцах этих компаний). В свою очередь, ряд западных банков, по неофициальной информации, готовы были свернуть сотрудничество с украинскими фирмами, чтобы не загружать себя лишней отчетностью по линии FATF.

Ситуацию усугубляло то, что Нацбанк оказался фактически неготовым нейтрализовать или уменьшить последствия санкций, в особенности - возможного закрытия на Западе корсчетов украинских компаний. Во - первых, FATF не представила план действий и любой шаг страны - члена "антиотмывочной" группы в этой ситуации непредсказуем. Во - вторых, как признался в интервью "Деловой неделе" представитель НБУ, пожелавший остаться неизвестным, украинский центробанк не в состоянии обеспечить полноценное обслуживание платежей банков, если корсчета за рубежом будут заблокированы, поскольку в этом случае высвободится такая громадная денежная масса, что НБУ просто физически не сможет перечислить ее всю по назначению.

Впрочем, утверждает директор Департамента финансового мониторинга Алексей Бережной, Украина гораздо раньше подпала под законодательные ограничения в странах - членах FATF. По его словам, еще с весны в ряде стран, в том числе в США, все финансовые операции с резидентами Украины "автоматически отнесены к разряду подозрительных, и информация о них собирается в спецоргане при Минфине США".

Так что меры FATF просто узаконивали уже существующий статус - кво, добавляя к нему массу проверок украинских бизнес - партнеров и перспективу блокирования корреспондентских сообщений с украинскими банками.

Тем не менее, сам факт санкций, думается, способен значительно подорвать и без того не особо прочные позиции Украины в мировой экономике. По мнению эксперта Международного центра перспективных исследований Андрея Блинова, результатом может стать падение кредитного рейтинга Украины, и, возможно, внешнеэкономическая переориентация ее основных торговых партнеров.

Это касается и нашего "самого - самого" стратегического партнера - России. Конечно, она никогда не откажется от своих интересов в Украине. Но все же есть любопытные моменты. Россия, как известно, в FATF довольствуется с октября нынешнего года статусом наблюдателя, но в недалеком будущем намерена добиваться полноправного членства в этой организации. Так что перспектива испытать на себе FATF - овские санкции от стратегического северного соседа в дополнение к растущему валу антидемпинговых расследований с его стороны разворачивается, что называется, во всей красе.

В общем, роль тренировочной груши для FATF сулила Украине мало приятного.

И чего мы добились?

Итак, Закон "О предотвращении легализации (отмывания) средств, полученных преступным путем" вскоре будет представлен на рассмотрение FATF в своей второй версии. Учтено замечание Группы относительно статьи 12, санкционирующее проведение мониторинга финансовых трансакций при наличии "других обстоятельств, дающих основания считать, что финансовая операция проводится с целью легализации (отмывания) денег".

Часть пятая статьи 6 вменяет в обязанность субъекту первичного финансового мониторинга идентифицировать лицо, от имени которого осуществляется финансовая операция "в случае, если лицо действует в качестве представителя другого лица", либо в случае наличия сомнений относительно того, что лицо действует самостоятельно или выгодополучателем является другое лицо".

Исключены третья и четвертая части статьи 7, вызвавшие немало нареканий со стороны экспертов FATF. Нечеткие и запутанные формулировки этой статьи (":Финансовый мониторинг не используется, если орган первичного финансового мониторинга имеет доказательства как того, что операция может носить характер легализации средств, так и доказательства обратного") оставляли, по их мнению, лазейки для уклонения от проверок.

Были также уточнены положения статьи 8 Закона относительно запрета уполномоченному органу передавать кому - либо полученную от субъектов финансового мониторинга информацию, содержащую коммерческую или банковскую тайну.

Однако неучтенными остались рекомендации FATF по более четкому определению независимого статуса Департамента финансового мониторинга. В новой версии закона также сохраняется неясность насчет того, кто и каким образом будет вести до конца дело попавшей под подозрение Департамента структуры. Не устранено дублирование Кабмином некоторых контрольных функций Департамента (касающихся, в частности, "взятия на карандаш" подозрительной операции).

В общем, как и в прошлый раз, немалую роль сыграла спешка, в которой народные избранники принимали поправки к уже утвержденному закону под нависшим дамокловым мечом санкций. Возможно, это - своеобразная плата за временную разблокировку работы парламента. Но, как и тогда, в конце осени, должная правовая экспертиза законопроекта не была проведена. А второпях, как известно, нельзя даже ребенка создать, не то что закон. Так что прогресс хотя и налицо, но все же, думается, вряд ли он произведет ожидаемое впечатление на FATF.

Поэтому оптимизм министра экономики Валерия Хорошковского, надеющегося, что в феврале следующего года, когда FATF на своем очередном пленарном заседании в Париже снова рассмотрят "украинский вопрос", Украине удастся добиться отмены санкций, преждевременный.

Впрочем, нет худа без добра. Отток зарубежных капиталов под действием санкций может создать предпосылки для роста внутренних инвестиций. Подобное явление имело место в металлургии, когда предприятия в экстремальных условиях "антидемпингов" и отсутствия вливаний в отрасль со стороны иностранного капитала сделали ставку на реинвестирование.

Кроме того, с целью уменьшения последствий санкций украинское руководство будет поставлено перед необходимостью активизировать внутренний оборот капитала путем выведения значительных денежных масс, находящихся до сих пор "в тени". Для этого неизбежно придется вернуться к рассмотрению законопроекта "Об экономической амнистии" и довести до принятия закон "О налоге на доходы физических лиц".

Стоит заметить, что в этот раз депутаты словно предчувствовали такой поворот событий, поэтому в одной связке с поправками к "антиотмывочному" закону были приняты в тот же день изменения в закон "О налогообложении на прибыль предприятий", снижающие с 1 января 2004 года ставку налога с 30% до 25%, ряд поправок в Таможенный кодекс, изменения в акцизное законодательство и изменения в закон об НДС.

Реакция FATF должна скоро последовать. А тем временем глава внешнеполитического ведомства Анатолий Зленко поручил послам Украины в странах - участницах Международной организации по контролю за финансовыми операциями проявить свой дипломатический гений для "отмывания" родной страны от введения санкций.

Юрий Рудницкий

За матеріалами: proUA.com
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6015
 0,0687
0,17
EUR
1
42,4409
 0,0796
0,19

Курс обміну валют на вчора, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес