Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

proUA.com: Эксперимент в горно-металлургической отрасли, судя по всему, будет продолжен. Но чтобы предприятия от него опять не отказывались их нужно чем-то привлечь

07:24 12.12.2002 |

Економіка

Прежний премьер Анатолий Кинах под давлением самих металлургов, так и не получивших возможности самостоятельно распоряжаться высвобождаемыми, по замыслу эксперимента средствами, а также международных финансовых организаций, настаивающих на отмене отраслевых льгот как условии предоставления кредитов, незадолго до своей отставки недвусмысленно дал понять, что все "творческие искания" в этой отрасли в 2003 году возобновляться не будут.

Тем не менее, есть все основания полагать, что в ближайшем будущем этот подход будет пересмотрен. Ожидается, что до конца нынешнего года в Верховную Раду поступит на рассмотрение проект "Национальной программы развития и реформирования ГМК Украины до 2010 года", составленный, как указывают заинтересованные в ней лица, "с учетом положительного опыта эксперимента".

Все началось, если быть точным, с закона" О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно - металлургического комплекса Украины", введенного в действие в июле 1999 года. В соответствии с данным законом, около пятидесяти предприятий, определенных тогдашним Кабмином, реструктуризировали свою задолженность в бюджет и получили право платить налог на прибыль в размере 30% от действующей ставки, а по ряду других статей или вообще освобождались от уплаты, или платили по сниженным ставкам.

Освободившиеся средства должны были идти на реализацию инвестиционных и инновационных проектов, расширение ассортимента выпускаемой продукции и создание новых рабочих мест. Все это, в свою очередь, было призвано способствовать формированию внутреннего рынка металла. При этом объемы прямых инвестиций в отрасль планировалось довести до 3,5 млрд грн.

В январе 2002 года Кабинет А.Кинаха добился от парламента продления эксперимента еще на год. Правда, льготная ставка была поднята с 30% до 50%. Однако, предприятия, сначала более чем активно проявлявшие заинтересованность в эксперименте, начали все настойчивее проситься быть "как все".

Одна из причин в том, что до конца не было ясно: то ли высвободившиеся в результате льготного налогообложения средства будут поступать на специальный счет в Госказначействе, откуда их потом будут распределять по принципу "всем сестрам по серьгам", то ли предприятиям будет позволено открывать собственные счета "по месту дислокации" и распоряжаться деньгами самостоятельно. Первый вариант, само собой разумеется, был для производителей не слишком привлекательным.

Кроме того, льготы формально вступили в действие только спустя пять месяцев после утверждения соответствующего закона - до мая правительство утрясало список предприятий - льготников.

В силу этих обстоятельств практически все меткомбинаты платили налоги в полном объеме, а тем временем несколько стран - импортеров металлопродукции (в их числе Мексика, Китай, Польша, США, Россия и ряд других) объявили об антидемпинговых расследованиях, причем некоторые даже довели до санкций. Среди предъявляемых нашим производителям обвинений было и то, что их поддерживает государство. Имелись в виду именно "экспериментальные" льготы, которые, в общем - то, не действовали. Понятно, что быть без вины виноватым - приятного мало. Да и инвесторы не спешили с капиталовложениями - какой смысл вкладывать деньги в предприятия, якобы и так поддерживаемое государством?

Выход был найден в том, что меткомбинаты начали выходить на покупателей своей продукции за рубежом в индивидуальном порядке, при этом предоставляя документы, подтверждающие, что кабминовские льготы на них не распространяются. Против такого хода ни одна из стран, инициировавших антидемпинговые процессы, не возражала.

Предприятия, таким образом, еще более сосредоточились на экспорте, стремясь компенсировать убытки как от антидемпинговых санкций, так и от фактически недействующих льгот, а заодно и возместить хотя бы частично убытки от невозмещения государством возвратного НДС на общую сумму до 800 млн грн. В результате темпы формирования внутреннего рынка металла, и без того, по определению Президента Л.Кучмы, недостаточные, еще более замедлились.

Эти заявления Президент сделал в июле. А уже через два месяца металлургической отраслью заинтересовалась Генеральная прокуратура Украины и Государственная налоговая администрация. Налоговиков интересовало, каким образом металлурги могут использовать условия эксперимента для разработки новых схем уклонения от уплаты налогов. А прокуратуру, как сообщал в ноябре заместитель госсекретаря Министерства промышленной политики Сергей Грищенко, - причины возрастающей задолженности перед бюджетом на предприятиях ГМК.

По словам пресс - секретаря ГНАУ Виталия Лукьяненко, проверки Налоговой администрации подтвердили, что неразвитость внутреннего рынка металлопродукции и антидемпинговые пошлины, которые привели к закрытию стратегических американского и российского рынков сбыта, помешали в полной мере воспользоваться льготами, предоставляемыми экспериментом. С другой стороны, думается, сам факт эксперимента способствовал активизации антидемпинговых процессов. Поэтому становится понятно, почему Л.Кучма еще летом высказывал мнение, что государство, не получив прогнозируемого эффекта от эксперимента в горно - металлургическом комплексе, будет вынуждено искать новые формы поддержки предприятий отрасли.

Впрочем, эксперты отмечают, что не все результаты эксперимента столь пессимистичны. Сайт "Контекст" приводит слова главного редактора журнала "Металл" Валерия Денисенко, согласно которым, в 2000 - 2001 годах, когда эксперимент реально действовал, налоговые льготы помогли избежать последствий негативной конъюнктуры на мировых рынках металла. К тому же, хотя зарубежный инвестор в отрасль не пошел, однако именно это обстоятельство подсказало металлургам выход - ориентироваться исключительно на собственные силы, то есть производить реинвестиции.

Такая работа в экстремальных финансовых условиях оправдала себя: по данным информационно - аналитического центра "Держзовнишинформ", на первом этапе эксперимента (вторая половина 1999 года - 1 января 2002 года) производств чугуна в Украине выросло на 15%, стали - на 22,7%, проката - на 27%, ферросплавов - на 4,1%. Вложения в валовые инвестиции и техническое перевооружение метпредприятий страны за время действия эксперимента (кроме 2002 года) превысили 4,7 млрд. грн.

Именно этот опыт и учли разработчики "Национальной программы развития и реформирования ГМК Украины до 2010 года". Но этого мало. Для привлечения большего количества предприятий к новой фазе эксперимента в рамках Программы, ее проект предусматривает решение актуальных для них проблем. Это и своевременное возмещение НДС (а "невозмещенная" сумма сейчас составляет около 800 млн грн), и освобождение импортного сырья от обложения ввозной таможенной пошлиной, и отчисление половины выручки от продажи госпакетов акций предприятий на инновационное беспроцентное кредитование.

При этом ставка налогообложения прибыли остается в пределах 50%. Кроме того, пока не ясно, кто же будет распоряжаться высвобождающимися средствами: некий центральный орган, или сами предприятия.

Конечно, если данная Программа будет принята, международная реакция на нее может быть весьма резкой - вплоть до возникновения риска отлучения Украины от стратегических рынков сбыта металлопродукции - российского и американского.

Так что парламентариям предстоит решить дилемму: либо продолжать курс на закрепление на рынках внешних, либо наконец - то заняться формированием рынка внутреннего, о чем говорил Президент. От ее решения зависит ближайшее будущее украинской металлургии.

Юрий Рудницкий

За матеріалами: proUA.com
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5345
 0,1025
0,26
EUR
1
42,3098
 0,0112
0,03

Курс обміну валют на сьогодні, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес