Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Обнародованные Госкомстатом результаты работы экономики в первом полугодии не добавляют оптимизма бизнесу

17:23 23.07.2002 |

Економіка

Уже ясно, что к осени Кабмин встанет перед проблемой финансирования значительного дефицита бюджета. Варианты решения этой проблемы сводятся к секвестру бюджета, законодательному увеличению предельного размера дефицита (который установлен в размере 4,3 млрд. грн.) и увеличению внутренних заимствований. Пока сложно сказать, какой вариант будет выбран правительством, поскольку каждый из них сопряжен с рядом сложностей, которые, в конечном результате, приводят к уменьшению потенциала роста экономики. Закончилось первое полугодие. И хотя экономика все еще продолжает расти, появляются тревожные признаки, которые могут перерасти в опасные тенденции: Дефляция, которая приводит к падению рентабельности предприятий, грозит поспособствовать тому, что уменьшение темпов экономического развития перерастет в стагнацию экономики. Правительство никак не может справиться с растущим дефицитом бюджета, а Национальный банк исчерпал ресурсы по монетарному стимулированию экономического роста.

В первом полугодии текущего года правительство не смогло избавиться от дефляции

Завершившееся первое полугодие преподнесло ряд неоднозначных сюрпризов и правительству и субъектам предпринимательской деятельности. Наиболее непонятным сюрпризом является дефляция или уменьшение уровня потребительских цен, которые в первом полугодии снизились на 1,8%. Нельзя сказать, что дефляция - явление нехарактерное для украинской экономики. Но вот, чтобы дефляция фиксировалась в четырех из первых шести месяцев года - в экономической истории независимой Украины, такого еще не было! Традиционно дефляция характерна для летних месяцев, когда происходит сезонное снижение стоимости пищевых продуктов. Для зимы, весны и осени органичной была инфляционная тенденция.

Напомним, что с середины прошлого года эксперты начали отмечать замедление экономического роста. Вместе с тем, рекордное увеличение показателей промышленного производства и валового внутреннего продукта (ВВП) в первом полугодии 2001 года позволили "не почувствовать" смену тенденции до начала текущего года. При этом НБУ - в ответ на повышающийся спрос на деньги со стороны реальной экономики - увеличил денежные агрегаты почти на 40%, сохранив, в то же время, уровень инфляции на рекордно низком значении в 6,1%. Поэтому, когда в январе 2002 года замедление роста экономики стало наиболее ощутимо, а, значит, и спрос на денежные ресурсы со стороны реального сектора экономики снизился, эксперты заговорили о реальной возможности роста инфляции.

С целью упреждения значительного увеличения потребительских цен в январе, НБУ направил свои усилия на сжатие денежной массы и, вместо прогнозируемых 1,5%, инфляция составила всего 1%. В феврале украинская экономика побила очередной рекорд, когда вопреки ожиданиям экономистов, инфляционная тенденция резко сменилась на дефляционную. Тогда аналитики не смогли однозначно объяснить возникновение данного феномена. На помощь пришла Администрация президента, разъяснив, что данное явление связано с "осуществленными в экономике реформами". Однако эксперты указывали на несколько иные факторы, которые привели к дефляции, а именно, - регулирование уровня цен в период предвыборной кампании. Поэтому продолжение снижения цен в марте восприняли как временное явление, которое должно окончиться после завершения выборов.

Таким образом, возобновление инфляционной тенденции в апреле воспринялось как "нормальное" экономическое явление, доказывающее "рыночность" украинской экономики, которая, освободившись от пристального взгляда правительства, вернулась на "круги своя". Однако в мае экономику ждал очередной "сюрприз": несмотря на 30 - 45% - ное увеличение стоимости бензина, Госкомстат вновь зафиксировал дефляцию, которая продолжилась и в июне. Таким образом, к концу первого полугодия потребительские цены составляли лишь 98,2% от их уровня на начало текущего года и это при том, что правительство прогнозировало на конец года инфляцию в 9,8%.

Дефляция стала неожиданностью и для правительства

Что же стало причиной столь непривычного поведения потребительских цен в первой половине этого года? Длительное время правительство было осторожно в своих оценках, отмечая лишь, что ему необходимо время для "тщательного изучения и анализа".

Итак, к концу первого полугодия, экономический блок правительства, по - видимому, нашел пояснение неожиданному падению цен, поскольку решился на пересмотр прогнозных показателей. В текущем году, как сообщил заместитель начальника управления макроэкономического прогнозирования Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Вадим Пищейко, инфляция в Украине составит от 3% до 6,5%. (Напомним - на конец года правительство прогнозировало инфляцию в 9,8%). Причины отставания от первоначальных прогнозов специалисты Министерства экономики объяснили "отказом от предполагавшегося роста тарифов на услуги на 4% в квартал", а также значительным усилением конкуренции в пищевой промышленности, что привело к снижению цен. Например, снижение цен на молоко в первом полугодии составило 13%, а на мясо - 14%. Кроме того, как и предполагали эксперты, опрошенные "Контекстом", важную роль в дефляционной тенденции сыграла структура потребления, в которой около 70% занимают продукты питания. Дело в том, что показатель инфляции/дефляции считается по так называемой "потребительской корзине" - на основании данных о динамике цен, входящих в нее товаров и услуг, и определяется данный показатель.

Экономика пока растет: Долго ли еще?

Несмотря на то, что дефляция свидетельствует, по словам экспертов, об "угнетенности экономики", итогом первого полугодия стал 4,3% - ный рост ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Данный показатель хотя и меньше 10% - ного роста за первое полугодие 2001 года, но все - таки довольно высокий результат, если взять во внимание значительное ухудшение конъюнктуры внешних рынков и насыщение внутреннего.

Итак, после майского "провала", когда рост ВВП составил лишь 2,6% по сравнению с январем - маем предыдущего года, в июне ситуация выровнялась - увеличение ВВП составило 6,7%. Основными факторами роста традиционно остаются оптовая и розничная торговля, где увеличение валовой добавленной стоимости составило 15,0%, сельское и лесное хозяйство - 8,8%, а также обрабатывающая промышленность - 7,4%. Объем промышленного производства увеличился на 7,5% по сравнению с июнем 2001 года. Таким образом, за первое полугодие рост достиг 5,8% по отношению к первому полугодию прошлого года.

Эксперты сходятся в том, что основным фактором роста остается растущий спрос со стороны потребительского рынка. Так, наиболее динамично развиваются отрасли, продукция которых удовлетворяет спрос внутренних рынков. Например, объем розничной торговли за первое полугодие вырос на 16,1%, производство пищевой промышленности и переработка сельскохозяйственных продуктов - на 10,4%. В то же время, ухудшились показатели по международной торговле. В январе - июне текущего года, положительное сальдо внешней торговли снизилось на 11,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За шесть месяцев экспорт товаров с Украины вырос лишь на 1,9%, тогда как импорт - на 3,5%. То есть сальдо составило лишь $120,3 млн., что на $45,4 млн. меньше майского показателя.

Подобная структура роста содержит в себе ряд значительных рисков, отмечают эксперты. Очевидно, что на растущий спрос со стороны потребительского рынка, который стимулируется ростом доходов населения, предприниматели могут реагировать двумя способами - увеличивать объемы выпуска и зарабатывать на масштабах производства или поднимать цены. Вместе с тем, по мнению директора экономическим программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Владимира Сиденко, "в ближайшем будущем вероятно замедление динамики роста доходов населения", а значит, произойдет т.н. "сужение" потребительского рынка. То есть, производители вынуждены сокращать производство продукции, поскольку происходит насыщение платежеспособного спроса. Это значит, что для снижения уровня невостребованной потребителем продукции, предприятие вынуждено снижать цену, то есть происходит рост конкуренции по цене. А поскольку уменьшается стоимость проданной продукции, падают показатели прибыли, и, как следствие, происходит уменьшение рентабельности предприятий, объяснила главный экономист Международного центра перспективных исследований Татьяна Сытник. Кроме того, некоторые тарифы "привязаны" к показателю инфляции, поэтому наблюдающаяся дефляция еще более усложняет положение ряда природных монополий.

Таким образом, дефляция играет в Украине деструктивную роль, поскольку уменьшает номинальный ВВП и является негативным стимулом (анти - стимулом) для увеличения объемов производства. В частности, при росте реального ВВП в первом полугодии на 4,3%, номинальный ВВП вырос лишь на 2%. Кроме того, дефляция приводит к уменьшению номинальных доходов населения, а значит, в свою очередь, потенциал роста для украинской экономики ограничивается.

Большая иллюстрация Другой источник для роста - увеличение спроса на внешних рынках ? также не в состоянии на данный момент стать движущей силой в развитии экономики. В настоящее время динамика экономического роста основных торговых партнеров Украины неоднозначна. Перспективы развития экономики России, которая является основным торговым партнером Украины, относительно благоприятны, однако, количество барьеров на торговлю, которые страны поставили на пути друг друга в последнее время, не смогут не отразиться на уровне торговых отношений. Темпы подъема европейской экономики, как полагают аналитики, будут несколько ниже ожидаемых, а, значит, значительный рост спроса на продукцию украинских производителей вряд ли произойдет. Однозначные прогнозы относительно американской экономики пока не решается сделать никто. Противоречивые тенденции макроэкономического развития на фоне ряда громких корпоративных скандалов, не позволяют рассчитывать на быстрое восстановление экономической мощи США после прошлогоднего спада.

Исходя из всех этих факторов, перспективы развития экономики Украины без значительных структурных реформ выглядят довольно пессимистично. Спрос со стороны внутреннего рынка достигает относительного насыщения, а динамика спроса на традиционных внешних рынках недостаточна.

Нацбанк исчерпал возможности по стимулированию экономики

Возможным решением проблемы роста украинской экономики могло бы стать ее инвестиционное развитие, которое позволило бы снизить уровень издержек и увеличить производительность труда. Вместе с тем, существует ряд структурных ограничений, которые сдерживают темпы развития производства. В частности, смягчение денежной политики Национального банка привело лишь к незначительному снижению ставок по кредитам, что все еще не позволяет предприятиям опираться на банковский сектор как на источник инвестресурсов.

Несмотря на то, что с начала текущего года Нацбанк трижды снижал учетную ставку с 12,5% до нынешних 8%, определенное воздействие на экономику, по словам руководителя группы советников председателя НБУ Валерия Литвицкого, это возымело лишь к концу первого полугодия - в июне. По мнению руководителя группы советников НБУ, "одна из причин такой задержки реакции - торможение процесса улучшения ожиданий производителей в апреле - мае под влиянием выборов руководства Верховной Рады".

По мнению эксперта Центра социального и экономического развития (CASE Украина) Оксаны Новоселецкой, отсутствие "реакции экономики на снижение учетной ставки объясняется скорее слабой степенью корреляции между величиной учетной ставки и ставками по кредитам коммерческих банков". В частности, средняя ставка по кредитам комбанков снизилась с начала года с 29,6% лишь до 25,1%, что все еще является слишком высоким уровнем для бизнеса.

Также незначительный эффект имело увеличение денежных агрегатов. Прогноз по увеличению денежной базы был поднят с 11 - 13% до 20 - 25%, а денежной массы с 18 - 20% до 19 - 24%. И хотя расширение денежного предложения наряду с увеличением количества депозитов физических и юридических лиц привело к 17,5% - ному увеличению банковских кредитов, рост добавленной стоимости от кредитования оказался незначительным. Это свидетельствует о том, что Национальный банк фактически исчерпал свои ресурсы по монетарному стимулированию экономики. Поэтому, дальнейшее смягчение денежной политики, по мнению главы НБУ Владимира Стельмаха, нецелесообразно.

Значительное недовыполнение бюджета свидетельствует об отсутствии кардинальных изменений в экономике

Рост ВВП, расширение денежного предложения, увеличение показателя деловой активности - казалось бы, все не так уж плохо в экономической ситуации, однако значительное недовыполнение бюджета и дефляционная динамика обнаруживают глубокие структурные проблемы и нереформированность многих отраслей экономической системы. По словам Валерия Литвицкого, "несмотря на ряд позитивных показателей, значительное недовыполнение бюджета свидетельствует о том, что кардинальных изменений в экономике еще не произошло".

Результатом выполнения бюджета в первом полугодии текущего года стал дефицит в размере 1,443 млрд. грн. Несмотря на то, что номинально доходная часть бюджета и налоговые поступления превышают уровень прошлого года на 17%, план поступлений значительно недовыполнен. В целом, по данным Министерства финансов, за шесть месяцев доходная часть госбюджета была выполнена на 92,7%, расходная - на 87,7%, а уровень выполнения госбюджета за полугодие составил 43,4% годового плана.

В числе основных причин, которые обусловили невыполнение основного финансового документа, специалисты Министерства финансов называют снижение темпов производства и экономического роста. Кроме того, значительная дефляция, вместо прогнозируемой инфляции, также отразилась на уровне бюджетных доходов, отмечают аналитики.

Вместе с тем, наиболее неожиданным и ощутимым для доходной части бюджета стал рост долгов между предприятиями ведущих отраслей экономики, что привело к потерям бюджета в размере 703 млн. грн., отметил глава Государственной Налоговой администрации Украины (ГНАУ) Николай Азаров.

Эксперт Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Александр Барановский отметил в интервью "Контексту", что ситуация с недовыполнением бюджета вряд ли будет решена во втором полугодии, поскольку значительного ускорения темпов экономического развития не предвидится.

Более того, помимо налоговых статей, не выполняется план поступлений по приватизации, а также по внешним заимствованиям. Несмотря на то, что в рамках программы расширенного финансирования Международный валютный фонд (МВФ) предполагал выделить порядка $550 млн., до настоящего момента этот вопрос не решен, а 4 сентября действие программы заканчивается. Прекращение сотрудничества с МВФ будет означать "проблематичность получения кредитов от Мирового банка", отметил эксперт.

Таким образом, скорее всего, к осени правительство встанет перед проблемой финансирования значительного дефицита бюджета. Варианты решения данной проблемы в условиях отсутствия внешнего финансирования сводятся к секвестру бюджета, законодательному увеличению предельного размера дефицита (который согласно Закону "О Государственном бюджета на 2002 год" установлен в размере 4,3 млрд. грн.) и увеличению внутренних заимствований.

В настоящий момент, по мнению экспертов, сложно сказать, какой вариант будет выбран правительством, поскольку каждый из них сопряжен с рядом сложностей, которые в конечном результате приводят к уменьшению потенциала роста экономики.

Министр экономики и по вопросам европейской интеграции Александр Шлапак, отметил, что "вопрос о секвестировании бюджета в настоящее время не стоит", однако многие представители депутатского корпуса уверены, что другой альтернативы у правительства нет. Вместе с тем, секвестр бюджета будет означать недофинансирование ряда государственных программ.

Второй вариант финансирования фискального разрыва - заимствования на внутреннем рынке, помимо сложностей для правительства в размещении государственных ценных бумаг (ввиду низкого спроса на эти бумаги со стороны комбанков) - будет "отвлекать" деньги из экономики, тем самым увеличивая стоимость и без того дорогих кредитных ресурсов для предпринимателей. Вместе с тем, как отмечают наблюдатели, уже сейчас происходит давление на коммерческие банки с целью увеличить объемы продажи правительственных облигаций.

Таким образом, как бы проблема финансирования дефицита бюджета не была решена, негативное влияние на экономическое развитие экономики неизбежно.

Прогнозы экономического роста ухудшаются, зато гривня будет стабильной и нет угрозы инфляционных шоков

Итак, чего же ждать во втором полугодии нынешнего года и какие цифры закладывать в бизнес - планы на будущий год? На этот вопрос попытались ответить специалисты государственных и независимых экономических исследовательских институтов в рамках проекта "Консенсусный прогноз". По мнению участников проекта, куда входили эксперты Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции, Министерства финансов, Национального банка, Международного валютного фонда, Международного центра перспективных исследований, Института экономических исследований и политических консультаций и ряд других организаций, на второе полугодие 2002 года и на 2003 год ухудшаются прогнозы экономического роста.

С большой степенью вероятности можно предположить, что НБУ и в дальнейшем будет придерживаться политики сохранения реального обменного курса гривни.

В течение 2002 года возрастет непрямое финансирование правительства со стороны Нацбанка из - за ожидаемого отрицательного чистого внешнего финансирования бюджета и меньшего объема поступлений от приватизации.

Ожидается также увеличение государственного вмешательства и, как следствие, "тенизация" экономики.

Ухудшается прогноз относительно реального ВВП до 4,9% в 2002 году и 5,3% в 2003 году ввиду уменьшения темпов возрастания потребления и валовых национальных сбережений.

Уменьшение объемов потребления и инвестиций обусловит более медленный рост импорта, что, наряду с увеличением трансфертов, должно дать улучшение сальдо текущих операций, которое, в свою очередь, приведет к увеличению международных валютных резервов НБУ и меньшей девальвации гривни.

Рост реального спроса на деньги, более стабильный обменный курс и отсутствие инфляционных шоков снизит годовой прогноз показателя инфляции, динамика роста которого ускорится во втором полугодии текущего года, но не превысит 6%. В 2003 году инфляция составит около 6,7%.

Стабильная гривна и стимулирующая политика Нацбанка дает основания предположить дальнейшее сокращение кредитных ставок.

Предполагаемое сокращение налоговых льгот повысит доходы и издержки ВВП, что сокращает ожидания по дефициту бюджета.

Евгения Куложенко

За матеріалами: Контекст
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6702
 0,1986
0,50
EUR
1
42,5205
 0,3372
0,80

Курс обміну валют на сьогодні, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес