Фінансові новини
- |
- 28.12.24
- |
- 06:07
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Киотский протокол дышит на ладан. Но Украина не теряет надежды заработать на торговле квотами
20:05 21.12.2011 |
Горбач Денис Андреевич
Каждый год, в декабре, делегации 194 стран собираются на конференцию Сторон Рамочной Конвенции ООН по изменению климата. В этом году местом ее проведения был выбран южноафриканский город Дурбан, а главным вопросом была дальнейшая судьба Киотского протокола (КП). Дело в том, что срок действия первого периода выполнения обязательств, взятых странами, подписавшими КП, истекает уже в конце 2012 г.
Результаты
Договориться об условиях дальнейшего сотрудничества в борьбе с климатическими изменениями пытались еще в конце 2009 г., но тогда Копенгагенский саммит был провален (см. статью "Эко-невидаль"). В прошлом году, в Канкуне, встреча тоже прошла без особых прорывов.
На этот раз удалось добиться главного - 1 января 2013 г. начнется второй период выполнения обязательств КП, который продлится до 2020 г. В течение первого периода 37 промышленно развитых стран обязались сократить выбросы парниковых газов в среднем на 5% от уровня 1990 г.
Сейчас этого уже недостаточно, ученые рекомендуют до 2020 г. уменьшить выбросы на 25-40% от уровня 1990 г. Хотя в Дурбане до конкретных обязательств дело так и не дошло: договорились, что свои предложения страны-участницы подадут к 1 мая.
В то же время становится понятно, что авторитет всей инициативы уверенно стремится в направлении плинтуса: в Дурбане Россия и Япония заявили, что не будут участвовать во второй фазе реализации КП, а Канада 12 декабря объявила, что вообще выходит из КП.
Как отметил министр экологии Канады Питер Кент, "действие Киотского протокола не распространяется на двух мировых лидеров по выбросам парниковых газов - США и Китай. Это значит, что соглашение не работает".
Обязательства в рамках второго этапа на себя берут ЕС, Норвегия, Швейцария и еще некоторые страны; на них всех вместе взятых приходится всего 16% мирового объема выбросов.
Статус-квот
Западные страны ехали на саммит с целью навязать обязательства Китаю. Задачей делегации Китая было сохранение статуса развивающейся страны, с которой нет никакого спроса (для этого КНР прикрывается интересами действительно бедных стран); бедные страны Африки и Океании намеревались добиться реальных мер по предотвращению потепления или хотя бы материальной помощи для ликвидации последствий.
Для Украины и других стран Восточной Европы весь интерес заключался главным образом в сохранении механизма торговли квотами на выбросы парниковых газов и возможности продолжать использовать "проекты совместного осуществления".
Напомним: систему торговли квотами критикуют все серьезные ученые. Во-первых, такими мерами удастся проконтролировать только "производственные выбросы" СО2, сделанные заводами, ТЭС и другими предприятиями.
"Но столько же СО2выбрасывается в атмосферу неупорядоченным образом - потому что человек рубит лес и оставляет там порубочные остатки, убирает урожай и оставляет часть дерна и стерню. И вот эти выбросы "киотскими мерами" проконтролировать не удастся, даже если углеродный показатель будет влиять на цену топлива, что на фоне происходящего сейчас - просто неосуществимая мечта", - говорит кандидат биологических наук, старший научный сотрудник МГУ им.М.В.Ломоносова Владимир Фридман.
Само по себе ужесточение экологического законодательства мало что дает: в развитых странах быстро появился "серый" бизнес, помогающий крупным предприятиям избавиться от опасных отходов запрещенными способами, а в странах "третьего мира" львиная доля производственной деятельности ведется на полулегальных мелких заводиках, проконтролировать которые сложно.
А главное - механизм торговли квотами позволяет получать средства, не особо усердствуя в деле повышения энергоэффективности экономики и т.п. Так, благодаря тому, что базовым для сравнения объемов выбросов избран 1990 г., восточноевропейские страны, и Украина в том числе, могут за плату переписывать свой излишек квот на счета других стран к взаимному удовольствию сторон.
Формально действительно происходит "сокращение": ведь объем выбросов парниковых газов Украиной в 2010 г. составлял 40% от уровня 1990 г. (соответственно, 370,5 млн т и 922 млн т СО2-эквивалента), а страна, купившая квоту, может продолжать наращивать выбросы.
При этом украинская экономика - одна из самых "грязных" в мире (при производстве $1 ВВП в атмосферу попадают 7 кг СО2 - в 28 раз больше, чем в Японии). Деньги "из воздуха", поступив в Украину, часто в воздухе же и растворяются.
Украинским чиновникам такая система очень приятна, поэтому они яростно борются против перенесения базового года для сравнения с 1990 г. на 2005 г. К тому же в Украине есть проблемы с достоверностью учета объемов выбросов парниковых газов, вследствие чего осенью стране временно ограничили права на торговлю квотами (см. статью "Видит око").
Весной ограничения могут снять, но рынок квот за истекшие годы не впечатляет масштабами: за все время членства в КП Украина смогла заключить две сделки на EUR470 млн - с Японией и Испанией.
Тем не менее отечественные чиновники не теряют надежд "впарить" кому-нибудь неиспользованные излишки национальной квоты, для чего их необходимо перенести на второй этап действия КП. Речь идет о непроданных в 2008-2012 гг. 2 млрд т СО2-эквивалента, за которые теоретически можно было бы выручить более $2 млрд - найти бы только покупателя.
По словам Кристины Рудницкой, координатора программ по изменению климата Национального экологического центра Украины (г.Киев; с 1991 г.; 24 территориальных отделения), такая "инициатива" не нашла понимания у большинства участников саммита.
"Все прекрасно понимают, что таким образом Украина просто хочет заработать денег, и никакого отношения к решению проблемы изменения климата это не имеет (чиновники не особенно это и скрывают; см. статью "Система мониторинга выбросов парниковых газов устарела" - Ред.). Полностью остатки квоты вряд ли будут перенесены, но идет поиск компромисса. Например, группа африканских стран предложила перенос 1% неиспользованной квоты. Кроме того, в случае продажи остатков квоты половину полученных денег могут заставить перечислить в адаптационный фонд на помощь странам, страдающим уже сегодня от последствий изменения климата", - поясняет г-жа Рудницкая. Окончательно этот вопрос будет решаться через год в Катаре, на следующем саммите.
Забубённый интерес
Еще одно требование украинской делегации на Дурбанском саммите было удовлетворено: Украина осталась "страной с переходной экономикой". Причины этой скромности примерно того же рода, что и у Китая, настаивающего на том, что он все еще "развивающаяся страна".
"Как и ЕС, мы готовы взять на себя амбициозные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, но мы не готовы к этому в полной мере ни с точки зрения законодательной базы, ни с точки зрения состояния экономики, ни с точки зрения энергетической безопасности - наша энергетика сегодня ориентирована на уголь отечественной добычи, что противоречит низкоуглеродному пути развития экономики. Поэтому мы имеем все основания рассчитывать на особый статус - страны с переходной экономикой - и получить в качестве компенсации доступ к фондам, финансовым и технологическим", - аргументирует позицию Украины Иван Варга, первый заместитель председателя Госагентства экологических инвестиций Украины.
По словам г-жи Рудницкой, страны с переходной экономикой не обязаны участвовать в наполнении Зеленого климатического фонда, который решено создать для финансирования проектов сокращения выбросов в развивающихся странах. Более того, Украина вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном претендует на доступ к финансовым ресурсам этого фонда.
"Это позволит нашим странам двигаться к формированию низкоуглеродных экономик темпами, которых на сегодняшний день от нас требует наука и ожидает международное сообщество", - говорится в заявлении делегаций четырех стран. Речь идет о финансировании в объеме $100 млрд ежегодно: именно такими будут расходы Зеленого климатического фонда в 2012-2020 гг.
На эти деньги в первую очередь могут рассчитывать такие страны, как Мальдивские острова, которые в ближайшее десятилетие могут просто погрузиться в океанскую пучину, или аграрные страны Африки южнее Сахары, на которые стремительно наступает пустыня. На эти же средства рассчитывают и отечественные чиновники.
В рамках первого этапа реализации КП Украина, как известно, дала твердое обещание не превышать к 2012 г. уровня выбросов парниковых газов, достигнутого в 1990 г. Для этого не нужно было прилагать сверхусилий, учитывая масштаб промышленного спада 1990-х годов. Но и здесь чиновники умудрились напортачить с отчетностью (см. "Статус-квот" ).
Не обращая внимания на эту неприятность, украинская сторона предложила в течение второго этапа, к 2020 г., сократить выбросы на 20%. Иными словами, с нынешних 40% от уровня 1990 г. через девять лет Украина дойдет до 80%: фактически увеличит объемы выбросов вдвое по сравнению с сегодняшним днем.
При этом о сокращении выбросов на действующих предприятиях можно не задумываться. А если повезет, то удастся дополнительно подзаработать, продав кому-нибудь часть квоты: несмотря на заявления властей, вряд ли стоит ожидать удвоения украинского ВВП к 2020 г., а значит, и уровень выбросов будет ниже заявленного.
"Экологические организации считают такую позицию правительства циничной. Мы надеемся, что к 1 мая 2012 г., когда страны должны будут подать свои обязательства на второй период действия Киотского протокола, Украина предложит более серьезное сокращение", - говорит г-жа Рудницкая.
Наконец, еще один интерес Украины - сохранение гибких механизмов КП - тоже удовлетворен. Речь идет не только о торговле квотами и "схеме зеленых инвестиций" (при помощи которой Украина и привлекла в госбюджет EUR470 млн), но и о "проектах совместного осуществления".
В их рамках предприятие из развитой индустриальной страны может реализовать тот или иной "экологический" проект на украинских объектах, если государству он не по карману, а местный бизнес не видит в этом выгоды. Речь идет, например, об усовершенствовании местной системы теплоснабжения, строительстве мини-ТЭЦ, модернизации газораспределительных сетей, металлургического производства, о производстве биотоплива из водорослей и т.д.
В награду за это такой компании "засчитывают" сокращение выбросов на определенный объем. Украинская же сторона получает бесплатную модернизацию: всего благодаря таким проектам украинские предприятия получили около EUR650 млн инвестиций.
как у нас
Тепло и очень сухо
Для украинской экономики изменение климата чревато прежде всего обезвоживанием (аридизацией) плодородных регионов: "житница" может превратиться в сухую степь наподобие Калмыкии или Северного Крыма.
Кроме того, следует готовиться к притоку иммигрантов: ООН прогнозирует появление около 1 млрд "климатических беженцев", и часть из них приедет в Украину.
Нельзя сбрасывать со счетов и расходы на ликвидацию последствий стихийных бедствий, вызываемых климатическими изменениями: это всегда обходится дороже превентивных мер. Примером может служить наводнение 2008 г. в Западной Украине.
как у них
Два в уме
Интерес к будущему Киотского протокола у ЕС двоякий. Во-первых, европейцы не на шутку озабочены собственным завтра уже в среднесрочной перспективе.
Имеется в виду повышение уровня Мирового океана, которое грозит, в частности, Великобритании и Нидерландам, а также изменение направления или даже блокировка Гольфстрима - теплого течения, обогревающего Европу. В результате этого климат радикально изменится даже в Украине, не говоря уж о наших западных соседях.
Во-вторых, европейский капитал, уже сегодня поставленный государствами в определенные рамки, хотел бы, чтобы ограничения, направленные на решение глобальной проблемы, распространялись и на его китайских и американских конкурентов.
"За последние десятилетия структура мировой экономики изменилась, соответственно, изменились и выбросы, и возможности их сокращения развивающимися странами. В то же время в условиях энергоэффективных экономик развитых стран дальнейшие сокращения выбросов будут все более дорогостоящими", - говорит Конни Хедегард, еврокомиссар по вопросам климата.
Машина времени
Под градусом
Главная цель КП - удержать глобальное потепление в пределах 2°С. По словам эксперта Программы ООН по окружающей среде, российского геоэколога, кандидата географических наук Николая Дронина, сейчас показатель средней глобальной температуры равен +15°С, а в ледниковый период он составлял +11°С.
Разница в 4°С существенно изменила облик планеты. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), на протяжении 2010-2035 гг. общемировое энергопотребление увеличится на треть. Половину прироста обеспечат Китай и Индия, которые сейчас не имеют никаких обязательств по снижению выбросов. МЭА констатирует, что без принятия дополнительных мер планете "светит" повышение глобальной температуры на 6°С.
"Если меры по сокращению выбросов парниковых газов не будут приняты немедленно, дополнительные инвестиции для того, чтобы удержать потепление в пределах 2°С, составят $500 млрд в год", - отмечает исполнительный директор МЭА Нобуо Танака.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :