Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Качество продтоваров ухудшится

09:26 16.11.2007 |

Новини АПК

Согласно официальным данным, за девять месяцев этого года производство хлеба и хлебобулочных изделий в стране сократилось более чем на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 1,41 млн. т (в 2006 году - 1,51 млн. т). С одной стороны, это связано с сокращением объемов продаж сельскохозяйственной продукции, главным образом растениеводческой, и повышением цен на нее в этом году. Но, с другой стороны, чрезмерное желание государства сдержать рост цен на основные продукты питания, и в первую очередь на хлеб, вынуждало средних и мелких региональных производителей приостанавливать хозяйственную деятельность.

БИРЖЕВЫЕ ГРАБЛИ

В начале ноября Президент Украины выступил с заявлением о необходимости создания единой зерновой биржи в стране (несмотря на то что существующая Аграрная биржа вроде бы не сообщала о своем банкротстве). На этой неделе его почин был поддержан премьер - министром, по мнению которого в стране действительно "необходимо навести порядок", ведь "до тех пор, пока отсутствует биржевая торговля зерном, это сделать невозможно". После этого председатель Государственного агентства Украины по инвестициям и инновациям Виктор Ивченко информировал общественность, что в ближайшие три месяца будет разработан проект создания зерновой биржи в рамках Государственной целевой программы по модернизации рынков капитала в Украине. К тому же, по его словам, необходимо будет осуществить консолидацию биржевой системы и создать не одну, а несколько товарно - сырьевых бирж, аграрных бирж, в том числе и по зерну. То есть вдобавок к недоразвитой Аграрной бирже государство хочет клонировать еще несколько подобных госструктур. Проще говоря - не умением, так количеством возьмемся за ценообразование. При этом деньги на осуществление столь грандиозных проектов, естественно, будут изыматься из государственного бюджета (примерно по нескольку сотен миллионов в год). Да еще придется, тоже за счет бюджета, поддерживать прежнюю Агробиржу, поскольку о ее ликвидации никто не упоминал.

Как правило, наши чиновники не привыкли обращаться со своими предложениями к ведущим игрокам на зерновом рынке (как и к аграриям), поэтому все нововведения готовились и внедрялись без их участия и для одной структуры - Аграрной биржи. Хотя операторы рынка через свои профессиональные ассоциации уже тогда, выступая категорически против ее создания, отмечали, что прецедентов деятельности аграрных госбирж в мировой практике практически не существует и подобными действиями государство просто хочет монополизировать торговлю зерном в стране и диктовать установленные им же цены. Но их протест не был услышан. А ведь тогда они подчеркивали, что главная проблема развития биржевого рынка в стране заключается не в создании очередной, пусть и государственной, агробиржи, поскольку их в Украине и так насчитывается более трех десятков, и не в том, как в законодательстве выписать определения и правила, утвердить спецификацию и т.д. Биржевой товарный или фьючерсный рынок должен быть жизненным, говорили они. А жизнь ему дает инфраструктура - расчетная палата, биржевые склады, арбитраж, взаимоотношения между этими элементами инфраструктуры и т.д. И все решения на нем - какие инструменты будут обращаться, в каком объеме, на какие базовые активы - принимаются только учредителями и членами биржи, то есть представителями частного капитала, которые финансируют ее создание. Участие же государства должно ограничиться созданием законодательного поля.

Однако эту свою функцию государство успешно из года в год забалтывает, и в Украине до сих пор нет нормального законодательства по: а) биржевому рынку и фьючерсной торговле; б) поставкам товара (выполнение условий контракта); в) исполнению судебных решений. По мнению экспертов, это ключевые моменты, без решения которых в стране не будет работать ни одна биржа.

Товарные "интервенции" со стороны государства в виде продаж относительно дешевой муки из Госрезерва особой погоды на рынке не сделали. Во - первых, небольшие хлебопекарни рассчитывать на госсырье не могли, а для крупных производителей "интервенционных" объемов оказалось слишком мало, чтобы можно было продолжительное время, не снижая объемов выпуска "социальных" сортов хлеба, удерживать цены на прежнем уровне.

Во - вторых, если крупные игроки даже без сырьевой помощи государства еще могли работать с положительной рентабельностью за счет широкого ассортимента продукции и выпуска более дорогих сортов хлеба, то дефицит качественной муки на рынке вынуждает уже и их отказываться от "социальной нагрузки".

Две - три недели назад представители хлебопекарной отрасли прогнозировали очередное повышение цен на хлеб, включая на "социальные" сорта, а в некоторых регионах их даже повысили. Сегодня же ввиду противодействия со стороны госорганов на этот "необоснованный рост" производители начинают просто - напросто снимать с производства нерентабельную продукцию. На прошлой неделе два крупнейших в Запорожской области хлебозавода (#3 и 5) объявили о прекращении выпечки ржаного хлеба, мотивируя это возникшим дефицитом ржаной муки на внутреннем рынке.

Но ситуация с пшеничной мукой, пригодной для выпечки хлеба, тоже выглядит не лучшим образом, о чем ранее неоднократно заявляли хлебопеки. И ресурсы Госрезерва тоже не безграничны. Поэтому, как считают эксперты, либо государству придется пойти на уступки и позволить производителям повысить цены на хлеб, либо процесс "снятия с производства" определенных сортов хлеба приобретет массовый характер уже среди крупных игроков рынка. В любом случае, объемы производства хлеба и его реализации в ближайшее время не увеличатся.

Подобная ситуация наблюдается не только на рынке хлеба и хлебобулочных изделий, но и круп, кондитерских изделий, яиц, сливочного масла. К примеру, по информации Национальной ассоциации "Укрмолпром", в прошлом месяце объемы продаж молочной продукции на внутреннем рынке сократились еще существеннее - на 35%. И здесь тоже основными факторами были повышение цен на сырье и сокращение его объемов производства. А повышение оптово - отпускных и розничных цен на готовую продукцию, естественно, привело к существенному снижению спроса со стороны потребителей, еще не готовых платить новую цену за товар и к тому же поверивших, что правительство в скором времени "наведет порядок на рынке".

Как считают эксперты, контроль за потребительскими ценами со стороны государства грозит не только сокращением выпуска и объемов продаж продтоваров. Как известно, при повышении цен всегда наблюдается снижение спроса, однако со временем он все же восстанавливается и реализация продукции увеличивается. Но чем дольше власти будут искусственно сдерживать их рост, тем быстрее будут развиваться другие негативные факторы. Во - первых, с рынка в большом количестве исчезнут (возможно, навсегда) средние и мелкие производители и торговцы.

Во - вторых, крупным продкомпаниям, чтобы как - то выкручиваться и оставаться на плаву, придется пожертвовать качеством выпускаемой продукции. В частности, изменять рецептуру и вместо натуральных компонентов добавлять их заменители, что называется "химичить". В - третьих, часть продовольственных товаров может исчезнуть с прилавков магазинов и супермаркетов, на которые распространяется госконтроль за ценами, и перекочевать на сельскохозяйственные рынки.

Есть, правда, и другой вариант - попытаться снизить закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, на что в нынешних условиях не пойдет как сам сельхозпроизводитель, так и государство, которое постоянно проявляло заботу об "аграриях", добиваясь и для них справедливых цен. В таком случае, как прогнозируют эксперты, для большинства пищевиков это означает либо временный отказ от производства, либо ухудшение качества продукции.

Олесь Степанов

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,8447
 0,0176
0,04
EUR
1
43,5122
 0,0037
0,01

Курс обміну валют на сьогодні, 10:25
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5893  0,04 0,09 42,2611  0,07 0,17
EUR 43,4286  0,02 0,03 44,2021  0,04 0,09

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8300  0,05 0,13 41,8600  0,07 0,17
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес