Фінансові новини
- |
- 28.04.24
- |
- 09:46
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
AgriUkraine.com: Проблемы логистики дают шанс конкурентам украинского зерна участвовать в борьбе за перспективный западноевропейский рынок
15:28 05.02.2002 |
В 2001/02 маркетинговом году Украина стала крупнейшим экспортером зерновых на рынках Северной Африки, Азии и Западной Европы. Уже продано около 5 млн. т зерна, из которых 2,8 млн. т - пшеница. По некоторым оценкам, сейчас на элеваторах хранится от 2,5 до 3 млн. т фуражной пшеницы и ячменя, пригодных для экспорта.
Конкуренцию украинским экспортерам составляют сейчас не Франция или США, а Россия, Болгария, Венгрия и Румыния. Качество зерновых у них выше, цены выше, так же, как и реакция на спрос со стороны импортеров. Сильнейшая ценовая конкуренция украинского зерна привела к значительному накоплению у них нереализванных запасов, что может вызвать весной повсеместное снижение цен - как из - за ухудшения качества вследствие хранения, так и из - за стремления освободить хранилища для нового урожая.
Так, Россия, второй по величине экспортер в регионе в этом сезоне, уже продала около 1,5 млн. т, и еще около 1 млн. т в хранилищах готовы весной к экспорту. У Венгрии к весне остаются около 600 тыс. т зерновых, и она сможет експортировать до 40 тыс. т в неделю, используя порты Дуная. Столько же может выбросить на рынок и Болгария, которой удалось экспортировать лишь 250 тыс. т, что в два раза меньше, чем было продано в прошлом году. Экспортные возможности Румынии в этом сезоне оцениваются в 1,5 млн. т. Низкое качество также отрицательно влияет на экспорт из Чехии. Страна экспортировала только 30 тис. т пшеницы в Западную и Восточную Европу при общей возможности экспорта в 800 тыс. т.
Основная борьба между украинскими экспортерами и их конкурентами развернется на рынках Европейского Союза.
Слабое звено украинского экспорта, отмечают аналитики, - неразвитость инфраструктуры портов, проблемы логистики грузов. Низкая пропускная способность портов, монопольное положение железнодорожного транспорта (диктат тарифов) вместе с недоразвитостью водных перевозок по Днепру - все это делает отгрузки зерновых из Украины чрезвычайно медленными, дорогими и сопряженными с риском нарушения графика поставки.
Проблемы логистики дают шанс конкурентам украинского зерна участвовать в борьбе за перспективный западноевропейский рынок. ЕС в этом сезоне превратился в импортера пшеницы, в то время как ранее он являлся одним из лидеров мирового экспорта. Аналитики объясняют это явление невысоким урожаем и низкими пошлинами на импорт, что способствовало притоку дешевой пшеницы из Восточной Европы. Но они отмечают, что такой серьезный сдвиг, имевший место в этом году, является предупреждением для тех игроков на рынке, которые полагали, что бизнес будет идти без изменений, несмотря на проведенные в ЕС недавно реформы политики поддержки цен на пшеницу, выращенную в странах сообщества. В новых условиях зерновой политики ЕС, например, больше не возмещает трейдерам экспортные затраты, чтобы сделать пшеницу из ЕС более конкурентоспособной на мировом рынке. ЕС в настоящее время больше не взимает пошлину на импорт твердых и мягких сортов пшеницы, ячмень, рожь и сорго - такую ситуацию трудно было даже представить 5 лет назад. По данным Еврокомиссии, страны ЕС импортировали около 5,4 млн. т твердых и мягких сортов пшеницы, что более чем вдвое превышает прошлогодний уровень импорта, и собираются ввезти еще свыше миллиона тонн.