Фінансові новини
- |
- 20.05.24
- |
- 03:26
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
В последнее время все более отчетливо прослеживается новый подход в стратегии ведения бизнеса отечественных ФПГ, которые оказывают определяющие влияние на политику нового Кабмина
17:40 11.10.2006 |
Установив контроль над крупными государственными монополиями, они пытаются консолидировать в своих руках предприятия, на поставки которых крепко завязаны госкомпании. Одна из крупнейших украинских бизнес - групп - СКМ намеривается интегрировать в эту схему самый привлекательный объект - "Укрзализныцю".
Подобный формат бизнеса в Украине не является инновацией СКМ, которая после создания антикризисной коалиции получила мощное правительственное лобби. Такие схемы - повсеместное и привычное явление в Украине, однако на национальный масштаб впервые их экстраполировала днепропетровская группа "Приват". Именно она отработала этот механизм и довела его до совершенства. Установив оперативный контроль над государственной компанией "Укрнефть", "Приват" выводил средства из монополии путем навязывания ей "своих" внешних торговых партнеров.
Похоже, что тактика доения госмонополий понравилась и донецким бизнесменам. Особенно показательным в данном контексте является пример крупнейшей украинской компании "Укрзализныци". После прихода к власти Партии регионов Генеральным директором железнодорожной госмонополии был назначен Владимир Козак. В 2006 г. он был избран в Верховную Раду по списку Партии регионов, а до этого был генеральным директор корпорации "Межрегиональный промышленный союз" (МПС), входящих в зону непосредственного влияния Рината Ахметова.
В СМИ регулярно появляются сводки, которые свидетельствуют о желании СКМ консолидировать смежные с госмонополией предприятия. Осаждая "Укрзализныцю" своими фирмами - поставщиками ресурсов, СКМ надеется замкнуть каналы финансовых потоков госмонополии, получив контракты на поставку продукции для "Укрзализныци". Особенно перспективным такой подход выглядит с учетом анонсируемой правительством широкой инвестиционной программы развития ж/д транспорта в Украине.
В конце 2004 г. СКМ пыталась приватизировать Макеевский стрелочный завод, однако из - за политических катаклизмов приватизационный процесс был заторможен и компанию так и не успели приватизировать. На данный момент Ахметов через МПС принадлежит около 9% акций. Еще 51% этого предприятия находится в собственности Донецкой государственной холдинговой компании "Укруглепромтранс", 100% акций которой Фонд государственного имущества Украины планирует продать в нынешнем году.
Летом этого года появилась информация о том, что Р.Ахметов интересуется Днепропетровским стрелочным заводом, являющимся основным поставщиком стрелочных переводов для железнодорожной монополии. Правление предприятия созвало четыре собрания акционеров ДСЗ - на 27 июня, 4,11 и 18 июля, в повестку дня которых были внесены вопросы смены наблюдательного совета, ревизионной комиссии, правления и регистратора. По наблюдениям аналитиков, владельцы стрелочного завода готовили его к продаже. Главным претендентом на днепропетровское предприятие называли МПС, владельцем которого является "Лемтранс". Последняя учреждена СКМ.
Попытка приобрести ДСЗ компаниями, аффилированными с СКМ, - это четко выраженное намерение монополизировать рынок. Сегодня Р.Ахметову уже принадлежит Керченский стрелочный завод. К слову, определенное время крымское предприятие возглавлялось нынешним Генеральным директором "Укрзализныци" Владимиром Козаком. Однако в конкурентной борьбе за заказы госмонополии завод СКМ часто проигрывал ДСЗ. В 2005 г. "Укрзализныця" и вовсе отказалась работать с керченским предприятием, предпочитая продукцию из Днепропетровска. В то же время, стоит отметить, что эту борьбу конкурентной вряд ли можно назвать, поскольку Кабмин Тимошенко без проведения тендера просто отдал заказ более лояльной к ней ФПГ. Как оказалось, политические риски могут принести значительные убытки даже самой мощной бизнес - группировке Украины.
В данном контексте получение контроля над главным конкурентом Керченского стрелочного завода являлось стратегическим заданием СКМ. Во - первых, проблема дискриминации предприятий Р.Ахметова отпадала сама собой. Во - вторых, донецкая ФПГ получала возможность диктовать цены "Укрзализныци", получая дивиденды от монопольного положения на рынке. В свою очередь, если СКМ удастся приватизировать ДСЗ, руководству госмонополии вне зависимости от его партийной принадлежности придется сотрудничать с Р.Ахметовым. Стоит вспомнить, что в 2002 г. Украина на пять лет ввела антидемпинговую пошлину на стрелочные переводы из России в размере 59,4%, что сделало их поставки в нашу страну нерентабельными.
Помимо этого, существуют и более прагматичные причины заинтересованности СКМ Днепропетровским стрелочным заводом. Данное предприятие получает метресурсы для производства от подконтрольного Р.Ахметову комбината "Азовсталь". Таким образом, донецкая ФПГ получает возможность сформировать производственный цикл с более высокой долей добавленной стоимости.
К слову, та же "Азовсталь" является монополистом на рынке рельсов, поэтому "Укрзализныця" и здесь зависит от СКМ. По всей видимости, после назначения Козака Генеральным директором госмонополии, она продолжит широкую инвестиционную кампанию по прокладке новых ж/д маршрутов и модернизации уже существующих. Благодаря этому, предприятия СКМ могут получить дополнительные госзаказы, обеспечив дополнительную загрузку своих мощностей.
В подтверждение данного тезиса стоит вспомнить недавнюю инициативу Министерства транспорта и связи, которое рассматривает возможность строительства второго железнодорожного пути на участках Джанкой - Знаменка и Херсон - Запорожье. Формально, Н. Рудьковский намерен обеспечить безопасность пассажиров, поскольку нынешний маршрут проходит вблизи села Новобогдановка. Для реализации поставленной цели министр потребовал увеличить финансирование из резервного фонда Государственного бюджета. При этом, в случае невозможности выделения средств из резервного фонда Госбюджета, он будет добиваться прописыванию соответствующих расходов в законопроекте о Госбюджете на 2007 год.
В то же время, установление оперативного контроля над "Укрзализныцей" может девальвировать заинтересованность СКМ в ДСЗ. Благодаря своему влиянию, Р.Ахметову достаточно перевести заказы на керченский завод. К слову, последние события дают основания предположить, что донецкие бизнесмены, собиравшиеся покупать днепропетровский стрелочный завод, передумали, и предприятие останется у прежних хозяев, однако уже без заказов госмонополии.
Паралельно, в конце лета некоторые аналитики заговорили о намерении СКМ поучаствовать в приватизации "Лугансктепловоза". По всей видимости, этот фактор сыграл не последнюю роль в срыве конкурса. Тотальная всесторонняя атака на решение ФГИ, поддерживаемая давлением Кабмина, дает основания предполагать, что провластные ФПГ не желают отдавать "Лугансктепловоз" в чужие руки. Особенно, в контексте грядущей программы модернизации подвижного состава "Укрзализныци".
Безусловно, заказы от госмонополий, в том числе "Укрзализныци", могут стать достаточно эффективным стимулирующим фактором для увеличения производства в смежных отраслях. Однако, если правительство будет продолжать практику раздачи госзаказов для лояльных ФПГ, то подобный механизм превратиться в еще один канал выкачивания государственных денег, и конечном итоге не будет выгоден ни государству, ни бизнесу.
Алексей Молдован