Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

В последнее время все более отчетливо прослеживается новый подход в стратегии ведения бизнеса отечественных ФПГ, которые оказывают определяющие влияние на политику нового Кабмина

17:40 11.10.2006 |

Новини компаній

Установив контроль над крупными государственными монополиями, они пытаются консолидировать в своих руках предприятия, на поставки которых крепко завязаны госкомпании. Одна из крупнейших украинских бизнес - групп - СКМ намеривается интегрировать в эту схему самый привлекательный объект - "Укрзализныцю".

Подобный формат бизнеса в Украине не является инновацией СКМ, которая после создания антикризисной коалиции получила мощное правительственное лобби. Такие схемы - повсеместное и привычное явление в Украине, однако на национальный масштаб впервые их экстраполировала днепропетровская группа "Приват". Именно она отработала этот механизм и довела его до совершенства. Установив оперативный контроль над государственной компанией "Укрнефть", "Приват" выводил средства из монополии путем навязывания ей "своих" внешних торговых партнеров.

Похоже, что тактика доения госмонополий понравилась и донецким бизнесменам. Особенно показательным в данном контексте является пример крупнейшей украинской компании "Укрзализныци". После прихода к власти Партии регионов Генеральным директором железнодорожной госмонополии был назначен Владимир Козак. В 2006 г. он был избран в Верховную Раду по списку Партии регионов, а до этого был генеральным директор корпорации "Межрегиональный промышленный союз" (МПС), входящих в зону непосредственного влияния Рината Ахметова.

В СМИ регулярно появляются сводки, которые свидетельствуют о желании СКМ консолидировать смежные с госмонополией предприятия. Осаждая "Укрзализныцю" своими фирмами - поставщиками ресурсов, СКМ надеется замкнуть каналы финансовых потоков госмонополии, получив контракты на поставку продукции для "Укрзализныци". Особенно перспективным такой подход выглядит с учетом анонсируемой правительством широкой инвестиционной программы развития ж/д транспорта в Украине.

В конце 2004 г. СКМ пыталась приватизировать Макеевский стрелочный завод, однако из - за политических катаклизмов приватизационный процесс был заторможен и компанию так и не успели приватизировать. На данный момент Ахметов через МПС принадлежит около 9% акций. Еще 51% этого предприятия находится в собственности Донецкой государственной холдинговой компании "Укруглепромтранс", 100% акций которой Фонд государственного имущества Украины планирует продать в нынешнем году.

Летом этого года появилась информация о том, что Р.Ахметов интересуется Днепропетровским стрелочным заводом, являющимся основным поставщиком стрелочных переводов для железнодорожной монополии. Правление предприятия созвало четыре собрания акционеров ДСЗ - на 27 июня, 4,11 и 18 июля, в повестку дня которых были внесены вопросы смены наблюдательного совета, ревизионной комиссии, правления и регистратора. По наблюдениям аналитиков, владельцы стрелочного завода готовили его к продаже. Главным претендентом на днепропетровское предприятие называли МПС, владельцем которого является "Лемтранс". Последняя учреждена СКМ.

Попытка приобрести ДСЗ компаниями, аффилированными с СКМ, - это четко выраженное намерение монополизировать рынок. Сегодня Р.Ахметову уже принадлежит Керченский стрелочный завод. К слову, определенное время крымское предприятие возглавлялось нынешним Генеральным директором "Укрзализныци" Владимиром Козаком. Однако в конкурентной борьбе за заказы госмонополии завод СКМ часто проигрывал ДСЗ. В 2005 г. "Укрзализныця" и вовсе отказалась работать с керченским предприятием, предпочитая продукцию из Днепропетровска. В то же время, стоит отметить, что эту борьбу конкурентной вряд ли можно назвать, поскольку Кабмин Тимошенко без проведения тендера просто отдал заказ более лояльной к ней ФПГ. Как оказалось, политические риски могут принести значительные убытки даже самой мощной бизнес - группировке Украины.

В данном контексте получение контроля над главным конкурентом Керченского стрелочного завода являлось стратегическим заданием СКМ. Во - первых, проблема дискриминации предприятий Р.Ахметова отпадала сама собой. Во - вторых, донецкая ФПГ получала возможность диктовать цены "Укрзализныци", получая дивиденды от монопольного положения на рынке. В свою очередь, если СКМ удастся приватизировать ДСЗ, руководству госмонополии вне зависимости от его партийной принадлежности придется сотрудничать с Р.Ахметовым. Стоит вспомнить, что в 2002 г. Украина на пять лет ввела антидемпинговую пошлину на стрелочные переводы из России в размере 59,4%, что сделало их поставки в нашу страну нерентабельными.

Помимо этого, существуют и более прагматичные причины заинтересованности СКМ Днепропетровским стрелочным заводом. Данное предприятие получает метресурсы для производства от подконтрольного Р.Ахметову комбината "Азовсталь". Таким образом, донецкая ФПГ получает возможность сформировать производственный цикл с более высокой долей добавленной стоимости.

К слову, та же "Азовсталь" является монополистом на рынке рельсов, поэтому "Укрзализныця" и здесь зависит от СКМ. По всей видимости, после назначения Козака Генеральным директором госмонополии, она продолжит широкую инвестиционную кампанию по прокладке новых ж/д маршрутов и модернизации уже существующих. Благодаря этому, предприятия СКМ могут получить дополнительные госзаказы, обеспечив дополнительную загрузку своих мощностей.

В подтверждение данного тезиса стоит вспомнить недавнюю инициативу Министерства транспорта и связи, которое рассматривает возможность строительства второго железнодорожного пути на участках Джанкой - Знаменка и Херсон - Запорожье. Формально, Н. Рудьковский намерен обеспечить безопасность пассажиров, поскольку нынешний маршрут проходит вблизи села Новобогдановка. Для реализации поставленной цели министр потребовал увеличить финансирование из резервного фонда Государственного бюджета. При этом, в случае невозможности выделения средств из резервного фонда Госбюджета, он будет добиваться прописыванию соответствующих расходов в законопроекте о Госбюджете на 2007 год.

В то же время, установление оперативного контроля над "Укрзализныцей" может девальвировать заинтересованность СКМ в ДСЗ. Благодаря своему влиянию, Р.Ахметову достаточно перевести заказы на керченский завод. К слову, последние события дают основания предположить, что донецкие бизнесмены, собиравшиеся покупать днепропетровский стрелочный завод, передумали, и предприятие останется у прежних хозяев, однако уже без заказов госмонополии.

Паралельно, в конце лета некоторые аналитики заговорили о намерении СКМ поучаствовать в приватизации "Лугансктепловоза". По всей видимости, этот фактор сыграл не последнюю роль в срыве конкурса. Тотальная всесторонняя атака на решение ФГИ, поддерживаемая давлением Кабмина, дает основания предполагать, что провластные ФПГ не желают отдавать "Лугансктепловоз" в чужие руки. Особенно, в контексте грядущей программы модернизации подвижного состава "Укрзализныци".

Безусловно, заказы от госмонополий, в том числе "Укрзализныци", могут стать достаточно эффективным стимулирующим фактором для увеличения производства в смежных отраслях. Однако, если правительство будет продолжать практику раздачи госзаказов для лояльных ФПГ, то подобный механизм превратиться в еще один канал выкачивания государственных денег, и конечном итоге не будет выгоден ни государству, ни бизнесу.

Алексей Молдован

За матеріалами: ugmk.info
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4272
 0,0033
0,01
EUR
1
42,7549
 0,0903
0,21

Курс обміну валют на 17.05.24, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на 17.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3900  0,10 0,25 39,4250  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес