Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

В Украине промышленный туризм может помочь предприятиям улучшить собственный имидж и создать дополнительные преимущества перед конкурентами, правда, украинские предприятия не спешат этим воспользоваться

12:08 16.11.2005 |

Новини компаній

Путь через центральную проходную и контрольно - пропускной пункт Южно - Украинской АЭС заставляет сердце биться чаще - распахиваются двери стратегического и потому всегда закрытого для посетителя предприятия. Режим строг здесь и сейчас: путь от проходной до блока щитового управления преграждают несколько КПП, на каждом из которых посетитель просвечивается в специальной клетке. Надев каску и спустившись в машинное отделение одного из трех реакторов, начинаешь понимать, что такое индустриальная мощь государства. Оказавшись в блоке щитового управления, прямо за стенкой которого располагается атомный реактор, видишь, что здесь работает всего пять человек. Они спокойны и улыбчивы за своими огромными мониторами, все как в обычном офисе. Но работают они со стихией, с которой, если она вырвется, бороться будет невозможно.

Вполне вероятно, что вскоре пережить подобные эмоции сможет любой человек, купивший тур на посещение Южно - Украинской АЭС, ее директор готов принимать туристов, необходимо лишь разрешение профильного министерства. В Украине - это шаг неординарный, так как у нас вообще мало задумываются о промышленном туризме.

Дело - не в деньгах

Несмотря на то что атомные электростанции являются стратегическими объектами, охраняемыми со всей строгостью, их посещение не является украинским know - how. Во Франции туризм на АЭС существует уже более 20 лет, и французское министерство атомной энергетики связывает с этим достаточно большой процент сторонников развития данного вида энергетики в стране.

Одним из пионеров промышленного туризма на территории бывшего СССР называют металлургический гигант "Северсталь". Изучив опыт промышленных городов северной Англии, где стеклодувные, кораблестроительные и химические предприятия были одним из объектов привлечения туристов в промышленные города, компания "Северсталь" сама предложила туристическим агентствам, чтобы популярные за рубежом теплоходные круизы по Верхней Волге включали в себя посещение металлургического гиганта в Череповце. Иностранным туристам, составляющим 80% от общего туристического потока на "Северсталь", показывают пятую домну - самую большую в Европе.

Руководство металлургического завода утверждает, что пошло на такой шаг для того, чтобы нивелировать тот негативный образ, который сопровождает металлургические предприятия.

Подобного рода цель преследует и руководство Южно - Украинской АЭС. "Мы стремимся побороть негативное отношение, сложившееся в обществе по отношению к атомным станциям в принципе, и особенно к расположенным на территории Украины, - говорит Нелли Демидова, глава отдела по связям с общественностью Южно - Украинской АЭС. - Мы хотим показать, что атомная станция - это предприятие, где ежесекундно производятся замеры радиоактивного фона и ситуацию держат под контролем более 6 тыс. специалистов".

Однако данный пример - пока лишь частный случай использования промышленного туризма украинскими предприятиями для улучшения собственного имиджа. В основном по этому пути идут производители различных алкогольных напитков: это и пивзавод "Оболонь", и Одесский и Артемовский заводы шампанских вин, и Институт вина и виноделия "Магарач". И это неудивительно - ведь с 1 января будущего года требования к рекламе алкогольных напитков будут еще более ужесточены.

Артемовский завод шампанских вин открыл свои двери для туристов в 1999 г. С тех пор завод ежегодно посещает около 5 тыс. человек. "Проект экскурсий по заводу с дегустацией вин под названием "Украинская Шампань" принадлежит руководству. Мы старались перенять опыт освоения промышленного туризма от французских производителей шампанского: был создан экскурсионный отдел и построен музей в гипсовых штольнях завода", - рассказывает Ирина Борзилова, директор по маркетингу Артемовского завода шампанских вин.

Стоимость экскурсии для одного человека весьма приемлема для туриста - 30 грн. Понятно, что больших объемов прибыли от такой деятельности ждать не приходится, однако выйти на самоокупаемость весьма реально. "Завод пока не преследует цели заработать на туризме, - говорит г - жа Борзилова. - Главное, что мы получаем, - это прямой контакт с потребителем и создание у него посредством ярких эмоций, которые он переживает во время трехчасовой экскурсии, лояльности к нашему продукту".

Действительно, 95% туристов во время посещения завода приобретают шампанское в фирменном магазине завода. За шесть лет работы в направлении развития промышленного туризма Артемовский завод добился того, что уже сами туроператоры обращаются с просьбами устроить тур или экскурсию для определенных групп. По словам Ирины Борзиловой, нынче таких обращений поступает не менее четырех каждый месяц.

В Институте вина и виноделия "Магарач" также признают, что организация дегустаций - это, скорее, эффективный маркетинговый ход, чем погоня за прибылью, хотя понятно, что в сезон наплыва туристов необходимо добиваться их лояльности к конкретному продукту, что "Магарач" и пытается делать. Кроме того, сотрудники Института убеждены, что на них возложена миссия пропаганды качественного крымского вина. "Понятно, что о больших объемах прибыли речи пока быть не может, промышленный туризм не станет экономическим толчком для крупных промышленных предприятий", - утверждает Александр Авраменко, финансовый директор николаевской туристической компании "Визит Альянс".

Первые шаги

Мировой опыт свидетельствует, что промышленный туризм для самого предприятия - это, скорее, борьба за имидж, и косвенно - за престиж того региона, в котором оно расположено, потому очень часто региональные власти стимулируют находящиеся в регионе крупные предприятия открывать свои двери для туристов. В первую очередь это способствует повышению туристической привлекательности региона. К примеру, индустриальный парк Hsinchu Science (HSIP), известный как тайваньская силиконовая долина, где находится производство в стиле hi - tech, уже более двух лет открыт для туристов. Дирекция парка надеется добиться туристического потока в объеме не менее 10 тыс. человек, которые позволят ему получить доход в размере $100 тыс. А Космический центр, расположенный во Французской Гвиане, в прошлом году посетили свыше 62 тыс. туристов, из них 23 тыс. стали свидетелями запуска ракеты.

В Украине необходимость разработки специальных программ промышленного туризма обсуждали в Донецкой области, однако данные инициативы так и остались на уровне разговоров. Ныне привлекать туристов на промышленные объекты намерено руководство Николаевщины. "Сегодня только через региональный ландшафтный парк, занимающий более 6 тыс. га территории Николаевской области, ежегодно проходит около 40 тыс. туристов, - говорит Татьяна Чичкалюк, начальник Управления по вопросам туризма и курортов Николаевской облгосадминистрации. - Если при этом туристам предложить совместить посещение ландшафтного парка с экскурсией на Южно - Украинскую АЭС и коньячный завод "Зелений гай", эту цифру можно увеличить как минимум в пять раз. А средства, полученные от туризма, направить в бюджет области".

Правда, большинство украинских туроператоров пока сомневаются в экономической целесообразности развития этой отрасли туристических услуг. "Мы открыты для всех предприятий, которые готовы предложить себя в качестве туристических объектов, - говорит Игорь Голубаха, президент Всеукраинской ассоциации туроператоров и глава туристического агентства "Гамалия". - Нам это интересно, ведь это дополнительный заработок. Но само предприятие должно себя преподнести, и чем интереснее оно будет это делать, тем более продаваемыми будут туры".

"Основная причина подобного скепсиса со стороны турфирм заключается в отсутствии серьезной конкуренции между туроператорами, ориентированными исключительно на выездной туризм, и теми, которые уже начали задумываться над созданием внутриукраинских туристических маршрутов, - считает Владимир Царук, пресс - секретарь Национальной туристической организации. - Когда въездной туризм сможет конкурировать с выездным, туроператоры начнут разрабатывать маршруты внутри Украины с посещением тех предприятий, которые обязательно заинтересуют туриста".

"Сформировать приличный туристический поток в Украине не составило бы труда, - считает Александр Авраменко. - Здесь в избытке оставшихся с советских времен предприятий - передовиков тяжелого машиностроения и советской оборонной промышленности. И если туроператоры получат моральную поддержку областных администраций и увидят готовность к сотрудничеству со стороны самих предприятий, турпоток на такие предприятия в течение нескольких лет может увеличиться в пять - десять раз". Г - н Авраменко убежден, что интерес к таким объектам будет весьма высок в первую очередь среди иностранцев. А ведь всякая страна строит свой туризм на привлечении заграничных кошельков.Пока же основной составляющей потока в сфере промышленного туризма остаются школьники и студенты, группы которых отдельные туристические фирмы возят на некоторые предприятия за копейки.

Что же касается западного опыта, то там туроператоры давно заметили и заняли нишу под условным названием индустриальный или промышленный туризм, и посещение пивоварни "Гамбринус" в Чехии или фарфорового завода Herend в Венгрии стало таким же атрибутом этих стран, как пражские соборы или дунайские мосты. В польском шахтерском городке Величка, что под Краковом, после исчерпания промышленной добычи соли местную соляную шахту превратили в туристический объект, который в 1978 г. был включен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Правительства Канады и Австралии предложили туроператорам включить в туристические экскурсии по столицам государств посещение монетных дворов. В результате лишь за восемь месяцев 2005 г. монетный двор в Оттаве посетило 1,6 млн человек.

Непрофильный туризм

Впрочем, несколько примеров промышленного туризма в Украине уже есть, однако они существуют на уровне отдельных областей, не получив распространения в масштабах всей страны, и максимум самоокупаемы, но никак не прибыльны. Ситуация изменится в том случае, если руководители отечественных предприятий осознают свою выгоду и откроют двери для туристов (чего пока не наблюдается), а турагенты перестанут опасаться отсутствия спроса на подобные услуги.

К примеру, тернопольская туристическая компания "Оксамит КЛ" возила группы туристов на фабрику елочных игрушек в Теребовлю, стекольный завод в Бережанах и пивной завод в Микулинцах (все три объекта расположены в Тернопольской области). "Но экскурсии на фабрику елочной игрушки запретила санэпидемстанция, а пивной завод временно отказался открываться для туристов, - сетует Лидия Королюк, директор туристической компании "Оксамит КЛ". - Стекольный же завод в Бережанах принимает туристов бесплатно". Однако при том что подобные объекты не разрекламированы, а их руководство пока не видит выгоды для себя, компания "Оксамит КЛ" выходит на 300 - 400 экскурсий в год.

"Недавно к нам обратились студенты, которым хотелось бы посетить парфюмерную фабрику во Львове, но предприятие как раз перешло в частную собственность, и новое руководство наш запрос не удовлетворило, - рассказывает г - жа Королюк. - И все же я считаю, что экскурсии пользовались бы большим спросом, особенно среди школьников и студентов".

"Оксамит КЛ" лишь задумывается о создании локального списка предприятий, которые в перспективе могли бы стать успешными туристическими объектами. А для этого нужна как минимум лояльность руководителей таких объектов, как мебельные фабрики и предприятия по изготовлению светильников.

Что же касается разработки таких списков на государственном уровне, то, по словам Владимира Царука, их составление нецелесообразно. Очевидно, что промышленный туризм способен лишь улучшить отношение к предприятию со стороны туристов, и у отечественных предприятий в этом плане есть заманчивая перспектива. Воспользоваться ею - дело их доброй воли. "Нужна всего лишь смычка конкретного туроператора с конкретным предприятием", - резюмирует г - н Царук.

Тем более что поучиться есть у кого. В США усилиями туроператоров была разработана программа под названием , в которую попали 54 объекта, в основном автомобилестроительные заводы. За 2004 г. программа позволила заработать $16 млн. Часть этих средств была направлена на улучшение инфраструктуры городов, в которых расположены промышленные предприятия. Владельцы автомобильных заводов борются за право быть включенным в данную программу, так как в условиях острой конкуренции на рынке автомобильной продукции США личный опыт от посещения того или иного предприятия порой играет немаловажную роль в решении клиента о покупке. Возможно, конкуренция между украинскими производителями на внутреннем рынке должна обостриться до американского уровня, чтобы отечественные производители осознали: промышленный туризм - в их интересах.

МАРИНА БЕРДИЧЕВСКАЯ

За матеріалами: Власть Денег
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6196
 0,1010
0,25
EUR
1
42,7495
 0,0653
0,15

Курс обміну валют на вчора, 11:09
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4258  0,01 0,02 39,9850  0,00 0,01
EUR 42,4325  0,05 0,13 43,1567  0,05 0,12

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5600  0,25 0,63 39,6300  0,20 0,51
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес