Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 15:01
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Галицкие контракты : Нефтегаз теснит россиян
15:59 11.10.2002 |
Развертывая сеть джобберских АЗС, НАК "Нефтегаз Украины" может ударить по своим конкурентам усиленными эконормами и штрафами за их нарушение Всяческие ГАКи и НАКи, еще год назад казавшиеся обреченными из - за своей неэффективности, находят выходы для дальнейшего существования. Как правило, создаются отдельные дочерние структуры: одни для "сброса долгов", а другие - более эффективные, для получения прибыли, как это планируется сделать, например, с ГАКом "Хлеб Украины" ("Контракты" N 40, стр. 20).
Похожим путем пошел и НАК "Нефтегаз Украины". Из коммерчески более перспективных подразделений была создана дочерняя структура "Укргаздобыча", куда, в частности, вошло Шебелинское предприятие по переработке газоконденсата и нефти. В результате "Нефтегаз Украины" на днях объявил о выходе на розничный рынок высокооктановых бензинов (подписано 5 джобберских соглашений), масел и битумов. Объемы для передела рынка за счет российских нефтяных компаний пока что небольшие, но поддержка государства вынуждает задуматься россиян - в лице Нефтегаза можно увидеть серьезного конкурента на рынке.
В НАКе подчеркивают технологическую отсталость крупных украинских НПЗ
"В ближайшие годы наиболее привлекательным сегментом будет торговля высокооктановыми бензинами, - рассказывает Юрий Бойко, председатель правления НАК "Нефтегаз Украины". - Сегодня в структуре продаж на АЗС более 50% приходится на бензины А - 95, 98, и тенденция увеличения спроса на них сохраняется, ведь количество иномарок стабильно растет. Что касается работающих сейчас АЗС, по нашим данным, даже на заправках под флагами "ТНК" и "ЛУКОЙЛа" уже чувствуется нехватка такого горючего. Отбор светлых нефтепродуктов (бензинов и дизтоплива) у нас более 85% поставленного сырья. Более двух их третей составляет производство бензина, около половины которого - высокооктановый".
У "больших российских братьев" отбор светлых нефтепродуктов редко превышает 60%. Поэтому рынок Украины ощущает дефицит высокооктановых марок бензинов. Это несоответствие между структурой производства и потребностью рынка является наследством милитаризированной экономики Советского Союза, когда дизтопливо производили для танков и военной техники, а мазут готовили для кораблей ВМФ.
Пока автомобили перейдут на газ, конкуренты НАКа, во всяком случае в Киеве, могут понести убытки
Вряд ли стоит сомневаться, что курс на развертывание джобберских сетей "Нефтегаза Украины" поддерживает государство и местные администрации. Плацдармами станут Киев и города - миллионеры. И здесь, кажется, самое интересное - руководство НАКа подчеркивает, что ценовая конкуренция с российскими компаниями ему не под силу. Зато отмечает, что бензины НАКа экологически более чистые, вообще не содержат свинца (Шебелинский комбинат единственный в Украине производит бензин по технологии мирового лидера фирмы UOP без применения присадки МТБЕ, содержащей свинец).
Кроме того, у шебелинского бензина лучше детонационные качества, поэтому он, соответственно, меньше вредит двигателю машины, чем "конкурентные". Эксперты "Контрактов" подчеркивают, что в конкурентной борьбе экологический фактор может оказаться едва ли не решающим. Интересный факт. На днях Киевская горгосадминистрация заявила о создании коммунального предприятия "Экотранс", которое будет развертывать посты по проверке выхлопных газов на содержание токсических веществ. Можно вспомнить и о программе газификации автомобилей, под которую "ЛУКОЙЛ" уже открыл под Киевом станцию газонаполнения.
Но переоборудование автомобилей - дело громоздкое, затратное и длительное. Гораздо проще анализировать газы, введя, например, беспокоясь о горожанах, сверхжесткие европейские нормы и европейские штрафы за их нарушение и запретить (для начала в пределах Киева) применение бензина с содержанием свинца (напомним, правительственная программа предусматривает поэтапное запрещение продажи такого бензина с 2004 года). И тогда розничные конкуренты НАКа (опять - таки для начала в пределах Киева) вынуждены будут повесить шланги. Альтернатива? Стать джобберами "Нефтегаза Украины".
Справка
Шебелинское отделение по переработке газового конденсата и нефти занимает последнее место среди семи производителей нефтепродуктов Украины по мощности, в 10 раз уступая ЛИНосу и в 20 - Кременчугскому НПЗ. Невысокие мощности частично компенсируются полной их загрузкой и постоянным расширением. К концу следующего года мощность завода планируется увеличить с нынешних 740 тыс. т до 1 млн т.
Галина ШАМРАЙ