Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"День": Проект ЕЭП: за и против

12:56 24.09.2003 |

Проект создания Единого экономического пространства (ЕЭП) с участием Беларуси, Казахстана, России и Украины стал предметом весьма бурных политических дебатов.

Тем не менее, дискуссия до сих пор касалась не столько содержания подписанных в Ялте документов, сколько определения главного внешнеполитического вектора Украины. Представители оппозиции намеренно ставили вопрос в форме: или интеграция в ЕС, или союз с Россией. Разумеется, спор на эту тему может иметь место, в том числе - как средство мобилизации политических симпатий. Однако прямого отношения к содержанию подписанных документов такая полемика, скорее всего, не имеет.

Дело не только в том, что подписанные в Ялте документы по ЕЭП носят рамочный характер. В нынешнем виде это скорее декларация о принципах, намерениях и общем подходе к дальнейшим действиям. В их нынешнем виде подписанные документы не предусматривают создания новой международной организации.

РАМОЧНЫЕ УСЛОВИЯ

Одним из главных условий Соглашения и Концепции о формировании ЕЭП является то, что порядок формирования ЕЭП, а также этапы, сроки и механизмы его реализации должны будут согласовываться в ходе дальнейших межправительственных переговоров и оформляться отдельными соглашениями. Таким образом, ход реализации проекта ЕЭП будет определяться правительствами стран - участниц, исходя из политических и экономических интересов сторон.

В целом проекты документов по ЕЭП составлены таким образом, что для того, чтобы Украина сделала в рамках реализации ЕЭП любой последующий шаг, необходимо подписание нового международного четырехстороннего соглашения. Кроме этого, в принципе предусмотрена возможность остановиться на том этапе "разноскоростной и разноуровневой" интеграции, который будет соответствовать интересам той или иной стороны.

В качестве первоочередной меры, необходимой для выполнения этого проекта, предусматриваются разработка и подписание Комплекса мер по формированию ЕЭП - фактически - перечня и описания планируемых в будущем соглашений. Также предусмотрена возможность вносить, с согласия других сторон, изменения в соглашения, уже заключенные между тремя остальными участниками ЕЭП в том случае, если Украина в будущем решит к ним присоединиться.

Представители правительства заявляли, что видят главный интерес в том, чтобы обеспечить реализацию зоны свободной торговли с Россией, Беларусью и Казахстаном без изъятий и ограничений. Разумеется, в этом смысле для украинской экономики наиболее важны российский и казахский рынки. Правительство предполагает, что на всех этапах функционирования проекта ЕЭП украинская сторона будет иметь возможность сама определять те сферы сотрудничества, в которых она примет участие. И соответственно, те сферы, в которых она принимать участия не будет. Если исходить из принципа - никто не сможет заставить украинское правительство подписывать соглашения, в которых оно не заинтересовано, или которые будут не выгодны для Украины, - то в его нынешнем виде пакет документов о формировании ЕЭП выглядит относительно нейтрально. То есть в форме рамочных документов в экономическом плане от него не будет ни вреда, ни пользы.

Можно даже предположить, что на начальном этапе любая из сторон соглашения сможет задержать переход ЕЭП к более высоким ступеням интеграции и уж, по крайней мере, контролировать свое участие в этом проекте. Условия, которые были выдвинуты украинской стороной (так называемая "киевская формула"), полностью отражены в Соглашении о формировании ЕЭП (Статья 5 Соглашения и Глава II Концепции).

В Статье 5 Соглашения отмечается, что: "Стороны присоединяются к соглашениям, обеспечивающим формирование ЕЭП, по мере их готовности. При этом Сторона должна соблюдать согласованную последовательность присоединения к соглашениям. Ни одна Сторона не может препятствовать другим государствам - участникам ЕЭП ускоренно продвигаться к более высокой степени интеграции. Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждая Сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме>.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Разумеется, соглашение по ЕЭП отражает не только позицию Украины, но и позицию трех других стран - участниц, в первую очередь - России. В противном случае украинской стороне однозначно не удалось бы получить согласия на создание зоны свободной торговли без изъятий и ограничений. Ведь переговоры на эту тему ведутся уже более 10 лет. Однако до сих пор российские правительства считали для себя экономически невыгодным введение в рамках СНГ зоны свободной торговли и сохраняли пошлины на широкий список товаров в торговле с Украиной. Вполне очевидно, что проект Eдиного экономического пространства рассматривается администрацией В.Путина как условие, при котором Россия может пойти на снятие ограничений в торговле с Украиной. Разумеется, либо российская сторона рассчитывает на "втягивание" Украины в новую систему отношений в рамках ЕЭП в полном объеме (хотя Соглашение о ЕЭП предусматривает и возможность ограниченного участия), либо же это нужно российской стороне для использования в политических целях.

Документы о создании ЕЭП отражают достигнутую на сегодняшний день Россией, Казахстаном и Беларусью более высокую степень взаимодействия и сотрудничества. В соглашении оговорено, что в ходе реализации соглашения о формировании ЕЭП любая из сторон не должна препятствовать остальным странам - участницам сохранять и развивать имеющиеся между ними формы сотрудничества и координации.

Нельзя не признать, что в документах по ЕЭП имеются определенные расхождения и противоречия содержательного характера. Было бы уместным изъять из определения межправительственного регулирующего органа ("Комиссии") упоминание как "едином" органе, и наоборот, уточнить его статус как межправительственного координационного механизма (статья 4 Соглашения). При этом решения в главном представительском органе - Совете глав государств - принимаются консенсусом.

В принципе, главный вопрос, вызывающий подозрения у многих украинских политиков, заключается в отсутствии паритетности в предполагаемом регулирующем органе ЕЭП. В Статье 4 Соглашения говорится, что будущее распределение голосов в регулирующем органе ("Комиссии") "устанавливается на основе соглашения Сторон". Однако в абзаце 6 Главы V Концепции уточняется, что "в Комиссии решения по всем вопросам принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из Сторон определяется с учетом ее экономического потенциала".

Тем не менее, гораздо более существенные расхождения присутствуют в политических оценках подписанного соглашения. Так, представители российского правительства уже делали весьма произвольные заявления по этому поводу, говоря о таможенном союзе и наднациональных органах, как о цели проекта и свершившемся факте.

По - видимому, для избежания таких произвольных оценок тексты документов нуждаются в определенных уточнениях, которые не позволяли бы интерпретировать их как кому заблагорассудится.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

С точки зрения правительства, формирование Единого экономического пространства могло бы способствовать подъему промышленности и более активной кооперации, способствовать выходу совместной продукции на рынки третьих стран. Это достаточно серьезный аргумент, поскольку за последнее десятилетие половина национального экономического комплекса была разрушена или находилась в свернутом, замороженном состоянии. Если так будет продолжаться и дальше, то многие предприятия уже никогда не возобновят производство. Их поглотит "вторичная экономика", а устаревшее оборудование в виде металлолома будет экспортировано в страны того же ЕС.

Главный аргумент, который выдвигают критики проекта ЕЭП, сводится к тому, что Украина теряет шанс интеграции в ЕС (и, таким образом, западную политическую перспективу в целом). В то же время, на сегодняшний день в плане интеграции в ЕС Украина очевидно не может рассчитывать на существенный успех. На данном этапе Украине предложен лишь статус "соседа ЕС", аналогичный тому, который имеют Россия, Беларусь и Молдова.

Однако главным условием европейской интеграции любой страны являются высокие стандарты развития экономики и политической демократии. При том, что несоответствие Украины "копенгагенским критериям" членства в ЕС очевидно, часть украинского политикума предпочитает говорить о европейской перспективе, как о близкой реальности. Но при этом многие забывают, что развитие Украины в последние годы явно не соответствовало европейской перспективе. И если внутренние процессы в стране будут идти в том же направлении, европейская перспектива так и останется голым лозунгом, не имеющим реального содержания. В результате - постановка проблемы европейского будущего Украины зачастую носит чисто спекулятивный характер как со стороны власти, так и со стороны оппозиции.

Сейчас в Европе формируется макрорегион, в котором будут присутствовать и ЕС, и Россия. По крайней мере европейцы формулируют энергетическую и транспортную стратегии с участием России. Исполнительные органы ЕС предпочитают иметь дело с Украиной, Россией и Казахстаном порознь, тогда как Беларусь они из политических соображений предпочитают игнорировать. В идеале четыре бывших советских республики могли бы координировать свое участие в общеевропейских экономических проектах.

Если следовать этой логике, ЕЭП можно рассматривать как своеобразную модификацию идеи "В Европу вместе с Россией!". Очевидно, в перспективе страны ЕЭП подпишут договор о Едином европейском экономическом пространстве (установивший зону свободной торговли между странами ЕС и бывшими участниками Европейской ассоциации свободной торговли, до 1992 г. включавшей Исландию, Норвегию, Швейцарию и Лихтенштейн). В свою очередь, постепенное открытие рынков и адаптация к условиям международной конкуренции, проникновение иностранного капитала будут оказывать влияние и способствовать модернизации экономик стран постсоветского пространства.

Комиссия Европейского Союза в рамках "Расширенной Европы" предполагает создание зоны свободной торговли со странами - соседями, в частности с той же Украиной, Россией, Беларусью. В этой связи президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило отмечает, что в целом дискуссия вокруг ЕЭП ведется на уровне аргументов, которые можно использовать против любых форм экономической интеграции Украины, в том числе и в отношении зоны свободной торговли с Европой, не говоря уже о полном членстве в ЕС. В украинской политической дискуссии доминирует мнение, что Украина не может одновременно участвовать в нескольких зонах свободной торговли. Однако, по мнению ряда экспертов, в таких случаях могут применяться меры, предусматривающие предотвращение отрицательных последствий пересечения товарами границ этих зон (при условии определения национального происхождения товара). В этом случае каждая из зон свободной торговли предпринимает меры защиты от несанкционированного проникновения товаров из другой зоны свободной торговли.

Предположительно, в случае успешного развития и взаимовыгодного сотрудничества проект ЕЭП можно было бы сравнивать с созданной в 1991 г. "Вышеградской группой" в составе Венгрии, Польши и Чехословакии. Страны этой группы координировали свои экономические отношения и предпринимали совместные действия на этапе подготовки к членству в ЕС.

Сравнивая уровень конкурентоспособности экономики Украины с Россией и Европейским Союзом, можно сделать вывод, что на данном этапе экономический риск для украинской экономики в случае вступления в ЕЭП намного ниже, чем в случае установления зоны свободной торговли с ЕС. Участие Украины в формировании ЕЭП само по себе вряд ли может существенно отразиться на переговорах о вступлении в ВТО. Будет не лишним напомнить, что страны ЕС, АСЕАН, Меркосур, НАФТА и т. д. являются членами ВТО, несмотря на их участие в таможенных союзах и региональных экономических соглашениях. Следовательно, более продуктивным было бы применение правительством стратегии развития, включающей повышение конкурентоспособности предприятий и подготовку наиболее уязвимых секторов экономики кo вступлению к либерализации режима внешней торговли. И здесь мы вновь наталкиваемся на проблему ускорения внутренних реформ.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ

Оценивая перспективы участия Украины в четырехстороннем соглашении о ЕЭП, можно отметить следующие аспекты.

Учитывая украинскую традицию балансирования между Западом и Россией, можно предположить, что украинская сторона будет пытаться двояко использовать инициативу создания единого экономического пространства - и в плане нейтрализации иррациональных моментов и ослабления соперничества в отношениях с Россией, а также - в ходе активизации диалога о конкретных направлениях и перспективах отношений с ЕС.

Согласно нормам международного права, ссылка на которые содержится с документах о создании ЕЭП, участие в соглашении не должно препятствовать реализации сторонами действующих международных соглашений. Данный аспект должен сохранить возможность самостоятельного вступления Украины в ВТО и обеспечить реализацию Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС.

Конкретное содержание проекта ЕЭП станет более ясным лишь к декабрю, когда должен быть подготовлен Комплекс основных мер по формированию ЕЭП. Что касается первых практических результатов ЕЭП, то они могут (в случае серьезного взаимного подхода к реализации этого проекта) определиться лишь к концу 2004 г.

В комментарии по поводу соглашения о формировании ЕЭП представитель Европейской Комиссии Жан - Кристоф Флоре отметил, что Брюссель не видит разногласия между стремлением Украины развивать взаимоотношения с бывшими советскими республиками и одновременно с Евросоюзом. ": Тем не менее, если это сближение дойдет до таможенного союза (предусмотренного в документах о ЕЭП), тогда Украина должна сначала убедиться, что эта формула согласуется с ее нынешними двухсторонними соглашениями с ЕС и вообще с ее европейскими устремлениями". Создание простой зоны свободной торговли, по мнению Европейской Комиссии, не создаст препятствий для углубления отношений между Украиной и ЕС в сфере торговли, но создание таможенного, экономического и/или валютного союза может привести к ряду осложнений.

В связи с подписанием соглашений о ЕЭП ряд лидеров стран СНГ в своих комментариях расценивали его как "межгосударственный союз". Тем не менее, по содержанию подписанных документов ЕЭП является сугубо экономическим соглашением. И Соглашение (и Концепция) о создании ЕЭП не предусматривают принятия решений политического характера.

При этом остается неясным, сумеет ли Украина найти форму практического участия в ЕЭП без возможных преград и ловушек. Так, российский президент В.Путин не далее как на пресс - конференции в Ялте 19 сентября вновь отметил: "Что касается зоны свободной торговли - считаю, что она возможна, даже при вступлении отдельных стран в ВТО. Но наша позиция здесь известна. Зона свободной торговли возможна с учетом интересов договаривающихся сторон, а это может быть достигнуто в результате соответствующих оговорок и изъятий из зоны свободной торговли".

То есть вновь речь заходит об изъятиях и ограничениях, возвращая все на круги своя. И если учитывать, что с точки зрения украинского правительства главный смысл участия в проекте ЕЭП заключался именно в возможности создания полномасштабной зоны свободной торговли, можно ожидать, что главные трудности и проблемы ожидаются скорее на этапе переговоров по конкретным экономическим соглашениям.

Разумеется, только взаимный учет интересов сторон может придать жизнеспособность ЕЭП в плане преодоления экономических издержек распада СССР и совместного решения общих экономических проблем. В противном случае ЕЭП ожидает та же судьба, что и почти все предыдущие экономические проекты в постсоветском пространстве, несмотря на их видимую привлекательность.

Сергей ТОЛСТОВ, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) НАН Украины

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,6628
 0,0344
0,08
EUR
1
43,7043
 0,1195
0,27

Курс обміну валют на вчора, 09:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3592  0,10 0,24 41,9740  0,03 0,07
EUR 43,5828  0,04 0,08 44,3116  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,6750  0,03 0,07 41,6950  0,02 0,06
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес