Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"День": Изобрели... Проект единого экономического пространства согласован

11:55 19.08.2003 |

Через месяц руководителям Украины, России, Беларуси и Казахстана предстоит подписать проекты соглашения о создании единого экономического пространства и концепции этого пространства четырех стран, одобренные в пятницу группой высокого уровня, заседавшей в конце прошлой недели в столице Казахстана. Одобрен также проект совместного заявления президентов. "Целью... Единого экономического пространства является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств - участников и повышение уровня жизни граждан", - цитирует проект соглашения служба первого вице - премьера Украины Николая Азарова, возглавлявшего украинскую делегацию. Стороны согласовали определение ЕЭП: "... объединяет таможенные территории государств - участников, где функционируют механизмы регулирования экономик, базирующиеся на единых принципах". В рамках ЕЭП обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, единая внешнеторговая и согласованная внутренняя экономическая политика - в той мере, в какой это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности в условиях взаимной либерализации рынков. В то же время служба первого вице - премьера отмечает, что комплекс мероприятий по формированию ЕЭП будет дорабатываться.

Согласно проекту концепции, единое экономическое пространство формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции. (С учетом того, что в мире давно уже отработаны принципы и подходы создания разного рода международных экономических сообществ, наиболее яркие примеры - ВТО и ЕС, упоминание о скорости вызывает в данном случае ассоциацию с очередным изобретением велосипеда). Сроки перехода к высшим уровням интеграции определяются каждым государством самостоятельно. Правовой основой формирования и деятельности единого экономического пространства являются национальные законодательства государств - участников, международные соглашения и решения институциональных органов ЕЭП, которые будут создаваться. Стороны также отметили, что формирование и деятельность единого экономического пространства будет проходить с учетом норм и правил Всемирной торговой организации, присоединиться к которой планирует каждое из четырех государств. При этом само ЕЭП будет открыто для присоединения других стран. Первым этапом интеграции в рамках ЕЭП определено создание зоны свободной торговли без исключений и ограничений, что предусматривает неприменение во взаимной торговле антидемпинговых и других специальных защитных мер, соблюдение единых правил конкуренции и разных форм государственной поддержки. Такую позицию принципиально отстаивала украинская делегация. Базовое соглашение вступит в силу после ратификации на национальном уровне каждой из сторон. Эксперты продолжат работу по формированию комплекса мероприятий так называемой "дорожной карты" создания ЕЭП (проект текста этого документа подготовлен, но по настоянию украинской делегации не включен в состав договора, который предстоит подписать). Группа высокого уровня, которая уже фактически завершила работу, очевидно, обратится к президентам четырех стран с просьбой продлить ее мандат на период формирования ЕЭП для завершения работы над "дорожной картой" и анализа практических экономических последствий этого процесса.

Как известно, главным камнем преткновения для Украины в вопросе создания ЕЭП было противоречащее нашей Конституции намерение создать в рамках этой организации наднациональный орган. Кроме того, в известном постановлении парламента, в целом приветствовавшего намерение создать ЕЭП, содержалось условие, чтобы это пространство не противоречило курсу Украины на европейскую и евроатлантическую интеграцию и не мешало вступлению нашей страны в ВТО. Эти положения и определили векторы "борьбы", которую вела со своими партнерами по "пространственным" переговорам украинская делегация. В целом признавая необходимость чего - то такого, что определяло бы конкретные шаги в рамках концепции ЕЭП, Украина все же сумела существенно снизить статус этого органа. Теперь он не будет называться ни наднациональным, ни межнациональным, сказал "Дню" близкий к правительству осведомленный источник, а только единым координирующим. (Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев накануне принятия группой упомянутых проектов, называл этот орган комиссией по торговле и тарифам, которая будет работать самостоятельно, "определяя в интересах всех государств те решения, которые надо принимать").

Много времени у сторон заняли процедурные вопросы. Так, для совета глав государств пространства после сравнительно небольших дебатов прошел принцип "одна страна - один голос", причем решения тут будут приниматься не большинством, а консенсусом. Сложнее проходило решение, определяющее правила игры в едином координирующем органе, которому стороны на основе международных договоров согласились делегировать часть своих полномочий. Решения в нем, согласно проекту, должны приниматься "взвешенным голосованием". Естественно, Россия сделала попытку полностью подмять "орган" под себя, применив принцип, аналогичный акционерному. Роль акций играл экономический потенциал каждой из стран, а конкретно: объем валового внутреннего продукта (ВВП). Причем российская сторона предлагала, чтобы решения в некоторых случаях принимались большинством голосов в 2/3 совокупного ВВП, производимого странами - участниками ЕЭП. Украина, естественно, выступила против, поскольку в этом случае одна, понятно какая, страна могла бы игнорировать голоса всех остальных участников. В результате сложных маневров сошлись на том, что конкретное количество голосов в этом едином координирующем органе не будет постоянным и будет определяться конкретными соглашениями.

Вместе с Беларусью Украина добилась также принятия пункта, который позволяет корректировать результаты "взвешенного голосования". В соответствии с ним любая страна может внести в совет глав государств предложение о пересмотре решения, принятого единым "координатором и регулятором". Кроме того, принятые документы предусматривают, что отдельным международным договором будет принят механизм компенсации, применяемый в том случае, если решение, принятое руководящими органами ЕЭП в общих интересах "четверки", наносит экономический ущерб одной из стран - участниц. Как пояснил источник, компенсация будет поступать из соответствующего фонда, созданного в рамках "пространства".

Интересно, что зона свободной торговли, создающаяся как пробный камень действенности ЕЭП, также будет, по словам источника, разноскоростной, т.е. каждая страна будет снимать существующие ограничения в меру своей готовности к этому. Отрадно лишь то, что стороны согласились с украинской позицией, согласно которой такая зона является первым этапом в создании ЕЭП. "Это очень важно, - акцентирует источник. - Если зона окажется успешной, и мы почувствуем эффект от ее работы, то движение в направлении дальнейшего строительства ЕЭП, возможно, будет продолжено. Если же "зона без изъятий" окажется просто политическим обручем для создания экономического пространства, тогда скажем: нам это не нужно". По словам источника, европейские структуры сегодня предостерегают Украину от принятия обязательств, которые бы не разрешали ей в дальнейшем интегрироваться в Евросоюз и другие структуры даже и в перспективе. В связи с этим было отмечено, что если вначале в ЕЭП поднимался вопрос об одновременном, синхронизированном вступлении в ВТО, то в принятых в Астане документах речь идет о том, что страна, принятая в эту организацию первой, будет способствовать и остальным.

Определенные "шероховатости", способные затормозить процесс евроинтеграции Украины, как считает источник, в принятых документах все же имеются. По его мнению, они смогут проявиться лишь после того, как ЕЭП "проедет" стадию создания зоны свободной торговли и будет двигаться дальше по "дорожной карте". Но в большую скорость изобретаемого "четверкой" велосипеда сегодня мало кто верит, а потому собеседник "Дня" отмечает, что этот тормоз может сработать только в очень отдаленной перспективе.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
40,2485
 0,0948
0,24
EUR
1
43,8709
 0,2439
0,56

Курс обміну валют на 07.06.24, 10:55
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,0248  0,04 0,10 40,6888  0,03 0,07
EUR 43,6332  0,22 0,50 44,4352  0,17 0,38

Міжбанківський ринок на 07.06.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,2400  0,07 0,17 40,2600  0,07 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес