Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Что означает новый поворот в приватизации "Роснефти"

09:34 07.10.2016 |

Владимир Милов, директор Института энергетической политики
РБК

Как и говорилось два месяца назад, ларчик с «отменой» приватизации «Башнефти» раскрывался просто: узнав правительственную оценку госпакета, все остальные покупатели от участия в сделке отказались, и только «Роснефть» готова была даже переплатить. Взяв тайм-аут для обдумывания негативных публичных последствий перекладывания активов из одного государственного кармана в другой, правительство России в итоге решило не стесняться и выбрало деньги. Как следует из размещенной на сайте правительства директивы, «Роснефти» установлен верхний предел для покупки 50,1% акций «Башнефти» аж в 330 млрд руб., что превышает даже верхнюю границу ценового коридора, предложенного правительству оценщиком.

Покупателей не нашли

Однако еще более серьезным признаком смены вектора «новой большой приватизации» выглядит вышедшая наружу схема с фактическим отказом от дальнейшего поиска частных инвесторов для продажи 19,5% акций «Роснефти» и передача этих акций самой компании. Продажа госпакета «Роснефти» имела гораздо большее политическое и символическое значение: власть всячески стремилась показать, что к российским активам в мире есть большой интерес, что за нашими нефтяными богатствами стоит очередь со всего мира, что и западные инвесторы готовы участвовать в этом, несмотря на санкции, а уж наши новые партнеры с Востока в любом случае желанные гости.

Решение передать 19,5% акций «Роснефти» самой компании, если оно будет принято, - это фактически роспись под тем, что реального интереса к российским активам в мире нет. Причины вовсе не только в западных санкциях, но и в нашей политико-экономической системе, которая не оставляет иностранным инвесторам реального шанса влиять на управление крупными активами. В случае «Роснефти» достаточно взглянуть на пакет ВР, которая уже владеет 19,75% акций (это больше чем пакет, который продают сейчас), но по факту мало влияет на управление компанией. При этом еще несколько месяцев назад руководители китайских компаний прямо заявляли прессе: нас заинтересует участие в капитале «Роснефти» только при допуске к реальному управлению (читай: пара приставных стульев в совете директоров не пойдет). Но и история «Башнефти» дает пищу для размышлений: никто из иностранных компаний, которым агент правительства «ВТБ Капитал» рассылал предложения поучаствовать в аукционе, не выразил такого желания, хотя «Башнефть» в последние годы была самой быстрорастущей нефтедобывающей компанией России. Неудивительно, что никто не спешит становиться собственником актива, который буквально пару лет назад с очевидными нарушениями был отнят у прежнего собственника, а теперь работает в окружении агрессивных госкомпаний с мощным административным ресурсом.

Неудачи с приватизацией госактивов в этом году показывают, что российским властям не удалось представить экономическую обстановку в стране лучше, чем она есть. Единственное, к чему сохраняется интерес, - участие в долях компаний-операторов конкретных месторождений. Собственно, считается, что «Роснефть» расплатится с бюджетом доходами от продажи индийским компаниям миноритарных долей в «Ванкорнефти» и «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». Что позволяет задать вопрос: а почему бы государству напрямую не продать индийцам доли в этих месторождениях и оставить себе еще и возможность продажи «Башнефти», зачем было пропускать эти активы через «Роснефть»?

Эмиссионная схема

Но финансовые аспекты сделок - ничто по сравнению с дискредитацией имиджа «новой большой приватизации» как таковой. Когда еще весной автор этих строк говорил, что все кончится перекладыванием активов из одного государственного кармана в другой, хор рыночных аналитиков шикал: в этот раз все серьезно, передача этих активов госкомпаниям невозможна. Сейчас, когда именно это и произошло, полезно напомнить: приватизация - это не просто любой удобный способ получить деньги в бюджет. В конце концов, технически правительство может и у Центробанка кредит взять - сторонники Сергея Глазьева именно это и предлагают. Да, это называется эмиссией и осуждается многими экономистами, однако в чем принципиальное отличие от нынешней схемы? Говорят, что у «Роснефти» по последнему отчету МСФО 795 млрд руб. только денег на счетах. Это так, однако при этом у нее на 1,8 трлн руб. краткосрочных обязательств - в том числе 844 млрд руб. краткосрочных займов и 545 млрд руб. кредиторской задолженности (рекордный уровень кредиторки в истории компании - на неплатежи жалуются многие подрядчики «Роснефти»). Понятно, что в итоге обременение компании новыми крупными покупками потребует займов - если не сейчас, то позже. А потом компания, обремененная обязательствами, начинает так или иначе просить у государства помощи, как это было с «Роснефтью», и чем обернулось для экономики, мы помним по декабрю 2014 года). По факту мы имеем дело с очередной отложенной эмиссионной схемой.

Ну и наконец, главный смысл любой приватизации - смена формы собственности. Государственная собственность меняется на частную. Какой бы казуистикой сейчас ни занимались чиновники в оправдание слива госактивов в карманы госкомпаний под вывеской «приватизации», никакая форма собственности тут не меняется. И пора уже законодательно расставить в этом вопросе точки над «i», перейдя к международной практике определения собственников активов: собственник - это конечный бенефициар, а не промежуточные вывески. А конечный бенефициар 70% экономики у нас - государство, теперь это подтверждает даже ФАС. Новые «схемы» передачи госактивов своим же структурам лишь подтверждают это общее правило: надежды на перемены, увы, рухнули.

Ключові теги: Росія,
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,6010
 0,0975
0,23
EUR
1
43,8017
 0,1193
0,27

Курс обміну валют на вчора, 10:37
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3185  0,19 0,46 41,8350  0,06 0,15
EUR 43,3962  0,13 0,31 44,1231  0,10 0,24

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,6100  0,13 0,30 41,6300  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес