Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

За низким госдолгом России и превосходящими его финансовыми резервами скрывается огромный бюджетный разрыв

11:45 11.11.2013 |

За низким госдолгом России и превосходящими его финансовыми резервами скрывается огромный бюджетный разрывПревышение обязательств бюджета над доходами в долгосрочном периоде составляет 890 трлн руб. Если не начать ликвидацию разрыва сейчас, будущим поколениям она обойдется дороже.

За низким госдолгом России и превосходящими его финансовыми резервами скрывается огромный бюджетный разрыв, выяснили эксперты Института Гайдара и Академии народного хозяйства и госслужбы. Накопленная разница между текущей стоимостью всех будущих расходов и доходов бюджета - 890 трлн руб., или примерно 15 годовых ВВП (в ценах 2013 г.).

Половина необеспеченных обязательств приходится на распределительную пенсионную систему. Вторая половина обусловлена исчерпанием нефтегазовых ресурсов и сокращением трудоспособного населения. Продажа энергоресурсов обеспечивает около трети доходов консолидированного бюджета, но с учетом доказанных запасов и динамики добычи нефть закончится через 55 лет, если увеличить запасы на 25% - через 65 лет. Доля же людей в возрасте 65 лет и старше вырастет к 2050 г. с 13 до 23%.

Ликвидация бюджетного разрыва требует ежегодного ужесточения бюджетной политики на 8,4% ВВП (примерно 5 трлн руб. в 2013 г.) в течение бесконечности. Это очень большой разрыв даже в сравнении с развитыми странами, он эквивалентен либо немедленному и постоянному повышению всех федеральных налогов на 29%, либо регулярному сокращению расходов на 22,4%, либо комбинации этих двух мер. «Для большинства россиян, приученных думать, что бюджет имеет довольно прочную основу в виде положительных чистых финансовых активов, будет, без сомнения, трудно осознать, что Россия сталкивается с серьезной долгосрочной бюджетной проблемой. Но тем не менее это реальность, и чем дольше ее игнорировать, тем тяжелее будут способы решения», - говорится в докладе Russia's Fiscal Gap. Если отложить ужесточение бюджетной политики на 10 лет, до 2023 г., то ее ежегодный масштаб возрастает до 9% ВВП, если на 20 лет - до 9,7%, что требует либо повышения налогов уже на 34,5%, либо сокращения расходов на 25,9%.

Это базовый вариант расчетов, сделанных на основе прогнозов Минэкономразвития и Росстата; есть еще пессимистичный и оптимистичный варианты. В оптимистичном, с более высокими темпами роста ВВП и более позитивной демографической динамикой, бюджетный разрыв получается максимальным - например, с 2023 г. он составляет почти 11% приведенной стоимости ВВП против 9% по базовому и 6% по пессимистичному варианту. То, что худшие для экономики времена - лучшие для бюджета, имеет две основные причины, пишут авторы. Первая - более низкая продолжительность жизни населения, что сокращает расходы на пенсии и здравоохранение. Вторая - расходы, фиксированные в процентах ВВП, почти не растут, если почти не растет и ВВП; но торможение роста не ведет к пропорциональному уменьшению нефтегазовых доходов, которыми и оплачивается большая часть социальных обязательств. И наоборот - при оптимистичном сценарии действуют противоположные факторы, что ведет к более весомым бюджетным проблемам.

Соавтором исследования стал профессор Бостонского университета, сотрудник Национального бюро экономического анализа США (NBER) Лоуренс Котликофф - один из со­здателей «межпоколенческого бухучета» - метода анализа нагрузки на государственный бюджет в долгосрочном периоде с учетом демографических изменений. По его расчетам, для США бюджетный разрыв за 2012 г. вырос с $211 трлн до $222 трлн и требует ежегодного ужесточения бюджетной политики на 10% ВВП. Почти в таком же положении Греция, Великобритания, Япония; вполовину меньше - бюджетный разрыв у Германии и Италии, а у Канады, Австралии и Новой Зеландии он близок к нулю. Чили и Норвегия также стали тщательно следить за долгосрочными обязательствами: создали фонды для будущих поколений, где аккумулируется часть сырьевых доходов (от нефти - в Норвегии и от меди - в Чили).

Масштаб бюджетного разрыва не совпадает с официальными данными по госдолгу из-за терминологии, объяснял Котликофф в интервью Zero Hedge: например, взносы в систему соцстрахования могут называться налогами или бюджетными займами, а социальные выплаты - трансфертом или возвратом основной суммы с процентами. «Разным принятым обозначениям будут соответствовать разные отчеты по долгу, дефициту, налогам и расходам. В сущности, эти понятия лингвистические и ничего не говорят о финансовой политике страны», - считает Котликофф. Математически измерить истинный дефицит довольно просто, составив долговременный бюджетный баланс с помощью такого параметра, как межвременное бюджетное ограничение: оно требует, чтобы обязательства были равны доходам, не важно, как называемым. Разница между ними и есть дефицит.

Данный подход широко используется в мире, говорит замдиректора департамента Минфина Елена Лебединская, он основывается на инерционном прогнозе и его основная ценность - он показывает области, где требуются наиболее серьезные решения, узкие места бюджетной системы в долгосрочной перспективе. Огромный разрыв для России в первую очередь говорит о том, что экономика очень сильно зависит от нефти, основной дефицит получен в расчетах именно из-за исчерпания ее запасов. Но в реальности это приведет к серьезной перестройке экономики, что в инерционном прогнозе не учитывается, отмечает Лебединская.

Бюджетный разрыв существует и скорее всего будет расти, но вряд ли он настолько велик, сомневается директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов: «С одной стороны, [авторам российских расчетов] сложно возразить, но с другой - можно и оспорить все, что там сказано». Например, то, что нефть закончится, предрекают уже несколько десятилетий, но ведь возможно и появление новых технологических решений, рассуждает он. Но опасности и риски учитывать стоит, и пессимистичные оценки нужны для того, чтобы побуждать руководство страны к действиям, поддерживает идею Климанов.

Расчеты умозрительные и формальные, но очень интересные, согласен сотрудник института «Центр развития» Высшей школы экономики Андрей Чернявский: «Полезно посмотреть, что будет, если продолжать много тратить и не проводить реформ». Снижение нефтегазовых поступлений должно вести к реформам по улучшению институтов, бизнес-среды, конкурентоспособности, чтобы создавать возможности роста доходов от ненефтегазового экспорта, рассуждает он.

Пока Россия, с одной стороны, старается превратить небезграничное сырьевое богатство в постоянное финансовое благосостояние, отмечают аналитики Morgan Stanley, но с другой - совершает стратегическую ошибку, отказываясь от пополнения пенсионных накоплений. Это перемещает дефицит в будущее, сокращает сбережения, увеличивавшиеся на 1% ВВП в год, и в итоге повышает риск, что власти не вернут накопительный взнос, а, напротив, направят аккумулированные в ВЭБе 1,7 трлн руб. будущих пенсионеров на выплаты нынешним, не исключают аналитики.

За матеріалами: Ведомости
Ключові теги: Росія
 

ТЕГИ

Курс НБУ на 22.11.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2860
 0,0327
0,08
EUR
1
43,4659
 0,0976
0,22

Курс обміну валют на 22.11.24, 10:21
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9832  0,03 0,08 41,6355  0,01 0,01
EUR 43,2364  0,17 0,39 44,0045  0,15 0,33

Міжбанківський ринок на 22.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2950  0,02 0,06 41,3000  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес