Фінансові новини
- |
- 11.01.25
- |
- 13:51
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
О выгодных инвестициях в коммерческую недвижимость
10:26 30.05.2006 |
С недавнего времени на рынке помещений, пригодных под коммерческое использование наблюдается явный недостаток реально ликвидного предложения при постоянно нарастающем спросе.
Данная тенденция прослеживается как на рынке аренды, так и на рынке купли - продажи. Явная несбалансированность спроса и предложения приводит к постоянному и устойчивому росту цен и арендных ставок.
Дефицит нежилых помещений в Киеве приводит к тому, что ставки аренды - одни из самых высоких в Европе, и порой достигают отметки $1 тыс. за кв. м в год. Их окупаемость при сдаче в аренду варьируется в столице в среднем в пределах 6 - 7 лет.
Что нужно учитывать при покупке объекта коммерческой недвижимости с целью дальнейшей выгодной сдачи в аренду? Прежде всего, общие тенденции на рынке недвижимости, особенности деятельности в этом направлении органов государственной власти и спрос конкретных арендаторов в данном сегменте рынка. В настоящее время наиболее рентабельны вложения в магазины и офисы, менее - в склады и производство.
Внимательно изучив ситуацию, можно прийти к выводу, что в аренду чаще предлагают площади минимум от 200 кв. м, а спросом пользуются помещения от 20 до 60 кв. м.
Для успешного инвестирования в нежилую недвижимость необходимо учитывать основное качество - способность приносить доход тому, кто ее использует. Выбирать объект надо так, чтобы удовлетворить требования будущих арендаторов, конкретного направления их бизнеса. Помещения, в разной степени удовлетворяющие этим требованиям, принесут соответственно и разный доход. Не учитывая подобных рекомендаций, можно оказаться в числе собственников, постоянно ищущих арендаторов и терпящих убытки. Необдуманный выбор объекта для инвестирования очень рискован.
Какие же конкретные варианты существуют в Киеве для вложения суммы менее $100 тыс. в коммерческую недвижимость?
Одна из имеющихся на рынке возможностей - покупка в собственность небольшого нежилого помещения под магазин или офис. При покупке необходимо точно прогнозировать, какого арендатора в будущем данный объект заинтересует. Например, под офис в аренду, в основном, требуются помещения в пределах центральных районов города, рядом с метро (не более 10 минут пешком), в легко находимых местах, с окнами, телефонными линиями и Интернетом, не требующие значительного ремонта, а при расположении в жилом доме, имеющие отдельный вход. Небольшие торговые площади пользуются спросом во всех районах Киева, но, в основном, находящиеся на видных с дороги, проходимых и проездных местах. Каждый метр в расстоянии до метро может изменять арендную ставку. Но, в рамках рассматриваемой сумы выбор соответствующих объектов невелик, а зачастую просто отсутствует.
Еще одна возможность - покупка нежилого помещения на этапе строительства. Здесь есть два подводных камня: трудность определения выгодности расположения (если, например, идет застройка нового жилого района), а также проблематичность определения реальных сроков окончания строительства, поэтому точно рассчитать рентабельность не всегда легко.
Но есть и альтернативный вариант...
Жилые квартиры - потенциальные объекты коммерческой недвижимости
Возможность стать собственником коммерческой недвижимости путем перевода квартиры в нежилой фонд заинтересовала инвесторов на самых первых этапах развития данного рынка в Киеве. Особенно актуальными данные операции стали в последние годы, к чему привел появившийся дефицит предложений нежилых помещений. Тем не менее, перевод квартиры в нежилой фонд не стал четко сформулированной и понятной потенциальному потребителю услугой на рынке операций с недвижимостью.
С одной стороны, зачем что - то менять? Может стоит воспользоваться тем, что есть? Снять приличное офисное помещение в хорошем (или не очень) бизнес - центре и нет проблем! Все верно. Но цена...
Использование площадей в квартирном фонде - куда более доступный по деньгам вариант. Но если за помещением, которое вы присмотрели себе, уже закреплен коммерческий профиль, то проблем не возникает. А что делать, если по документации облюбованное вами помещение находится в жилом фонде?
Для того, чтобы превратить бывшее жилое помещение в коммерческое, необходимо осуществить перевод его из одной категории в другую. Процесс перевода помещения из жилого в нежилой фонд связан с большими хлопотами, но ваши старания не пройдут даром и окупят себя сполна. На рынке жилой недвижимости самый неликвидный товар - квартиры на первом этаже. Они не пользуются спросом до тех пор, пока не превращаются в коммерческую недвижимость. А стоимость продажи или сдачи в аренду "переведенной" квартиры на первом этаже, да еще и с отдельным входом, сразу же возрастает в полтора - два раза. Но, прежде всего, следует четко определить, пригодно ли выбранное вами помещение для коммерческого использования, и - для какого именно. Если вам нужен рабочий офис, где разместятся две секретарши и бухгалтер, нет никакого смысла выбирать в первой линии домов с окнами на людную улицу. Когда же речь идет о торговой точке или клиентском офисе, то все с точностью до наоборот.
Жилье на первых этажах используют под магазины (около 70%), реже под предприятия сферы услуг (например, салоны красоты - 15 - 20%). По оценкам инвесторов, наибольшие доходы приносят расселения под кафе и рестораны в центре, однако, подыскать подходящие для такой цели квартиры крайне сложно из - за особых требований по энергомощности. Под офисы сейчас расселяют меньше, поскольку данный вид недвижимости демонстрирует меньшую доходность. Специализация магазинов зависит от места: в центре обычно создают дорогие бутики, магазины одежды, в спальных районах - магазины продуктов и товаров повседневного спроса.
Доходность
На фоне общего снижения доходов от вложений в недвижимость инвестиции в первые этажи жилых домов приносят за год до 25% дохода в зависимости от расположения объекта и его целевого назначения. Срок окупаемости площадей, приобретаемых для перевода, в среднем, составляет четыре - пять лет, в то время как готовое встроенное нежилое помещение окупается за шесть - семь лет. В покупку готовой коммерческой недвижимости придется вложить от $1800 до $5000 за 1 кв. м. Покупка квартиры на первом этаже даже при выгодном месторасположении обойдется на порядок дешевле - от $1000 за 1 кв. м. Стоимость перевода, по оценкам специалистов, составляет $5 - 7 тыс. в зависимости от сложности (если рискнуть справиться своими силами, без посредников). Кроме того, потребуется ремонт (обычно его производят одновременно с переводом) - от $100 за 1 кв. м. (дорогой бутик в центре обойдется дороже). Зато после окончания всех процедур стоимость недвижимости возрастет до 70 - 90%.
Все преимущества перевода квартиры в нежилой фонд налицо. Но, к сожалению, не все так просто...
Суровые реалии
А сложность, собственно, в самой процедуре перевода. В Киеве она регламентируется распоряжением Киевской городской государственной администрации "Об утверждении порядка перевода домов и жилых помещений в нежилые в г. Киеве".
Жилищным кодексом предусмотрено два основания перевода в нежилой фонд:
* признание жилого дома, помещения непригодным для проживания (ст.7);
* признание целесообразности изменения функционального назначения жилого дома, помещения (ст.8).
И хотя второе основание является, согласно законодательству, исключением, на практике в основном используется именно оно.
Во всей процедуре можно выделить несколько этапов:
* получение распоряжения КГГА о переводе помещения в нежилой фонд.
Для этого собственник помещения обращается с заявлением в КГГА с просьбой о переводе жилого дома, помещения в нежилой. К заявлению прилагаются:
* нотариальные копии документов, подтверждающих право собственности на дом, помещение (договор купли - продажи, свидетельство с отметкой регистрационной надписи БТИ);
* техпаспорт жилого дома, помещения (поэтажный план);
* справка из ЖЭКа о том, что в доме, помещении никто не зарегистрирован и не проживает;
* письменное согласие собственника дома (ЖЭК, ОСМД) на дальнейшее использование помещения.
Заявление передается на рассмотрение соответствующей районной в г. Киеве администрации, которая готовит письмо - согласие с обоснованием целесообразности перевода жилого дома, помещения в нежилое и дальнейшего его использования. С Главным управлением экономики и развития города (ГУЕРГ) заключается соглашение на уплату паевого взноса на развитие социальной инфраструктуры города. Главным управлением жилищного хозяйства (ГУЖХ) рассматриваются поданные документы и готовится проект (при наличии оснований) готовится проект распоряжения КГГА о переводе жилого дома, помещения в нежилое. Данный проект согласовывается с первым заместителем главы КГГА, заместителем главы, которому непосредственно подчинено ГУЖХ, начальником ГУЕРГ, главой РГА, юридической службой, руководителем аппарата. Итогом является долгожданное распоряжение о переводе. Но это только начало...
Подготовка проекта и его согласование
В новом нежилом помещении вас обязуют провести перепланировку согласно планируемому функциональному назначению помещения и требованиям контролирующих органов, обустроить отдельный вход (входную группу). Для этого необходимо, чтобы лицензированная проектная организация изготовила ТЗК (техническое заключение) и проект. Заключается договор на ведение авторского надзора за переустройством и переоборудованием помещения.
Полученный проект согласовывается во множестве инстанций: СЭС, СДПЧ (пожарники), Госархстройконтроль, ГлавАПУ, Киевгаз, Киевенерго, Киевводоканал и т. д. (список длинный и изменяется в зависимости от особенностей перепланировки). Проблема еще и в том, что каждую истанцию приходится посещать далеко не один - два раза.
При обустройстве отдельного входа необходимо также изготовить и согласовать новый паспорт фасада.
Подготовленный и согласованный проект выносится на рассмотрение Межведомственной комиссии при РГА (МВК). Здесь, как показывает практика, вас обычно просят внести определенные дополнения в проект, что - то изменить. Так что продолжаем хождения, согласовываем дальше, выносим еще раз на комиссию, - и, если все устраивает, получаем письмо - разрешение на начало работ и утверждение проекта. Теперь официально можно строить. Но и это еще не конец.
Ввод в эксплуатацию
И вот, когда все построено, то завершенный объект должен быть введен в эксплуатацию. Здесь эпопея хождений продолжается, поскольку вышеупомянутые инстанции должны подтвердить, что все построено согласно утвержденному проекту, установленным нормам и правилам. Если все нормально, МВК выдает Акт ввода в эксплуатацию (с подписями всех служб), который дополнительно утверждается ГАСКом. На основании Акта РГА выдает распоряжение о вводе завершенного строительством объекта в эксплуатация.
Оформление Свидетельства о праве собственности
И остается самая малость - оформить право собственности на новое нежилое помещение. БТИ делает обмеры помещения, изготавливается новый техпаспорт. Заканчивается этап получением Свидетельства права собственности на нежилое помещение. Вот теперь - то вы полноценный собственник нового объекта коммерческой недвижимости.
Все эти хождения занимают немало времени (9 - 12 месяцев при хорошем стечении обстоятельств). Может оказаться и так, что после прохождения половины пути в переводе вообще откажут: например, сочтут причины для перевода жилого помещения в нежилое недостаточно основательными или какая - либо инстанция окажется непреодолимым барьером. А деньги то уже вложены немалые. Как видите, не очень - то радужные перспективы. Но благо, выход есть... Нужно просто довериться профессионалам!
Решение проблемы
В Киеве существует ряд консалтинговых компаний, которые достаточно давно предлагают на рынке комплексную услугу, позволяющую клиенту получить из жилой квартиры, в определенные договором сроки, полноценное нежилое помещение, пригодное под коммерческое использование. Комплексность услуги включает как предварительную работу по переводу в нежилой фонд (консультации по вопросам целесообразности перевода помещения в нежилой фонд, квалифицированная оценка возможности устройства изолированного входа, при необходимости поиск квартиры пригодной для перевода и юридическое сопровождение ее покупки), так и основные работы:
* получение распоряжения КГГА о переводе в нежилой фонд;
* изготовление и согласование проекта перепланировки помещения в целом;
* получение разрешения на строительство;
* обеспечение приемки помещения в эксплуатацию;
* регистрация права собственности на помещение.
Конечно, как минус, услуга эта стоит немалых денег. Цены зависят от сложности перевода и характеристик объекта. Как правило, весь комплекс работ обойдется в $10 - 12 тыс. Но есть в этом и плюсы.
Сотрудники данных компаний имеют большой опыт работы по вышеуказанным операциям, а также четко налаженные связи с городскими структурами, ответственными за перевод в нежилой фонд, и прочими, связанными с этим формальностями. Это, в первую очередь, позволяет значительно сократить сроки достижения результата, а, соответственно, ускорить окупаемость вложений. Профессионалы гарантируют срок в 3 - 4 месяца. Во - вторых, гарантирован позитивный результат решения вопроса. То есть риски значительно уменьшаются, а прибыли не заставляют себя ждать.
Итоги
Вроде бы стало понятно, что некоторые объекты недвижимости выгодно переводить в нежилой фонд:
* квартиры в любом районе города, расположенные на первых этажах вблизи станций метро, с окнами на улицу;
* квартиры в центре на первых этажах и выше, включая квартиры с окнами во двор;
* квартиры на первом этаже и выше, в домах, расположенных на крупных магистралях.
Перевод в нежилой фонд выгоден по нескольким причинам:
* квартиры на первых этажах часто не находят спроса у покупателей жилой недвижимости;
* стоимость квадратного метра помещения, пригодного под коммерческое использование, значительно выше стоимости аналогичного по параметрам жилого помещения;
* в условиях дефицита помещений, объекты коммерческой недвижимости находят своего покупателя по самым высоким ценам.
А значит, это один из видов высокорентабельных инвестиций с наименьшими рисками. Кроме того, перевод в нежилой фонд, порою, остается единственной альтернативой для желающих приобрести коммерческое помещение с выгодным месторасположением.
Единственный отпугивающий момент - сложность процесса перевода. Но и это не является проблемой, если поручить ее решение профессионалам.
Александр Минин, ведущий специалист Департамента операций с недвижимостью консалтинговой компании Киевский регистрационный центр
Александр Минин
По материалам "Недвижимость Киева"