Фінансові новини
- |
- 27.11.24
- |
- 01:42
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Пять мифов Виктора Януковича
Недостаток реальных достижений, которыми можно гордиться, власть пытается компенсировать с помощью мифотворчества.
Созданием мифов занимается, наверное, любое правительство в любой стране. Но если обычно мифологизируются смелые поступки и мудрые решения, то в Украине объектом мифологизации стала сама власть.
Миф о команде профессионалов
Этот миф стал усиленно создаваться Виктором Януковичем и старой гвардией «регионалов» еще семь с половиной лет назад, после того как Виктор Федорович решился в дополнение к премьерскому креслу обзавестись постом партийного лидера. Однако в общественном сознании миф о команде профессионалов, подбираемой Януковичем, получил распространение уже после «оранжевой революции», когда в Партию регионов, вынужденную занять нишу оппозиции, потянулись выброшенные из своих кабинетов чиновники всех рангов. Став во второй раз премьером уже при президенте Ющенко, Янукович сразу же постарался подчеркнуть, что профессионализм для него на первом месте: «Мы ставим цель создать единую эффективную команду. Поэтому приглашаем профессионалов и специалистов. А профессионализм не имеет цвета».
Постепенно миф зажил своей жизнью, подпитываемый надеждами немалой части общества на то, что эта «единая эффективная команда» быстро справится с экономическими проблемами Украины. Он сыграл весьма важную роль в победе Януковича на президентских выборах, особенно в укреплении им своих позиций в центральных и западных областях. Тем временем партия тоже жила своей жизнью, прирастая теми, кто считал партбилет залогом депутатства, получения чиновничьей должности и поста мэра. Им не было нужды заботиться о своей профпригодности — достаточно было повторять как главный аргумент слова Януковича: «Сегодня в Украине есть только одна профессиональная антикризисная команда. И это — наша команда».
Миф о команде профессионалов был создан первым — и первым же стал развеиваться. Сразу в трех областных центрах, считавшихся бесспорной вотчиной «регионалов», местные представители этой команды вызвали настолько резкое неприятие у значительной части горожан, что на выборах мэра потерпели поражение в Запорожье и едва не лишились постов в Харькове и Луганске. Причем вряд ли кто-нибудь может поручиться, что Геннадий Кернес в Харькове и Сергей Кравченко в Луганске своей деятельностью не поспособствуют дальнейшей дискредитации мифа, который мог бы очень пригодиться ПР на следующих парламентских выборах.
Миф о единой вертикали власти
В какой-то мере заменителем мифа о команде профессионалов выступает миф о единой вертикали власти, которую-де выстроил Янукович. И правда, непрофессионализм какого-нибудь руководящего лица не так уж и страшен, если это лицо быстро реагирует на замечания, следует рекомендациям и четко выполняет указания вышестоящих товарищей. А поскольку эта вертикаль построена на отношениях подчинения не только по служебной, но и по партийной линии, в нее помимо чиновников исполнительной власти вмонтированы также законодатели, мэры и депутаты местных советов из лагеря «регионалов».
Первоначальную версию этого мифа глава государства озвучил в своем июньском обращении к народу, где говорил о том, что парламентская коалиция «в тесном сотрудничестве с Президентом сформировала дееспособное правительство и исполнительную вертикаль» и что «Президент, парламентская коалиция и правительство будут действовать на основе окончательно согласованной долгосрочной программы реформ». После возвращения к старой редакции Конституции схема на первый взгляд стала еще проще: потребность в партиях — партнерах по коалиции отпала (тем более что необходимое число голосов в парламенте можно набрать за счет депутатов-перебежчиков), и теперь любой вопрос можно решать в рамках одной ПР.
Однако на самом деле слияние партийной и служебной вертикалей привело к тому, что все противоречия между различными группами влияния внутри партии автоматически воплощаются в противоречия между представителями этих групп внутри власти. Примером может служить недавнее понижение давления газа двум столичным ТЭЦ из-за их долгов перед «Киевэнерго», вследствие чего треть жителей Киева в восьмиградусный мороз оказались без тепла в квартирах. Не смогли договориться между собой компания «Киевэнерго», которую многие отраслевые эксперты относят к сфере влияния Рината Ахметова, Минтопэнерго во главе с Юрием Бойко и Киевская горгосадминистрация, возглавляемая Александром Поповым, который своим назначением обязан лично Януковичу.
Именно потому, что спор между ними не о власти (которая лишь средство для решения бизнес-вопросов), а непосредственно о деньгах, он и вылился в настоящую экономическую войну, жертвами которой стали киевляне. С каждым таким конфликтом между однопартийцами количество верящих в миф о существовании в Украине единой вертикали власти будет таять.
Миф о Януковиче как высшей инстанции
Спасти миф о вертикали могло бы наличие у Януковича статуса высшей инстанции по отношению ко всем «регионалам». И особенно в последнее время Виктор Федорович старается играть эту роль как можно убедительнее. То он выступает против инициированного министром Табачником и утвержденного Кабмином перечня платных услуг в учебных заведениях. То устраивает публичный разнос Азарову на заседании СНБОУ: «Покажите людям те графики, которые вы мне показываете, скажите людям правду!». Наконец, посещает палаточный городок предпринимателей на Майдане Незалежности, после чего налагает вето на Налоговый кодекс, а исполнительный секретарь президентского Комитета по экономическим реформам Ирина Акимова заявляет, что вина за недостатки кодекса лежит на Верховной Раде.
И Табачник, и Азаров, и парламент тем и хороши для показательной порки, что публично выступить против Президента не смеют. Но точно так же они не смеют публично выступить и против того же Ахметова, или Бойко, или Клюева. А вот является ли Виктор Федорович высшей инстанцией для Рината Леонидовича, Юрия Анатолиевича и Андрея Петровича — большой вопрос. Это в России президент может чувствовать себя хозяином куда более значительных ресурсов (прежде всего, нефтегазовых), чем все тамошние олигархи вместе взятые. А в Украине всего-то и богатств в распоряжении государственной власти, что убыточная угледобыча да дырявая газотранспортная система, ну и еще предприятия ВПК, от которых тоже особых прибылей нет.
Впрочем, у Януковича, особенно после восстановления первоначальной редакции Конституции, есть такие ресурсы, как губернаторы, МВД, СБУ, прокуратура. Президент одновременно усиливает свое влияние на них и способствует усилению их влияния. Вряд ли он опасается неприятностей от Конституционного суда, так же как и от системы судов общей юрисдикции после ее реформирования. Все это усиливает зависимость партийных спонсоров от почетного лидера партии, но не исключает его зависимости от них — хотя бы потому, что поддержание партийных структур, в том числе фракций в советах всех уровней, требует весьма немалых затрат.
И все же миф о Януковиче как высшей инстанции, по-видимому, будет самым живучим. Одним нужно возлагать на кого-то все надежды, другим — видеть в ком-то источник всех бед.
Миф о воле к реформам
История с Налоговым кодексом примечательна еще и тем, что она показывает то место, которое занимают в иерархии приоритетов «регионалов» экономические реформы. Тезис о том, что ПР пришла к власти, чтобы делать реформы, используется для обоснования необходимости и команды профессионалов, и единой вертикали власти, и Януковича — как высшей инстанции. Правда, вплоть до последнего времени единственным достижением Президента в сфере реформ была судебная реформа, разработанная Андреем Портновым и воплощенная в жизнь в очень сжатые сроки: от дня подачи проекта закона о судоустройстве и статусе судей в Верховную Раду (31 мая) до дня вступления этого закона в силу (3 августа) прошло чуть более двух месяцев. Что же касается экономических реформ, которых комитет Акимовой придумал аж 18, то их путь к реализации оказался гораздо дольше. В октябре в Днепропетровске Янукович рассказал, что по каждому из 18 направлений реформ сформированы и выполняются соответствующие планы-графики. «Сегодня можно информировать о первых положительных результатах: достигнута политическая стабильность» — вот и все результаты, которые смог тогда назвать Виктор Федорович.
Именно принятие Налогового кодекса должно было положить начало экономическим реформам Януковича. Казалось бы, ничто не мешало Президенту использовать тот же метод, что и при продвижении судебной реформы: поручить разработку кодекса Комитету по экономическим реформам и затем самому подать его проект в парламент. Тем более что одной из основных задач этого комитета согласно президентскому указу является «определение направлений, приоритетов, механизмов осуществления необходимых экономических реформ и подготовка соответствующих законопроектов для внесения Президентом Украины на рассмотрение Верховной Рады Украины». Однако Виктор Федорович предпочел поручить и разработку кодекса, и внесение его в парламент Кабинету министров.
Объясняется это, очевидно, тем, что Президент не захотел брать на себя ответственность за кодекс и переложил ее на правительство. Как показали дальнейшие события (предпринимательский Майдан), весьма предусмотрительно. Но когда сам инициатор реформ боится выступать их автором, от членов правительства и законодателей можно ждать того же: стремления переложить ответственность на кого-нибудь другого.
Миф об уверенности в себе
«Регионалы» боятся делать реформы, хотя бояться вроде бы нечего. «Я инициировал и вместе с вами мы разработали программу реформ, получившую поддержку в обществе во время прошлых и президентских, и местных выборов, — заявил Янукович на заседании СНБОУ. — И говорю об этом уверенно». Но, несмотря на эту уверенность, в числе приоритетных задач наряду с «успешным проведением реформ и модернизацией страны» он назвал «сохранение стабильной общественной поддержки действий власти» и «недопущение новых политических кризисов и революций». А поводом к народным волнениям могут стать именно реформы. «Кредит доверия еще сохраняется, но он с каждым месяцем становится меньше. Растет социальное напряжение. А серьезные и болезненные перемены в социально-экономической сфере еще впереди», — констатировал глава государства и задал риторический вопрос: «Готовы ли люди к запланированным на 2011 год переменам, которые далеко не всегда будут популярными?»
Собственно, «регионалам» для того и нужны мифы, чтобы народ был поменьше склонен к проявлениям недовольства и больше надеялся на власть. Как сказал Янукович: «Мы должны стать народом, который верит не только себе самому, но и своим лидерам и власти». А будут ли при этом реформы, и если будут, то какие именно и за чей счет, пока остается под вопросом.
Юрий Вишневский
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :