Фінансові новини
- |
- 19.07.24
- |
- 22:27
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
![]() | |
"Запам'ятайте, ніхто не може змусити вас почувати себе неповноцінним без вашого на те згоди" Елеонор Рузвельт |
FinMarket: С 1998 по 2001 в США наблюдался профицит федерального бюджета. Сегодняшняя перспектива - годы бюджетного дефицита
16:30 12.01.2004 |
За первые три года правления, Президент США Дж. W. Буш три раза снижал налоги и организовал резкий рост затрат на социальные нужды. Рост расходов федерального бюджета связан не только, и не столько с двумя войнами и усилением борьбы с терроризмом, сколько с ростом затрат на решение внутренних проблем страны. Так, затраты бюджета на образование выросли на 75% с 2000 - го года. Давление на бюджет с двух сторон - снижение налогов и рост тратт привело к резкому росту дефицита бюджета в прошлом году до отметки $450 млрд. Это составляет 4% ВВП.
В общем, это не самый большой дефицит бюджета. Так при Рейгане в 1983 - м году дефицит составлял 6% ВВП. По сравнению с конкурентами, величина дефицита федерального бюджета выглядит не так уж плохо - в 2004 - м дефицит бюджета Германии ожидается на уровне 3.9%, Франции - 3.8%. Однако, сравнивая теперешнее значение с профицитом в 2.4% ВВП в 2000 - м фискальном году:
Более того, что наиболее волнует инвесторов всего мира, в 1983 - м Президент с Конгрессом пытались найти пути выхода из сложившейся ситуации. Сегодня же, никто, обладающий реальной политической силой не пытается что либо предпринимать. Даже демократы, горячо выступая за частичную отмену налоговых льгот, введённых Дж. Бушем, хотят направить дополнительные средства не на борьбу с дефицитом, а на расширение социальных программ. Если сегодня Пенсионный фонд страны работает с профицитом, то учитывая быстрый рост цен на медицинское обслуживание и стареющее население Соединённых Штатов, уже к 2015 - му году затраты на выплату пенсий начнут превышать поступления. К 2050 - му эти затраты составят 5.9% ВВП. Затраты на медицинское обслуживание вырастут с теперешних 3.9% ВВП до катастрофических 21% в 2050 - м. Снижением затрат на национальную оборону, без уменьшения стоимости социальных программ, проблему растущего бюджетного дефицита не решить.
Роберт Рубин (Robert Rubin) один из Глав Казначейства при Президенте Клинтоне заранее предвидел сегодняшнюю ситуацию, заявив в одном из интервью, что "значительный дефицит без видимого пути его снижения может привести к коренному изменению рыночных ожиданий и падению доверия как дома, так и за рубежом". Иными словами, привести к финансовому краху по образу того, какой был в России и Украине в 1998 - м. По словам Грега Мэнкива (Greg Mankiw), советника по экономике нынешнего президента США, даже несмотря на неточную природу ожиданий и опасений, снижение доверия и негативные ожидания являются достаточными причинами для начала борьбы с бюджетным дефицитом.
Белый Дом заявляет о том, что бюджет 2005 - го года будет создан на основании жестких ограничений. Однако, стоит скептически относиться к заявлениям такого рода т.к. этот год - год выборов Президента США. Белому Дому, скорее всего, не удастся удержать дефицит в жестких рамках даже не смотря на подъём экономики и урезание затрат на строительство жилья для бедных и переобучение безработных.
Приходится констатировать, что Америке скоро придётся согласиться с ростом бюджетных расходов до высокого уровня, близкого к Европейскому. Естественно, рост дефицита бюджета также может стать перманентно высоким. Однако, учитывая складывающуюся уже сейчас ситуацию с падением доверия к финансовой системе США, руководству США придётся бороться с бюджетным дефицитом путём снижения затрат на различные проекты. Какие сферы станут жертвой пока нет возможности сказать, но можно предположить, что это будут скорее социальные программы, нежели военные: Вряд ли США откажется от своей военной дубинки, которая сейчас самая весомая в мире.
Сергей Швец