Фінансові новини
- |
- 19.01.25
- |
- 01:56
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевские Ведомости": Введение НДС-счетов дестабилизировало межбанк
15:55 19.04.2004 |
В конце марта Украина готовилась к введению с 1 апреля НДС - счетов. Предчувствуя грядущие проблемы с финансовыми потоками, импортеры массово заключали внешнеэкономические контракты. За рубеж перечислялись огромные суммы. У автодилеров были свои причины делать это - в конце мая повышаются ввозные пошлины на автомобили до 15 - 20%.
В результате объемы торгов за 29 - 31 марта были рекордными - в среднем 157 млн. долл. Среднедневное предложение составило 61,1 млн. долл., спрос - 95,9 млн. долл.
Зато уже в четверг и пятницу той же недели (с 29 марта по 2 апреля) обороты стали гораздо меньшими - 113,3 млн. долл. Стало известно об очередной отсрочке введения НДС - счетов. На этот раз - до принятия соответствующего закона, проект которого был подан Президентом в Раду с рекомендацией рассмотреть во внеочередном порядке.
Самым главным последствием встряски на валютном межбанке в конце марта стало резкое "вымывание" гривни из банковской системы. Национальная валюта шла на покупку иностранной для оплаты импортных товаров. Часть гривни ушла в НБУ в ходе интервенций по продаже им долларов, и вышла из оборота. В банковской системе сложилась нехватка национальной валюты.
Конечно, валютные волнения не стали единственным фактором, который привел к дефициту средств. На них наложились и налоговые выплаты, и раздувание агрегата М0 (наличность за пределами банков). Но все же свою лепту в общую тенденцию вымывания денег из системы этот фактор внес. С 5 апреля предложение валюты на межбанке стало стабильно превышать спрос. Главная причина этого - значительные экспортные поступления, но добавилась еще одна тенденция.
"На прошлой неделе стабильно продавалось больше долларов, чем покупалось. Некоторые банки дополнительно увеличивали предложение валюты для получения гривневых ресурсов, так как ставки депо - рынка по ним значительно выросли. В понедельник торгов не было по случаю Пасхи. А со вторника НБУ ежедневно выкупал избыток валюты с рынка. При этом он закономерно снижал официальный курс с 5,3291 USD/UAH в позапрошлую пятницу до 5,3290 USD/UAH во вторник, а затем до 5,3289 USD/UAH в пятницу. Соответственно, падал курс проведения интервенций с 5,3286 USD/UAH до 5,3285 USD/UAH, а затем до 5,3284 USD/UAH", - так очертил картину недели дилер отдела дилинговых операций АППБ "Аваль" Дмитрий Дребот.
Нечто подобное было в ноябре прошлого года, в самый разгар кризиса ликвидности - банки предпочитали финансировать себя за счет продажи валюты. На прошлой неделе именно эта тенденция, а не спекулятивная активность банков, разбавляла картину торгов клиентскими долларами.
Профилактическими беседами с руководителями банков начал апрель НБУ. "На ковер" вызывались представители учреждений, которые, по мнению регулятора, необоснованно завышали процентные ставки в переходные даты.
А между тем в позапрошлый четверг (1 апреля) стоимость гривневых ресурсов начала расти уже по совершенно иным причинам. Из состояния насыщенности деньгами банковская система перешла в предкризисное состояние. С рынка резко исчезли ресурсы.
Несмотря на то что денежная масса в Украине (агрегат М3) в конце первого квартала впервые превысила отметку 100 млрд. грн., произошло ступенчатое "похудание" корсчетов банков. Предположительный маршрут исчезновения денег такой.
Прежде всего резко возросли объемы кредитования предприятий. По состоянию на 29 марта объем ссуд экономике составил 71,9 млрд. грн., уже на 1 апреля - 73,4 млрд. грн., на 12 апреля - 72,6 млрд. грн. Кредитование проходило преимущественно в гривне - в конце марта все 1,5 млрд. грн. прироста объема займов пришлись на национальную валюту. Они тут же отобразились в составе депозитов юрлиц.
На 12 апреля на счетах предприятий и организаций резко не стало 1,6 млрд. грн. Возникает резонный вопрос: куда они делись? Очевидных вариантов - три.
Первое направление ухода денег - уплата налогов и сборов в бюджет по итогам квартала. В этой связи, как всегда, опять упоминают Госказначейство. В середине марта, по данным Минфина, там находилось не меньше 5,5 млрд. грн. только в национальной валюте. В прошлый четверг глава НБУ Сергей Тигипко вскользь назвал сумму 6 млрд. грн. Он не уточнял, что это за цифра. Возможно, Тигипко сказал лишнее, выдав объем средств на едином счету Казначейства в НБУ. Если данные верны, то государству с середины марта дополнительно пришло только 0,5 млрд. грн. Это явно не кризисообразующая сумма. Где же остальное?
Весьма вероятно, что некоторая часть кредитов ушла на покупку валюты в счет внешнеэкономических контрактов в конце марта. Более подробно об этом читайте валютный обзор.
Но обязательно нужно обратить внимание на значительный рост агрегата М0 (наличные за пределами банков). В начале месяца его увеличение вполне закономерно - идет выплата зар - плат. Но в апреле "вздутие" М0 было просто гигантским - 1,8 млрд. грн. против 0,8 млрд. грн., 0,7 млрд. грн. и 0,8 млрд. грн. на предыдущих "стыках" месяцев. То есть порядка 1 млрд. грн. превратилось в "нал" по какой - то причине.
Эта причина - психоз в украинском бизнесе из - за введения НДС - счетов. Именно поэтому часть предприятий резко увеличила импортные закупки. Они предпочли создать некоторый страховой запас товаров, чтобы у них было время адаптироваться к работе в новых условиях. А в целом предприятия предпочли нарастить объем наличных в обороте. Их даже не остановил факт отсрочки введения НДС - счетов. Косвенно подтверждается гипотеза о том, что в случае их запуска бизнес вновь перейдет на бартер, векселя, зачетные схемы и наличные расчеты.
Кстати, от введения НДС - счетов никто не отказывался. Президент просто отменил свои указы, передав в Раду соответствующий законопроект. Который, вероятнее всего, будет одобрен - в этом духе высказался в прошлый четверг Тигипко. Проблемообразующий фактор еще даст о себе знать.
Теперь еще раз обратим взоры на депо - рынок. С начала апреля он просто реагировал на возникший дефицит "безнала". Но ведь даже в этих условиях банкам необходимо выполнять нормативы по резервированию. Новое положение, по которому будет введен неснижаемый ежедневный остаток на корсчету, еще не принято. Но и без этого в некоторые региональные средние и малые банки звонят представители НБУ и с возмущением в голосе спрашивают, почему на их корсчетах отрицательный остаток, и до каких пор это будет продолжаться. Регулирующий орган предлагает срочно решать проблему.
Иначе, вероятно, профилактическими беседами дело не кончится. На вопрос, что будет, если вербальное воздействие не даст эффекта, Тигипко ответил: "Найдем экономические методы решения проблемы". По мнению банкиров, в данном случае от рыночного воздействия до административного - один шаг. И НБУ, скорее всего, предпочтет не тонко простимулировать экономическими рычагами, а "толсто" наказать.
История работы межбанка дает ответ на вопрос, что происходит, когда государство начинает искусственно зажимать ставки МБК. Происходит рост стоимости кредитов экономике, а также происходит сопутствующее удорожание различного рода скрытых попутных сборов, в частности, комиссионных за оформление контрактов. Включаются разного рода теневые схемы финансирования. Ценообразование остается рыночным, на основе спроса и предложения. Но если банки недополучают прибыль на одном сегменте (МБК), они возьмут свое из других источников (ставка кредитования экономики).
Это что касается перспективы. А пока интересно понять, откуда банки брали деньги на резервирование с начала апреля.
Первый путь - с межбанка. Среднедневные обороты депо - рынка в первую неделю апреля, по официальной статистике НБУ, увеличились на 200 млн. грн. Однако ставки на нем были высоки, что подразумевает неприятные разговоры с НБУ как для кредиторов, так и для заемщиков. К этому добавляется такой фактор, как урезание кредиторами лимитов по МБК на отдельные банки. Деньги у многих из них, вероятнее всего, есть. Об этом свидетельствует факт проведения аукционов по размещению депозитных сертификатов НБУ в 10 из 12 - ти рабочих дней апреля. Судя по срочности бумаг, "лишние" деньги у банков "дневные". То есть на недельное кредитование они не сгодятся, зато на overnight - безусловно. Деньги есть, но лимитов на их использование нет. А продавать дорого Нацбанк не велел.
Поэтому заемщикам нужно было искать другие пути. Об использовании рефинансирования НБУ даже речи быть не могло. Судя по всему, регулятор решил навсегда отучить банки от этого источника средств. Не всех - несколько десятков наверняка останутся. Каким образом это делается, и на основании каких факторов происходит допуск "ко двору" - особый разговор. Говорит за себя тот факт, что при дефиците ресурсов за 5 - 9 апреля рефинансирования выдано на 8,4 млн. грн. Особо нуждавшиеся в деньгах брали их на депо - рынках под 12% вместо 9% по теоретически самым доступным средствам НБУ.
В свете всего сказанного, идеальным средством получения гривни стала продажа валюты на межбанке. Благодаря этой тенденции весь апрель на валютном рынке предложение стабильно выше спроса. НБУ медленно, но верно пополняет резервы.
Цинизм Нацбанка безграничен. Вместо решения проблем банков рефинансированием или смягчением резервирования, он предпочитает ужесточить требования по допуску к поддержке мгновенной ликвидности за счет своих "ночных" кредитов. 6 апреля за подписью первого зампреда НБУ Арсения Яценюка вышло письмо N14 - 011/1356 - 3347, в котором прописан незаметный пункт 3. В нем устанавливается, что с 10 апреля бланковый кредит overnight "может предоставляться банкам в размере не более 10% от сформированных банком обязательных резервов за предыдущий месяц". До этого норматив был 15%.
Возможно, этот шаг является стимулом к покупке банками ОВГЗ. Под залог госбумаг норматив рефинансирования остался прежним. Если это так, то НБУ отныне форсирует наполнение бюджета, возможно, выполняя поручение Минфина.
Введение отдельных счетов отсрочено. Теоретически негативные настроения должны пойти на убыль, а часть "налички" - вернуться в безнал, подтолкнув ставки вниз. Однако если НБУ не откажется от политики "закручивания гаек", апрель станет месяцем мини - кризиса ликвидности на фоне декларируемого Нацбанком избытка ресурсов.
Сергей ЛЯМЕЦ