Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевский ТелеграфЪ": Макроэкономический "хоровод" вокруг налогообложения депозитов

17:53 27.01.2004 |

Фінанси

Национальный банк Украины в последнее время решил по максимуму использовать свое право законодательной инициативы. После внесения проектов законов об организации формирования и обращения кредитных историй, изменений в Законе "Об институтах общего инвестирования" и некоторых законодательных актах относительно банковской тайны он взялся за одно из главных финансовых достижений парламента в прошлом году - Закон Украины "О налоге на доходы физических лиц":

История вопроса

Напомним, что Закон Украины "О налоге на доходы физических лиц" предусматривает введение с 1 января 2005 года 5 - процентного налога на доходы в виде процентов от банковских вкладов (депозитов) и сберегательных (депозитных) сертификатов. Национальный банк считает, что такие изменения могут негативно повлиять на стабильность банковской системы Украины, и предлагает отменить обложение налогом процентов хотя бы от долгосрочных (свыше одного года) депозитов. В проекте изменений в Законе "О налоге на доходы физических лиц", внесенном НБУ в конце декабря прошлого года, предусматривается налогообложение доходов от таких депозитов только в случае досрочного разрыва договора о депозите по инициативе вкладчика.

Следует отметить, что в широких кругах банкиров и финансистов обсуждение этой проблемы продолжается уже довольно долго. Бум его пришелся на лето прошлого года, когда все серьезно обеспокоились возможным введением такого налога по ставке в 13%. Проблема заключалась в том, что положения Декрета "О подоходном налоге с граждан", выводящие из - под налогообложения проценты от депозитов, утрачивали свою силу 1 января 2004 года. Норма же Закона "О налоге с доходов физических лиц" относительно 5 - процентного обложения таких доходов вступает в силу только с 1 января 2005 г. Отсюда напрашивался логический вывод: никаких оснований для исключения процентов по депозитам из базы налогообложения в будущем году нет. Следовательно, они должны облагаться налогом на общих основаниях, то есть по ставке в 13%.

Особо ценная заначка

Конечно, и банкиры, и сами налоговики очень быстро поняли, что шансов на жизнь у такого налога нет. Во - первых, его введение вызвало бы грандиозный скандал - уж слишком велика разница между ставками в 0% и 13%. Во - вторых, нормы, регулирующие механизмы начисления и процедуру взыскания налога, попросту отсутствуют, по крайней мере, до 1 января 2005 года. Поэтому о возможном введении налога на доходы от депозитов в 2004 году мало - помалу забыли. Но, как оказалось, до решения проблемы было еще далеко.

В конце прошлого года эта проблема вновь всплыла на поверхность. Но теперь уже в другой интерпретации. Оказалось, что даже 5% с 2005 года - это все равно очень много. И главное, чего опасаются банки, - это уменьшение объемов вкладов физических лиц. А именно вклады населения, как известно, остаются одним из основных источников ресурсного обеспечения банков. По данным НБУ, с начала 2001 года объем средств, привлеченных банками от физических лиц, возрос почти в 4 раза и на 1 сентября 2003 года составлял 26,7 млрд. грн., срочные вложения увеличены почти в 12 раз, а их часть в общей сумме вложений выросла до 54,4% (для сравнения: на начало 2001 года она составляла 20,1%). И это все притом, что среднегодовые ставки по долгосрочным депозитам населения в национальной валюте уменьшились более чем в три раза.

Существенное возрастание долгосрочных вкладов физических лиц даже при значительном снижении ставок в Национальном банке объясняют стабильностью национальной валюты и доверием к банковской системе со стороны граждан. В случае же введения налога на доходы, полученные в виде процентов от долгосрочных банковских депозитов, НБУ прогнозирует уменьшение объемов долгосрочных вложений, поскольку население будет предпочитать вкладывать свои сбережения в другие активы.

Кроме того, долгосрочные вложения граждан - это тот ресурс, который обеспечивает долгосрочное кредитование реального сектора экономики. При уменьшении объемов вложений повысятся ставки по депозитам, что, в свою очередь, приведет к подорожанию кредитов и уменьшению объемов инвестиций. При всем при этом поступления в бюджет благодаря налогу на доходы от депозитов составят далеко не значительную сумму - около 81 млн. грн., или всего 0,15% общего объема дохода бюджета 2003 года.

Аргументы и контраргументы

В принципе, аргументы достаточно веские. Но чтобы сделать окончательные выводы, нужно ответить на главный вопрос: действительно ли введение 5 - процентного налога на доходы от долгосрочных депозитов может вызвать существенное (или даже несущественное) уменьшение объемов долгосрочных вложений? Нужно отметить, что многие эксперты относятся к такой формулировке с некоторым скептицизмом.

Самый простой и логичный контраргумент - чем доходы от депозитов отличаются от других видов доходов? И на каком основании тогда они не должны облагаться налогом? Видимо, на основании именно этих аргументов некоторые радикалы вообще настаивают на стандартной ставке в 13%.

Контраргумент второй. Если возрастание долгосрочных вкладов в последнее время вызвано доверием к банковской системе со стороны граждан, то почему это доверие должно пропасть после введения нормы, принятой во всех странах с развитой и стабильной экономикой?

Третье. Мнения почти всех финансистов сходятся в одном: на данном этапе у населения Украины просто нет альтернативы для вложения своих сбережений. Можно, конечно, вкладывать деньги в недвижимость. Но при современном уровне цен на нее позволить себе это могут далеко не все граждане даже с весьма значительными сбережениями. Можно активно скупать банковское золото, но, во - первых, это не вполне соответствует нашему менталитету, а во - вторых, цены на золото прогнозировать достаточно сложно, для этого нужно очень хорошо разбираться в рынке. Ну а развитие отечественного фондового рынка находится на таком этапе, что конкуренцию банковским депозитам он сможет составить еще очень нескоро.

Контраргумент последний и главный. Неужели ставка налога в 5% настолько велика, что сможет отбить у людей желание сохранять свои честно заработанные деньги в банках, получая при этом достаточно высокие по западным стандартам проценты. Да еще и при относительной стабильности национальной валюты!

Повод для спокойствия

Как видите, контраргументов достаточно. Впрочем, есть здесь и еще один момент. Глава НБУ Сергей Тигипко однажды признался: "Мы боимся не 5%, а того, что проверять будут всех подряд, что базы данных появятся на базарах, боимся безответственности ответственных лиц и того, что невозможно будет найти крайних". И господин Тигипко в своих опасениях не одинок. Многие опасаются именно того, что при существующем положении вещей данные о размерах вкладов неизбежно будут попадать в налоговую. Даже притом, что, согласно Закону "О налоге на доходы физических лиц", банк представляет в налоговую только расчет общей суммы начисленных процентов и общей суммы удержанных с них налогов (эти данные он указывает в составе налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия). Информация же об отдельных вкладах, суммах начисленных на них процентов, а также данных о вкладчиках по закону не предоставляется.

Вместе с тем повода для полного спокойствия закон наш, как всегда, не дает. 29 сентября 2003 г. Государственная налоговая администрация приказом N451 утвердила Порядок заполнения и подачи налоговыми агентами расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного с них налога. Это так называемая форма N1ДФ, которая должна прийти на смену форме N8ДР. В Общих положениях Порядка говорится, что его действие распространяется на всех налоговых агентов, то есть какие - либо исключения не предусмотрены. А исходя из определения, данного в Законе "О налоге с доходов физических лиц", банк является налоговым агентом по отношению к своему вкладчику. Таким образом, может сложиться ситуация, при которой банк будет дважды отчитываться перед налоговой: подавая декларацию о налоге на прибыль и направляя форму N1ДФ. А весь "прикол" в том, что форма N1ДФ как раз и предусматривает предоставление информации на уровне каждого физического лица.

Конечно, есть надежда на то, что до 1 января 2005 года наша Налоговая администрация эту нестыковочку как - нибудь урегулирует. И депутаты с вопросом: стоит или не стоит все - таки вводить 5 - процентный налог на доходы от долгосрочных депозитов - разберутся. Благо времени еще - целый год.

Ирина СВЕТИКОВА

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6370
 0,1219
0,31
EUR
1
42,2986
 0,0655
0,15

Курс обміну валют на вчора, 10:11
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3623  0,01 0,02 39,9291  0,02 0,06
EUR 42,1332  0,05 0,12 42,9332  0,01 0,03

Міжбанківський ринок на вчора, 11:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6350  0,19 0,48 39,6500  0,18 0,46
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес