Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Банки избавляются от конкурентов?

На данный момент, ломбарды в Украине действуют исключительно на основании статьи 42 Конституции, гласящей, что "... каждое лицо имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, которая прямо не запрещена законом". Отсутствие более детального законодательного регулирования деятельности этих финансовых учреждений ввергло данный сегмент рынка в состояние перманентной анархии. Эксперты считают, что принятие закона о ломбардах, который уже прошел процедуру первого чтения, позволит установить элементарные правила игры и частично вывести из тени ломбардный бизнес. Правда, не исключено, что главными лоббистами закона являются коммерческие банки, стремящиеся сократить долю ломбардов на рынке.

После продолжительного периода затишья Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг, возглавляемая Виктором Сусловым, решила взяться за подотчетную территорию всерьез. Первыми на пути оказались страховщики - 30 страховых компаний уже потеряли лицензии или приостановили деятельность "в связи с невыполнением норматива капитализации". Теперь, похоже, очередь настала "серого", а местами и вовсе "черного" ломбардного рынка.

Так, выступая перед рассмотрением в Верховной Раде закона о ломбардах, Виктор Суслов посетовал на отсутствие законодательства для этого рынка, что существенно усложняет надзор за деятельностью ломбардов. По данным главы Комиссии, в Украине насчитывается около 460 ломбардов, с уставными фондами от 0,15 грн. (!) до 10 млн. грн. Глава комиссии отметил, что в ломбардах в настоящее время фиксируется значительное количество нарушений, "связанных с привлечением средств для кредитования, в том числе наличных денег не совсем понятного происхождения". По его словам, отдельные ломбарды используют "чисто ростовщические методы работы" (в плане стоимости услуг: процентные ставки в них иногда составляют 20% в месяц).

Эксперты считают, что принятие закона действительно назрело, поскольку единственным законодательным актом, регулирующим деятельность ломбардов (не считая уже упомянутой статьи Конституции), является постановление Совета министров Украинской РСР от 1979 года, который, впрочем, лишь утверждает типовой устав таких финансовых учреждений. "Отсутствие законодательного регулирования в этом сегменте рынка частично напоминает ситуацию с кредитными союзами и пенсионными фондами, которые создавались в Украине без соответствующей нормативной базы, что создавало питательную среду для значительных злоупотреблений", - отмечает старший экономист Международного центра перспективных исследований Андрей Блинов.

Впрочем, если раньше не было никаких законов, то теперь на рассмотрении парламента их уже целых два: правительственный вариант (законопроект о ломбардах и ломбардной деятельности) и законопроект ("О ломбардах в Украине"), поданный народным депутатом Олегом Тягнибоком (Фракция "Наша Украина"). Как демонстрирует анализ законопроектов, у Кабмина и депутатов сложились разные мнения о том, каким образом должен функционировать рынок ломбардных услуг.

В первую очередь, речь о требованиях к уставному фонду. Если депутатский проект предусматривает дифференцированный подход к его минимальным размерам, правительственные чиновники посчитали это излишним. Так, в проекте г - на Тягнибока минимальный размер уставного капитала ломбарда должен составлять 50 тыс., если ломбард действует на территории городской или районной общины; 100 тыс., если услуги предоставляются на территории Киева и Севастополя; 150 тыс. в рамках области и, наконец, 500тыс. на территории всей Украины. Подобное разделение по капиталу и по территориальной принадлежности существует сейчас для банков. В то же время, для начала функционирования ломбарда, по правительственному сценарию, достаточно 20 тыс. евро без привязки к территории. По мнению аналитиков, именно правительственный подход является наиболее приемлемым для украинских реалий.

Мимо внимания аналитиков не прошла и существенная разница в порядке формирования резервного фонда ломбардов. Если депутатский проект предусматривает размер отчислений на резервы не менее 5% от суммы выданных кредитов и привлеченных средств на протяжении квартала, то правительственный вариант ставит размер отчислений резервного фонда в прямую зависимость от прибыльности бизнеса. Последний вариант, по мнению экспертов, более рискован, поскольку создает ситуацию, когда финансирование устойчивости ломбарда будет зависеть от его прибыльности, которая может колебаться в зависимости о сезона и конъюнктуры рынка. По мнению Кабмина, отчисления в резервный фонд должны составлять не меньше 3% от его прибыли.

Наконец, в Кабминовском варианте отсутствует требование к руководителю ломбарда иметь высшее образование и трехлетний опыт работы в кредитно - финансовой сфере. Правда, депутатский законопроект, который такие нормы содержит, не предусматривает каких - либо санкций со стороны комиссии в случае невыполнения вышеперечисленных требований - это делает наличие требований практически бесполезным. Таким образом, вопреки ожиданиям, правительственный документ предполагает более либеральные правила игры. Впрочем, все эти особенности еще поменяются, а различия вообще устранятся: документы еще не преодолели первого чтения.

В целом, помимо насущной необходимости более детально регламентировать функционирование ломбардов, эксперты называют и другие причины внезапного возросшего интереса государства к этим учреждениями. Представители финансовых кругов не исключают попытку если не устранения, хотя бы потеснения ломбардов с рынка микрокредитования со стороны банков, проявляющих к этому рынку все больший интерес. "Однако, в любом случае, банки не смогут полностью охватить весь рынок", - убежден Андрей Блинов. Слишком мелкими операциями коммерческие банки не будут заниматься, поскольку в себестоимость их услуг закладываются значительные фиксированные затраты, связанные с оплатой аренды офисов, зарплаты служащим и проч. Эти затраты меньшие у ломбардов, что дает им определенные конкурентные преимущества на рынке "мелких" кредитов. Хотя не исключено, что законодательное регулирование ломбардов лоббируют крупные ломбарды, пытающиеся вытеснить мелкие путем установления требований к капиталу.

Тарас Загородний

За матеріалами: Контекст
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на 15.11.24, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на 15.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес