Фінансові новини
- |
- 16.11.24
- |
- 19:25
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Кiевскiй ТелеграфЪ": Ощадбанк продолжают спасать от регресса
11:30 13.02.2002 |
На фоне громких скандалов вокруг банкротства банков "Украина" и "Славянский" активизировались проблемные дискуссии о положении дел в Ощадбанке.
Уже несколько лет в Ощадбанке периодически реализовываются различные программы и стратегии по выводу этого банка из кризиса. Примечательно, что по многим позициям эти программы выполняются, то есть некоторые проблемы удается устранить, но им на смену приходят другие, вновь усложняющие положение этого банковского учреждения.
А между тем Ощадный банк является крупнейшим в Украине держателем депозитов населения, гарантированных государством. Остатки на вкладах граждан в учреждениях банка на 1 января текущего года составляли 2,109 млрд. грн., что на 65% больше, чем в начале прошлого года. Именно это обстоятельство и заставляет общественность с удвоенным вниманием следить за развитием банковских событий. Вклады населения, между прочим, в Ощадбанке имеют государственные гарантии, но вряд ли небогатое государство "в случае чего" способно возместить вкладчикам такую сумму денег.
Опубликованные недавно результаты прошлогодней деятельности Ощадного банка официально позволяют сохранять оптимизм. В частности, минувший год банк закончил с чистой прибылью в 1,6 млн. грн., в то время как годом ранее чистые убытки составили 26, 994 млн. грн. В то же время в ноябре прошлого года директор генерального департамента банковского надзора НБУ Александр Киреев заявлял, что проведенные проверки Ощадбанка, напротив, выявили некоторый регресс в его деятельности в минувшем году.
Кто виноват?
Проблемы в деятельности Ощадного банка начались еще в середине 90 - х годов. И были результатом специфики деятельности этого банка. Во времена СССР главной функцией Сбербанка был сбор трудовых сбережений граждан и передача этих средств другим банкам (Промстройбанк, Жилсоцбанк и так далее) для кредитования промышленности и социальной сферы. Однако с обретением Украиной независимости в деятельности Ощадбанка, созданного на базе Украинского республиканского отделения Сбербанка СССР, произошли существенные изменения. Теперь банку необходимо было самостоятельно заботиться о том, куда размещать собранные у населения средства. И решить эту проблему в одночасье без существенных издержек не удалось. Что, между прочим, и не удивительно, поскольку на тот момент основная часть персонала Сбербанка состояла из кассиров и инкассаторов, в то время как для кредитной деятельности нужны были специалисты совершенно иной квалификации. Немудрено, что в нынешнем портфеле проблемных кредитов банка львиную долю занимает задолженность по договорам, заключенным именно в 1993 - 1997 годах.
Итак, ситуация требовала немедленного улучшения, и в 1997 году в рамках проекта Всемирного банка по реструктуризации финансового сектора была разработана программа реорганизации Ощадбанка, предусматривающая проведение структурных реформ с комплексом мер по улучшению не только качества управления активами и пассивами банка, но и модернизации банковских технологий. Реализовывать программу поручили новому главе правления банка экс - зампреду НБУ Александру Веселовскому, которого после трагической гибели заменил его первый зам Виктор Грибков. Последний до сих пор возглавляет правление Ощадбанка.
Выполнение комплекса мер по улучшению ситуации в банке принесло определенные плоды. В частности, в банке изменилась организационная структура, появилось казначейство, а проведенные мероприятия по автоматизации и информатизации деятельности позволили улучшить управление банком и значительно расширить ассортимент услуг. При этом созданное управление по работе с проблемными кредитами позволило начать "расчищать" этот портфель банка.
В то же время заметного улучшения финансового состояния достичь не удалось, и банк в 1999 - 2000 годах оставался убыточным. Специалисты утверждают, что именно неэффективная филиальная сеть являлась не последней причиной такого положения. Однако банк, руководствуясь соображениями прибыльности, далеко не всегда мог себе позволить закрыть убыточный филиал. Дело в том, что во многих небольших населенных пунктах филиалы Ощадного банка были единственными банковскими учреждениями. А поскольку Ощадбанк - банк государственный, то не мог при реформировании филиальной сети не учитывать интересов местных органов власти.
Еще одной серьезной причиной убыточной деятельности банка в конце 90 - х годов стало отсутствие лицензии на право кредитования юрлиц, которую Нацбанк отозвал в середине 90 - х, аргументируя тем, что банк, работающий со вкладами под госгарантии, не может подвергать деньги вкладчиков коммерческим рискам. Защита интересов вкладчиков - мероприятие, конечно, благородное. Однако ничего взамен Ощадбанку предложено не было. А ведь для того, чтобы вернуть вкладчикам деньги, да еще и с процентами, привлеченные средства надо было куда - то вкладывать. И вот здесь возникали настоящие проблемы.
Лишь во второй половине 2000 года Ощадбанк добился разрешения НБУ на кредитование юрлиц. Но к тому времени у банка появились новые проблемы. Так, постановлением Кабмина от 19 июля 2000 года "Об определении уполномоченного банка", Ощадбанк был наделен функциями по обслуживанию счетов энергорынка. Вместе с обязанностями по кредитованию энергорынка Ощадбанк получил суперклиента с солидными оборотами по счетам. Против такого решения был Всемирный банк, активно агитирующий Ощадбанк кредитовать малый бизнес.
Тем не менее Ощадбанк, отработав механизмы и процедуры по обслуживанию энергорынка, в итоге остался ни с чем. В конце позапрошлого года это кредитно - финансовое учреждение лишили полномочий банкира энергорынка, что нанесло очередной удар по пассивной базе банка.
В то же время Ощадбанк оказался в эпицентре политических разборок между тогдашним премьером Виктором Ющенко и главой Наблюдательного совета банка Игорем Плужниковым (фракция СДПУ(о). Попытки Ющенко отстранить Плужникова от должности после ряда судебных тяжб успехом не увенчались.
Что делать?
Отсутствие сдвигов в улучшении состояния Ощадбанка вновь заставило вмешаться Всемирный банк. В октябре минувшего года ВБ выступил инициатором переговоров по незамедлительному повышению эффективности деятельности Ощадбанка (требование стабилизировать деятельность банка ВБ выдвинул как условие предоставления Украине Программного системного займа). Тогда же ВБ выразил беспокойство по поводу возможностей эффективного использования привлекаемых Ощадбанком ресурсов, особенно с позиции качества его активов, их диверсификации и возможности возврата средств населению.
На призывы Всемирного банка Украина отреагировала несколько заторможенно. Лишь в конце января текущего года Киреев сообщил, что в течение месяца Нацбанк намерен передать на рассмотрение Кабмину рекомендации, направленные на улучшение ощадбанковской ситуации. По его словам, рекомендации будут касаться широкого круга вопросов: от управления банком до его финансового положения. Деталей представитель НБУ не сообщил, что и неважно, поскольку основные направления работы по улучшению ситуации в Ощадном банке очевидны.
Итак, во - первых, необходимо срочно решить вопрос капитализации банка. По состоянию на 1 января балансовый капитал Ощадбанка составил 238,4 млн. грн., что явно недостаточно для эффективной деятельности столь крупного банковского института. Напомним, что парламент отклонил предложение правительства предусмотреть в бюджете текущего года 100 млн. грн. на пополнение капитала Ощадбанка.
Во - вторых, необходимо оградить банк от политических разборок. А они, судя по всему, в ближайшее время могут вспыхнуть с новой силой. Так, депутатские фракции, входящие в блок "Наша Украина", намерены инициировать изменение в Законе Украины "О банках и банковской деятельности" в части изменения порядка формирования наблюдательных советов государственных банков. Глава Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности Валерий Алешин не скрывает, что данные изменения делаются с прицелом на Ощадбанк. Алешин, в частности, убежден, что нынешняя ситуация в Ощадбанке является ярким примером неэффективности процедуры формирования наблюдательных советов госбанков.
В - третьих, необходимо продолжать оптимизацию филиальной сети. Локальные интересы местных органов власти не должны быть фактором нарушения стабильной деятельности банка.
В - четвертых, необходимо найти компенсаторы снижения пассивной базы вследствие перевода расчетов на энергорынке в Проминвестбанк. И, наконец, в - пятых, не мешало бы, так сказать, последовательнее придерживаться разработанной ранее стратегии деятельности Ощадбанка, основной упор которой делается на сотрудничество с предприятиями мелкого и среднего бизнеса.
Сергей ГОНЧАРЕНКО