Фінансові новини
- |
- 19.05.24
- |
- 22:23
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
RBCdaily: Нефтяные компании "мутят воду" (Согласно исследованию Standard & Poors, в российской нефтяной отрасли значительно ухудшилась ситуация с информационной открытостью)
08:56 14.10.2004 |
Вчера рейтинговое агентство Standard & Poors представило ежегодное исследование информационной прозрачности российских компаний. Результаты отчета S&P сенсацией не назовешь: самой откровенной отечественной отраслью остались телекоммуникации, а "дело ЮКОСа" проявило себя в показателях корпоративной открытости в среде российских нефтяников.
Вчера S&P обнародовало результаты своего отчета по исследованию информационной открытости российских компаний. Исследование проводилось по 60 российским компаниям, в числе которых 50 - крупнейшие по капитализации и ликвидности акций, а также 10 компаний, чьи облигации торгуются на ММВБ в котировальных листах первого и второго уровня. Итогом стал вывод вполне ожидаемый: лидерство сохранилось за телекоммуникационными корпорациями. Зато заметно ухудшились позиции большинства нефтяников.
Подзаголовок исследования содержит в себе непрозрачный намек на приближающееся к кульминации "дело ЮКОСа": "Позитивная тенденция сохраняется, несмотря на политические барьеры". Впрочем, в первую пятерку попали те предприятия, которые к Кремлю и его умирающей нефтяной жертве имеют мало отношения: "Ростелеком", "Вимм - Билль - Данн", МТС, "ВымпелКом" и "Дальсвязь". Кстати, по уровню общеотраслевой транспарентности российский телеком тоже вырвался далеко вперед по сравнению с другими сегментами рынка: согласно исследованию агентства, уровень общего раскрытия телекоммуникационного сектора составляет аж 72%. Между тем серебряный призер - область "информационных услуг" - набрал 59%. Бронза досталась металлургам - 53%. Нефтяники с информационной открытостью в 52% заняли 4 - е место.
Интересно, что в этом году очень резкий скачок (преимущественно в "минус") совершили представители "нефтянки". Так, ЮКОС "уехал" с 11 - го места на 44 - е, "Сибнефть" - с 10 - го на 15 - е, некоторые другие ведущие производители "черного золота" также "обрушились" сразу на 8 - 10 пунктов. Эксперты видят причины столь грустного явления все в том же "деле ЮКОСа". "ЮКОС являлся самой открытой российской компанией. Он первым раскрыл структуру акционеров, подготовил международную финотчетность. В связи с этим нефтяные компании поняли, что слишком много предоставлять о себе информации опасно, отсюда столь низкий уровень корпоративной транспарентности у отечественных НК", - сказала RBC daily эксперт ИК "ФИНАМ" Мария Радина. Впрочем, НК "ЛУКОЙЛ" удалось вплотную подобраться к самым откровенным компаниям: сейчас она занимает в общем списке 6 - е место. "Если раньше "ЛУКОЙЛу" приходилось по всем параметрам, в том числе и по уровню транспарентности, догонять ЮКОС, то за последний год компания действительно очень много внимания уделяла отношениям с инвесторами и публикации международной отчетности. Тем более что с августа 2002 г. ADR "ЛУКОЙЛа" включены в листинг Лондонской фондовой биржи, а к акциям, котирующимся на западных рынках, инвесторы предъявляют особые требования", - говорит Мария Радина.
В лидерстве же "Ростелекома" эксперты не видят ничего удивительного. "Я совершенно согласна с тем, что "Ростелеком" - самая открытая российская компания, по крайней мере в сфере телекоммуникаций. Дело в том, что там очень хорошо функционирует служба по работе с инвесторами. В отличие от некоторых других участников рынка, они предоставляют максимально оперативную и полную информацию о своей деятельности, которая нужна не только непосредственно инвесторам, но и аналитикам для исследований и моделирования", - отметила в беседе с RBC daily эксперт ИК "АТОН" Надежда Голубева. Кстати говоря, именно "золотоносец" "Ростелеком" позволил своему коллеге по цеху "Северо - Западному Телекому" передвинуться с 20 - й позиции исследования S&P на 8 - ую. "После прихода в "Северо - Западный Телеком" топ - менеджера "Ростелекома" Сергея Кузнецова там стали уделять гораздо больше внимания работе с инвесторами и раскрытию информации о компании", - считает эксперт ИК "Метрополь" Дмитрий Касьяненко.
В целом же, отмечают эксперты S&P, индекс транспарентности крупнейших российских компаний по сравнению с 2003 г. увеличился на 6% и составил 46%. "Компании, которые были лучшими, остались лучшими, худшие остались в конце", - говорит директор Службы рейтингов корпоративного управления Юлия Кочетыгова. Специалисты агентства сошлись в том, что, несмотря на положительную тенденцию, уровень корпоративного управления в России остается ниже мировых стандартов.
Так что нашим бизнесменам стоит задуматься над этой проблемой: и "управляемость", и транспарентность являются главными условиями внимания инвесторов к той или иной корпорации, как, впрочем, и к конкретной стране. Между тем еще недавно в так называемом "индексе непрозрачности", составляемом PwC, Россия занимала одно из самых худших мест.
Екатерина Гуркина