Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевские Ведомости": Специалисты считают, что рост цен на нефтепродукты вызван целым рядом причин. Наиболее значимым остается экономический фактор. Политические и спекулятивные особенности сектора менее ощутимы

Недавно высокопоставленный эксперт из департамента ОПЕК по исследованиям и маркетингу подчеркнул, что цены на сырую нефть продолжают оставаться на рекордно высоком уровне. По его мнению, большую роль в негативном развитии ценообразования играет ситуация в Ираке, "действия биржевых спекулянтов", нежелание Норвегии и России увеличивать объемы экспорта. Рынок сегодня уже не может быть отрегулирован усилиями одного нефтяного картеля, и Россия играет все более важную роль.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

К экономическим факторам повышения стоимости углеводородов относят рост развивающихся стран, стабильное потребление в США и ЕС. Так, по данным статистического отчета компании "Бритиш Петролеум" (ВР), в 2003 году человечество стало потреблять 3 636,6 млн. тонн нефти, что на 2,1% больше по сравнению с предыдущим годом.

Повышение потребления подталкивается в первую очередь растущими экономиками третьих стран. На арену вышел мощный Китай. В 2003 году в Поднебесной стали потреблять на 11,5% углеводородов больше. Кроме КНР на мировой спрос серьезно влияют страны Тихоокеанского бассейна и Индия. При этом аппетит традиционных потребителей нефти не уменьшается: США - 914,3 млн. тонн и ЕС - 639, 7 млн. тонн.

Экономический рост всех стран мира - дело проблематичное. Развитые державы отказываться от своего уровня развития не собираются, остальные жаждут к нему подняться. Темпы роста добычи углеводородов в мире немного превышают динамику потребления - 3,8% и 2,1% соответственно. В прошлом году на Земле добывалось почти столько же нефти, сколько и потреблялось. Производилось 3 697 млн. тонн, а использовалось 3 636,6 млн. тонн в день. Разница составляет всего лишь 60 млн. тонн.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Бесспорно, одним из основных факторов, подстегивавших взбесившиеся нефтяные котировки, является ближневосточный конфликт. Это и понятно, ведь, по последним данным, именно в этом регионе сосредоточено 63,3% доказанных нефтяных запасов мира. Так что любые военные действия в этом районе сравнимы с операцией на нефтяном сердце мировой экономики. Одно неосторожное действие, и это чувствует весь земной шар.

Так было и раньше. Статистика говорит, что цены на нефть с 20 - х по 70 - е годы прошлого века держались в одном ценовом коридоре - до 10 долл./барр. (20 - 25 долл./барр. в пересчете на деньги 2003 года). В 70 - е годы мировая экономика уже серьезно зависела от поставок ближневосточного "черного золота". Именно тогда разразились серьезные ближневосточные конфликты: война Израиля с арабами, Иранская революция. Цены на углеводороды взмыли вверх до 30 - 40 долл./барр. И хотя такая ситуация длилась недолго, цена сырой нефти уже никогда не возвращалась на прежний уровень и прочно закрепилась в рамках 22 - 28 долл./барр. Что и продолжалось до недавнего времени.

Угроза повторения этих событий есть и сегодня. Средняя цена нефти на мировом рынке, выраженная через так называемую "корзину" ОПЕК, достигла рекордно высокой отметки за последние 20 лет, отмечают аналитики ВР. Так, по состоянию на 6 августа она составила 39,67 долл./барр. Недавно президент ОПЕК Пурномо Юсгианторо заявил: "Если не будет принято достойного решения, цены на нефть могут подскочить и до 50 долл./барр.".

Дальнейшие же эксперименты на Ближнем Востоке чреваты более серьезными последствиями. Недавно чиновники США заявили, что если Иран будет продолжать свою ядерную программу, то они обратятся с просьбой к Совету Безопасности ООН ввести экономические санкции. При этом нужно помнить, что Иран, добыча нефти которого в прошлом году составила 190,1 млн. тонн, занимает второе после Саудовской Аравии место на Ближнем Востоке. Специалисты считают: такие действия ООН могут повысить цены и до 80 долл./барр.

Украина - часть мирового сообщества. Если вспомнить о крайней ее зависимости от поставок российского сырья, то роста цен на нефтепродукты вряд ли удастся избежать. "Кардинального снижения стоимости углеводородов в обозримом будущем не предвидится, ведь ценовая ситуация на мировом рынке является основным фактором, влияющим на стоимость нефти для Украины", - считают специалисты ЗАО "Укртатнафта".

ДОГОВОРЕННОСТИ

В прошлый понедельник вице - премьер Николай Азаров созвал очередное совещание для обсуждения совместных усилий по регулированию рынка горючего. На этот раз нефтяникам было предложено вместо самого ходового Аи - 95 подписать ограничение на все виды нефтепродуктов.

Минфин предложил оставить цены на бензин Аи - 95 на уровне не превышающем 2,9 грн./л, для Аи - 92 - 2,75 грн./л, для низкооктанового бензина А - 76 - 2,6 грн./л, дизельного топлива - 2,5 грн./л.

По мнению экспертов, эти цены довольно далеки от нормальных рыночных, при которых Украина оставалась бы привлекательной для поставки сырья. Согласно расчетам аналитиков компании UPECO, при нынешней стоимости нефти в 300 долл./т, рыночная стоимость Аи - 92 должна быть не менее 2,98 грн./л, а Аи - 95 вообще не может стоить меньше 3,19 грн.

Подтверждает утверждение аналитиков и официальная статистика. Так, переработка нефти на украинских НПЗ в августе снизилась на 6,2% по сравнению с июлем до 1792,7 тыс. тонн. И это в один из наиболее напряженных с точки зрения объемов потребления месяцев.

Конечно, всякий, не подписавший решение о госрегулировании, рискует попасть под пристальное внимание налоговой инспекции или неожиданные проблемы с экспортом. Кроме того, отдельные чиновники уже однажды перешли допустимую в рыночной экономике грань, введя в июне целый пакет документов, предусматривающих ручное регулирование рынка - запрет экспорта, дополнительное лицензирование и граничные цены. Тогда нефтяным компаниям удалось договориться об отмене этих мер в обмен на обещание повышать цены плавно и по совместной договоренности с Кабмином.

Однако пока никакого плавного увеличения стоимости горючего не произошло. В мае сырье на украинские НПЗ поступало по 240 долл./т, сегодня - по 300 долл./т, а расценки на Аи - 95 остаются на майском уровне. За это время качество горючего на заправках значительно ухудшилось: владельцы мелких АЗС и джобберы попытались компенсировать потерянную прибыль "бодяжничеством". Пострадали от этого не только потребители, но и нефтяные компании, долго строившие систему цивилизованных продаж качественных нефтепродуктов, которая за последнее время была в значительной мере подорвана.

КОММЕНТАРИИ

Ник УГАРОВ

начальник отдела маркетинга ООО "ТД ТНК - Украина"

- Как вы оцениваете украинский рынок ГСМ?

- В Украину я приехал в начале этого года. В 97 - м работал в Азербайджане. Тенденции на рынках нефтепродуктов стран СНГ во многом схожи. Парк советской автомобильной техники, которая не использовала высокооктановые бензины, постепенно заменяется и потому требуется все больше такого топлива. Конечно, в условиях рыночной экономики спрос рождает предложение - появились новые операторы, которые стали поставлять качественный продукт и сопутствующие услуги. Этот процесс привел к появлению серьезных игроков, однако он еще не завершился. Кроме того, нам необходимо придерживаться лучших традиций сервисной индустрии.

- Насколько насыщен сегодня отечественный рынок автозаправочными станциями?

- Мнение о том, что заправок достаточно, может существовать в реальности, а может существовать субъективно. Все регулируется рынком. Компании продолжат строить заправки до тех пор, пока это будет представлять какую - то выгоду, а затем произойдет и естественный отбор. Так было в Москве. Сначала случился "бензиновый голод", и возникли контейнерные АЗС. В это время строились заправки, на которых не было ни качественного топлива, ни сервиса. Они просто уменьшили очереди.

Станции, которые сооружаются сегодня, более совершенны. Они останутся как выжившие. Примитивные же АЗС, которые мы еще можем встретить, рано или поздно выйдут из бизнеса. Антимонопольный комитет, конечно же, не позволит работать одному оператору, но со временем на рынке останется четыре - пять крупных игроков. Говорят, станций достаточно. Может быть, но, по нашим данным, заправки, которые мы вводим в эксплуатацию, по - прежнему прибыльны и набирают обороты. Возможно, мы у кого - то забираем бизнес. Здесь все происходит аналогично закону гравитации. Если есть заправка, то она притягивает часть клиентов к себе, при этом уводя их с орбиты другой АЗС. И наоборот, когда она выходит из бизнеса, оставшиеся привлекают ее бывших клиентов. До тех пор, пока рынок не стабилизируется, говорить об избытке, мне кажется, преждевременно.

Олег ГАВРИШ, Андрей ЮХИМЕНКО

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3969
 0,1376
0,35
EUR
1
42,3359
 0,0261
0,06

Курс обміну валют на вчора, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес