Фінансові новини
- |
- 19.05.24
- |
- 11:44
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Контекст": Прошедшая неделя продемонстрировала, что прогнозы о выравнивании цен на низкооктановый бензин и бензин марки А-95 могут оказаться вполне реальными
18:23 30.08.2004 |
Как и ожидалось, повышение стоимости всех марок светлых нефтепродуктов в сегменте вагонных партий компанией "ТНК - Украина" 18 августа, было продолжено остальными операторами рынка. Особенно резко на прошлой неделе подскочили цены на дизельное топливо. И хотя значительный рост цен и вызванное им снижение спроса заставляют некоторых экспертов говорить о скорой стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов, производители, как и ранее, не сомневаются в дальнейшем повышении цен на топливо.
Главной тенденцией, которая особенно ярко проявилась в последнюю неделю августа, стало активное повышение цен на дизельное топливо. Напомним, по итогам первой половины месяца темпы роста стоимости ДТ в 2 раза отставали от подорожания низкооктанового бензина. По словам трейдеров, немалую роль в подобном процессе сыграло ощутимое увеличение спроса на дизтопливо наряду с небольшими объемами отгрузок.
По данным UPECO, кременчугские операторы "Промэкспорт" и "Далс" 27 августа повысили цены на бензин марки А - 76 на 40 грн./т, а дизтопливо на 200 грн./т до 3 220 грн./т и 2 700 грн./т соответственно. При этом, как отмечают операторы, если еще неделю назад стоимость реальных сделок по А - 76 не превышала 3 000 грн./т, то на сегодня она практически не отличается от прейскуранта. Поэтому некоторые участники рынка не исключают, что вскоре стоимость низкооктанового бензина увеличится до 3 300 грн/т.
Очевидно, считают в UPECO, дальнейшее подорожание низкооктановых марок связано с ростом цен на этот продукт в розничной сети, где цены приближаются к отметке 2,60 грн./л.
В то же время в случае с Кременчугским НПЗ проблемы с поставками нефтепродуктов имеют вполне объективный характер. Из - за нарушений в графике прокачки нефти завод был вынужден уменьшить суточную переработку менее чем до 13 тыс. тонн. В итоге запасы нефтепродуктов остаются крайне низкими: на 25 августа они составили всего 5 и 2,2 тыс. тонн соответственно.
Негативное влияние на рынок оказал на прошедшей неделе Дрогобычский НПЗ. В связи с начавшимся внеплановым ремонтом "НПК "Галычина" снизила суточную переработку в два раза - с 6,5 - 7 до 3,3 тыс. т/сут. Дрогобычский завод был влиятельным игроком на оптовом рынке, поэтому сокращение производства, по всей видимости, усилит напряженность на рынке. Впрочем, по мнению трейдеров, снижение переработки пока не в полной мере отразилось на отгрузках, хотя завод последовал общерыночной тенденции и повысил цены на свои нефтепродукты: А - 80 - 3 220 грн./т (+90 грн.); А - 92 - 3 390 грн./т (+90 грн.); А - 95 - 3 550 грн./т (+50 грн.); ДТ - 2 790 грн./т (+190 грн.).
На прошлой неделе подорожало топливо и "Нефтехимика Прикарпатья". Оператор завода "Нефте - Трейд" повысил стоимость А - 80 на 140 грн./т - до 3 050 грн./т, дизтоплива - на 155 грн. - до 2 550 грн./т.
Продержавшись на крупнооптовом рынке несколько недель, вновь исчезли предложения по херсонским нефтепродуктам. Как сообщили UPECO в компании "Альянс - Украина", торговля была приостановлена по причине ограниченности свободных ресурсов. Однако по сравнению с другими нефтеперерабатывающими заводами запасы на Херсонском НПЗ по состоянию на 25 августа были достаточно высоки - 6,4 тыс. тонн бензинов и 13 тыс. тонн дизельного топлива. Это дает основания полагать, что придержать топливо компания решила в связи с грядущим сентябрем, когда прогнозируемой переработки вряд ли будет достаточно для удовлетворения растущего спроса. Более того, подчеркивают специалисты UPECO, вследствие резко возросших цен на сырье в августе еще нет точных данных об объемах поставок нефти на сам Херсонский НПЗ.
Сократилось количество предложений и по шебелинскому дизтопливу, тогда как его цена возросла до 2 400 грн./т, прибавив за неделю 100 грн. Ситуацию усложнили слухи о возможной остановке завода на ремонт до 20 сентября. Однако, по данным UPECO, в "Укргаздобыче" опровергли эту информацию, заявив, что в сентябре ГПЗ будет работать в стабильном режиме.
Таким образом, прошедшая неделя продемонстрировала, что прогнозы о выравнивании цен на низкооктановый бензин и бензин марки А - 95 могут оказаться вполне реальными. Уверенности добавляет тот факт, что спрос на низкооктан в сентябре продолжит расти, в то время как поставки данного вида нефтепродуктов не могут обеспечить его в полном объеме. Более того, с 1 октября ставка экспортной пошлины на российскую нефть, скорее всего, будет увеличена с действующей $69,9/т до $87/т, что естественно скажется на стоимости сырья для отечественных нефтеперерабатывающих заводов.
В настоящий момент надежды на улучшение ситуации на рынке эксперты связывают с отменой двойного налогообложения при экспорте российской нефти в Украину, в результате чего, как заявил премьер - министр Виктор Янукович, сырье для отечественных НПЗ может подешеветь на 16%. Впрочем, этот режим начнет действовать только с 1 января 2005 года.
Елена Струк