Фінансові новини
- |
- 20.05.24
- |
- 05:17
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Контекст": На фоне стабильных цен на А95 растет стоимость низкооктанового бензина
16:58 19.07.2004 |
Если в июне основной проблемой на отечественном крупнооптовом рынке нефтепродуктов был дефицит высокооктановых марок бензина, то на протяжении первой половины июля дефицитными стали низкооктановые марки. К проблемам, существующим на рынке, добавился и рост стоимости нефтепродуктов в Европе, результатом чего стало сокращение импортных поставок топлива в Украину.
Минувшая неделя на рынке нефтепродуктов была отмечена очередным повышением цен на низкооктановые марки бензина. На прошлой неделе стоимость А - 76 и А - 80 продолжала повышаться. По словам трейдеров, низкооктановые марки расходились по любой цене. Такая ситуация была вызвана недавней нехваткой высокооктанового топлива, а также невыгодными для трейдеров отпускными и розничными ценами на него, что спровоцировало рост спроса на низкооктановый бензин.
Кременчугский оператор "Промэкспорт" 15 июля вновь повысил стоимость А - 76 на 30 грн. на т - до 2 780 грн./т. Вместе с тем, по данным UPECO, это не отразилось на ситуации с наличием топлива, и в отдельные дни на минувшей неделе они вообще отсутствовали.
Наиболее доступным на крупнооптовом рынке остается топливо Дрогобычского НПЗ, реализуемое "Континиумом". На прошлой неделе компания повысила цены на бензин марки А - 80 на 110 грн. за т, которые в итоге составили 2 830 грн./т (на условиях CPT). Наиболее вероятной причиной роста цен послужил повышенный интерес рынка к низкооктановому топливу. При этом низкий спрос на высокооктановые марки бензинов сыграл основную роль в постепенном снижении их стоимости: предложения А - 92 и А - 95 от "Континиума" подешевели на 40 и 20 грн. на т до 3 260 грн./т и 3 480 грн./т соответственно.
Не исключением в плане повышения цен на низкооктан оказался и ТД "ТНК - Украина". Компания увеличила стоимость низкооктановых бензинов на 110 грн. на т - до 2 800 грн/т. Впрочем, как и прежде, предложения лисичанского топлива на крупнооптовом рынке были ограниченными.
Сокращалось количество предложений по низкооктановым маркам бензина и Шебелинкского НПЗ. В то же время несколько подешевели высокооктановые бензины - в среднем на 20 - 30 грн. за тонну. Однако избытка данного продукта на рынке не наблюдалось.
ТД "Альянс - Херсон", начавший было торговать высокооктановыми бензинами и дизельным топливом в начале июля, к середине месяца вновь приостановил работу в крупном опте. Как полагают специалисты UPECO, компания и далее будет сокращать свое присутствие в данном сегменте рынка, поскольку все больше углубляется в мелкооптовую и розничную торговлю ДТ, рассматривая его как более прибыльный сектор.
В то же время цены на остальные марки светлых нефтепродуктов оставались стабильными. Помимо регулирования цен в рознице этому способствовали и высокие запасы на НПЗ. Так, на 14 июля заводы, по данным компании UPECO, располагали 33,1 тыс. т бензинов (+3,2 тыс. т за неделю) и 53,3 тыс. т дизельного топлива ( - 28,9 тыс. т). Как оказалось, в сокращении запасов ДТ нефтепереработчикам помог Минтранс. 8 июля "Укрзалізниця" прекратила подачу вагонов для отгрузки нефтепродуктов на экспорт, что привело к существенному снижению запасов дизтоплива на "Укртатнафте". Кроме того, сокращение запасов ДТ было вызвано активностью аграрного сектора. Подстегивать сельхозпроизводителей начало и Минагрополитики, на прошлой неделе призвавшее аграриев быстрее выкупать объемы "льготного" топлива.
Тем временем на рынке уже начинают сокращаться импортные поставки. По словам трейдеров, они сегодня распродают ранее ввезенные объемы, планируя небольшие поставки в будущем. Небольшие партии А - 92, поступающие из Беларуси, еще какое - то время будут присутствовать на рынке, а их стоимость составит 3 170 грн./т. Исчез и импорт дизтоплива с Новоград - Волынского терминала: на протяжении недели реальных предложений по нему не было.
Причиной снижения импорта стал возобновившийся рост цен на нефтепродукты в Европе. На пике, который пришелся на 12 июля, А - 95 стоил $474/т (на условиях FOB). Напомним, в конце июня котировки по "пятому" упали ниже $390/т. Как сообщили UPECO представители Мажейкяйского НПЗ, причина последнего взлета цен заключается, прежде всего, в росте стоимости нефти. Усугубил же ситуацию в регионе недавний пожар на НПЗ Statoil в Скандинавии. Что касается поставок в Украину, то на "Мажейкю нафта" отмечают значительное сокращении спроса в связи с повышением цен.
Впрочем, прогнозировать дальнейшее развитие ситуации на рынке эксперты пока не спешат, подчеркивая при этом тенденцию к повышению цен переработчиками на "нерегулируемые" позиции низкооктановых марок бензина и дизтоплива. Вместе с тем, по мнению аналитиков UPECO, текущее положение дел на рынке свидетельствует о том, что и этот процесс близок к завершению. Так, на прошлой неделе регулирование введено в Крыму, а в западных областях местные власти удерживают цены на низкооктан и ДТ на уровне 2 грн./л. Стоимость же закупки в крупном опте уже давно перешла эти пределы. Кроме того, с 1 августа текущего года ставка экспортной пошлины на российскую нефть повышается до рекордно высокого уровня - $69,9 за тонну по сравнению с действующей ставкой $41,6 за т. Однако, как заявил первый вице - премьер - министр Николай Азаров, правительство пока не видит причин менять свою политику на рынке нефтепродуктов.
Елена Струк