Фінансові новини
- |
- 06.05.24
- |
- 19:54
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"День": Нефтяное тестирование (Цены замерли на достигнутых рекордных уровнях)
10:59 03.06.2004 |
Во вторник, согласно информации, содержащейся в мониторинговой системе RealTime НАФТА, рост розничных цен на бензин в Украине, как и обещало правительство, по сравнению с пятницей несколько замедлился. Вместе с тем цена бензина А - 92 выросла на копейку за литр (с 269,36 до 270,36 коп./л); А - 95 - на 1,31 копейки за литр (с 318,68 до 319,99 коп./л). В среду перелом также не наступил. Судя по материалам сайта ukroil.com.ua, изменение цен в крупнооптовой продаже бензина А - 95 составило +6,4%. Сообщения сайта звучат как сводки с фронтов. Минимальная цена: 2550 - грн/т. Кременчугский НПЗ: 3700 грн/т; "помощник": 3690 грн/т (+350); "давальцы": 3690 - 3700 грн/т (+340), отгрузки под вопросом; "посредники": 3700 - 3800 грн/т (+350), отгрузки под вопросом. Лисичанский НПЗ: - 2990 грн/т, прогноз +600. Шебелинский ГПЗ: - 2550 грн/т, прогноз +300; "давальцы": не контрактуют; "посредники": не контрактуют. Херсонский НПЗ: не контрактует. Одесский НПЗ: не контрактует. Дрогобычский НПЗ: не контрактует; "помощник": не контрактует. Надворнянский НПЗ: не контрактует. DAF белорусско - украинская граница: цены нет. Литва (Мажейкяйский НПЗ): 3700 грн/т (ст. Сарны); "посредники": 3750 - 3780 грн/т (+30). Беларусь (Мозырьский НПЗ): 3650 - 3700 грн/т (+50) (ст. Коростень).
Мелкий опт. Изменение цены: +1,6%. Минимальная цена: 250 коп./л. Цена по Киеву: 285 коп./л (+2). Восток: 298 коп./л (+2); Запад: 316 коп./л (+1); Север: 295 коп./л (+5); Центр: 291 коп./л (+1); Юг: 296 коп./л (+14).
С 1 июня, в соответствии с выданным ранее обещанием, существенное снижение цен на нефтепродукты провело на своих автозаправочных станциях лишь ОАО "Укрнафта". На его АЗС цены снижены до 2 грн за 1 литр на дизельное топливо и бензин А - 80. В этой связи накануне глава этой компании Игорь Палица советовал автолюбителям и автоперевозчикам "не тратить лишние деньги, не запасаться, не спешить, ибо цены на нефтепродукты будут падать". Впрочем, прогноз неназванного представителя "Укрнафты" о том, что действия государственных компаний на рынке нефтепродуктов повлекут снижение цен и другими его участниками, пока не подтвердился. Цены снижаются в основном на низкооктановые сорта топлива.
Кстати, в последний день мая между правительством и "Укрнафтой" возникла небольшая дискуссия. И.Палица при этом посоветовал создавать госрезерв нефти и нефтепродуктов на рыночных принципах и без спешки. "Принимать решение быстро по этому вопросу нельзя, чтобы не наделать глупостей, - заявил Палица в субботу. - Я думаю, спешить с этим не надо. Надо внимательно проанализировать рынок нефти, посмотреть на тенденцию к падению, к стабилизации цены на нефть, и, когда эта цена будет соответственно адекватной тому, чтобы ее закупить, - в этот момент найти деньги в бюджете, закупить нефть и положить на хранение". Палица особо отметил, что создание такого госрезерва должно осуществляться "безусловно, за бюджетные деньги", а не за счет украинских нефтяных компаний. При этом он заявил: "Некоторым чиновникам или представителям российских нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих заводов иногда хочется, чтобы забрали у "Укрнафты" нефть и залили ее в резервуары". "Безусловно, - продолжал украинский нефтяник, - для чего им сильный игрок в лице украинской компании на украинском рынке?" "Поэтому: "заберите, залейте" - нет, такого не должно быть", - подытожил глава "Украфты" свое заявление.
В борьбе за снижение нефтяных цен несвойственную ему поспешность вдруг проявил Антимонопольный комитет. Выступая, очевидно, от его имени председатель киевского территориального отделения АМК Николай Лисицкий обвинил 39 операторов рынка нефтепродуктов Киева в необоснованном повышении цен и заявил о намерении АМК оштрафовать их на сумму от 300 тысяч до 40 миллионов гривен.
Между тем участники рынка оказались не слишком пугливыми. Так, ЗАО "Гефест" - крупнейший розничный торговец нефтепродуктами в Донецкой области - считает, что рост цен на нефтепродукты в Украине пока продолжится. Причинами этого в отделе маркетинга компании называют дороговизну нефтяного сырья, а также повышение Россией экспортной пошлины на нефть с 1 июня - с $35,2 до $41,6 за тонну. "Возможное увеличение объемов поставок нефти вряд ли спровоцирует удешевление. Изменить существующую раскладку сил на рынке смогут серьезные межправительственные договоренности между Россией и Украиной. Например, отмена РФ взимания НДС на поставляемую в Украину нефть", - отметили в компании. (Кстати, случайно ли в российском правительстве именно в эти дни заговорили о возможности в ближайшие месяцы принять решение о годе - 2005 год исключен - возможного перехода на взимание налога на добавленную стоимость с нефти и газа по принципу страны назначения?)
В лагерь "неверующих" в способность правительства навести порядок на рынке нефтепродуктов, естественно, попал и лидер блока "Наша Украина" Виктор Ющенко. Он заявляет, что снизить цены на горючее в Украине невозможно, потому что на рынке еще не подготовлены альтернативные предложения.
Впрочем, умение правительства работать с ценами на нефть в бизнесовых кругах рассматривают скорее с точки зрения тестирования правительства на долю в его идеологии рыночной слагаемой и на модель управления страной, которая им избрана. Первым подобным экзаменом был, как известно, зерновой кризис, вызвавший не слишком рыночную реакцию правительства. Тогда, можно сказать, в общем и целом пронесло. Инфляцию "списали" в качестве необходимой платы за рост ВВП. Похоже, и сейчас будет использован аналогичный подход. Но захотят ли принимать во внимание эти аргументы и теоретизировать по поводу своих потерь от рекордного роста экономики рядовые избиратели, по карману которых уже бьет и бензин, и растущие продовольственные цены, и внезапно образовавшиеся очереди на маршрутные такси?
КСТАТИ
Как заявил вчера глава Минтопэнерго Сергей Тулуб, Украина намерена в ближайшее время импортировать 25 - 30 тысяч тонн высокооктановых бензинов по приемлемой цене для стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов.
Виталий КНЯЖАНСКИЙ