Фінансові новини
- |
- 19.07.24
- |
- 20:19
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"День": Государство не влияет на рынок нефтепродуктов
11:02 26.05.2004 |
В стране разгорается очередной ценовой кризис. Столичные автомобилисты нервничают: согласно распространяющимся слухам, цены на бензин, которые в мае превысили прошлогодние на 40 - 60%, и дальше будут расти. В то же время официальная статистика выглядит весьма спокойно. По данным Госинспекции по контролю за ценами, за вторую декаду мая средние цены по Украине повысились на дизтопливо на 6 коп. (3,4%), на бензин А - 76 на 4 коп. (2,6%), на бензин А - 95 на 12 коп. (5,1%).
Впрочем, пресловутая среднебольничная температура "лечит" в основном высоких чиновников, которым, как правило, не приходится самостоятельно оплачивать бензин для своих машин.
У аналитиков, постоянно мониторящих украинский рынок нефтепродуктов, несколько иное мнение. Директор научно - технического центра "Психея" Сергей Сапегин в разговоре с "Днем", в частности, обратил внимание на то, что в Украине цены на нефтепродукты все еще ниже, чем в Европе. Это делает экспорт привлекательным, а поскольку он осуществляется без всякого контроля со стороны государства, то это и несет в себе существенную угрозу. Сапегин отметил, что при нормальных объемах поставки нефти в Украину (они несколько снизились, но не опустились ниже критического уровня) экспорт за первый квартал вырос в несколько раз. В результате, отмечает эксперт, рынок оголился, хотя и не до такой степени, что топлива не хватает. Очередей на заправках, констатирует Сапегин, в Украине не наблюдается. Тем не менее запасы нефтепродуктов уменьшились, и именно это влияет на ситуацию на рынке.
Самая главная причина нынешнего нефтяного кризиса, по мнению эксперта, состоит в том, что государство не в состоянии управлять рынком, у него нет соответствующих механизмов. Кстати, Россия, которая несравненно богаче ресурсами, тем не менее постоянно отслеживает ситуацию на внутреннем и мировом рынках и в соответствии с ней гибко изменяет экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.
В Украине правительство уже по традиции работает с ценами как пожарная команда. Энергетический вице - премьер Андрей Клюев провел два совещания с нефтетрейдерами, российскими владельцами украинских нефтеперерабатывающих заводов и собственниками джобберских сетей АЗС (в пятницу и вчера). В понедельник с экспертной группой совещался глава НАК "Нефтегаз Украины" Юрий Бойко.
Вчера Андрей Клюев растолковывал бизнесовые коллизии журналистам. При этом нынешнее повышение цен он назвал "спекуляцией". И поведал о том, что правительство решило на неделю запретить весь экспорт светлых нефтепродуктов. На месяц ограничена рентабельность оптовых поставок (до 7%). Всем крупным нефтетрейдерам предписано надавить на свою джобберскую сеть с тем, чтобы рентабельность продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке не превышала 13% (по словам Клюева, в последние дни она составляла 18 - 20%). Чтобы исправить ситуацию в Киеве, где наблюдается самый большой рост цен, решено срочно перебросить сюда крупные объемы нефтепродуктов из Шебелинки. Правительство, по словам Клюева, ожидает, что в результате принятых мер цена нефтепродуктов снизится в среднем на 10% и это будет заметно уже сегодня. А на следующей неделе планируется новое совещание с нефтяниками, направленное на то, чтобы пролонгировать ныне действующий ограничительный меморандум до уборочной и защитить аграриев от непосильных для них цен. Последним обещано, что дизтопливо хоть и превысит обещанные ранее 1700 гривен за тонну, но все же опустится существенно ниже нынешнего уровня (2200 грн./т) и, как предсказывают правительственные эксперты, цена на него для аграриев составит не более 1800 - 1850 гривен. Одновременно А.Клюев заверил, что правительство работает над тем, чтобы минимизировать эффект цепной реакции, которую обычно вызывает повышение нефтяных цен, и не допустить роста потребительских цен на такие продукты, как хлеб, молоко и т.д.
Словом, для правительства настал довольно - таки критический момент, когда его достижения могут сравняться также и с просчетами и привести к политическим потерям. На весах, с одной стороны, рост экономики, обусловленный, правда, в основном благоприятной конъюнктурой для металлургии. С другой стороны - неудача политреформы, развал парламентско - правительственной коалиции, задержка с пуском нефтепровода Одесса - Броды и нефтяные проблемы, способные спровоцировать инфляцию. Несложно предсказать и неоднозначную реакцию бизнес - среды на нынешнее силовое регулирование рынка нефтепродуктов. Хотя, по большому счету, кроме российских нефтяных компаний, владеющих большей частью мощностей по производству и продаже нефтепродуктов, здесь регулировать нечего, тем более, что у них свой "регулировщик": в июне планируется повышение экспортных пошлин на нефть из России. В том числе - и для украинских заводов.
Виталий КНЯЖАНСКИЙ, Эльдар СЕЛИМОВ