Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевские Ведомости": В начале апреля оптовые партии нефтепродуктов продолжали медленно дорожать. Но эта "флегматичность" - внешняя, и впоследствии горючее подорожает в рознице

СОБЫТИЯ

На прошлой неделе в Лондоне прошел трехдневный "Саммит СНГ по нефти и газу - 2004: Россия, Каспий, Кавказ и Центральная Азия", который организовала лондонская компания Energy Exchange Ltd.

В форуме участвовали представители Европейского банка реконструкции и развития, министерства энергетики США, министерства топлива и энергетики Азербайджана, компаний "Газэкспорт", Литовской газовой ассоциации, ТНК - ВР, "Казтрансойла", "Статойл Азербайджан", "ЛУКОЙЛ" и TOTAL.

Несмотря на то, что среди прочих вопросов на саммите уделялось большое внимание нефтегазовым транспортным потокам и новым путям транзита углеводородов каспийского шельфа, представители украинского правительства на саммит приглашены не были.

Фактически Европа в очередной раз подтвердила, что Украина пока не воспринимается как серьезный партнер при транспортировке каспийских углеводородов. Европе и США достаточно направления Баку - Тбилиси - Джейхан. Прозвучавшие на саммите точки зрения не добавляют оптимизма в отношении того, что загрузка нефтепровода "Одесса - Броды" произойдет в мае.

На внутреннем рынке происходили метаморфозы с "аграрной" соляркой. Производители выполняют свои обязательства перед хозяйствами, однако те не выкупают указанное в заявках топливо. Не исключено, это происходит из - за того, что на заправках порою топливо можно приобрести по более низким расценкам.

Как сообщили на "Укртатнафте", в соответствии с соглашением о согласованности действий между сельхозпроизводителями и отечественными НПЗ, предприятие начало обеспечивать дизельным топливом по льготной фиксированной цене только конечных производителей аграрной продукции. По окончании двух декад марта "Укртатнафте" поступили заявки на 115 тыс. тонн солярки, а было оплачено и отгружено 1,7 тыс. тонн.

В "ТД ТНК - Украина" также отмечают, что активность селян в закупке солярки крайне низкая. В марте этой компанией было отгружено только 4 тыс. тонн горючего.

По словам директора департамента маркетинга и продаж "ТД ТНК - Украина" Феликса Лунева, это связано с недостатком у аграриев денег, в частности льготных кредитов. В то же время, по данным Минагрополитики, сельхозпроизводители уже запаслись 220 тыс. тонн горючего. "Предприятия АПК, включая не только сельхозпроизводителей, но и снабжающие компании, выкупили более 220 тысяч тонн дизтоплива. В то же время сами крестьяне купили в рамках меморандума с НПЗ по фиксированной цене лишь 25 тыс. тонн "дизельки", - сообщил "Ведомостям" начальник отдела Мин - АП Юрий Хоменко.

Эксперт объясняет низкую востребованность горючего тем, что за счет стабильной работы НПЗ на рынок было поставлено столько топлива, что среднерыночные цены оставались на уровне зафиксированных в меморандуме, и дизтопливо можно было свободно покупать и без квот. "Безусловно, в этом году нефтяники проявили себя, как ответственные партнеры государства, особенно это касается "ТД ТНК - Украины", "ЛУКОЙЛ - Украины", "Укртатнафты". В результате цены остаются низкие и топлива много", - говорит Хоменко.

В то же время данные Госинспекции по контролю над ценами показывают, что цена солярки "по меморандуму" в марте превышала среднерыночную на 100 - 250 грн. на тонне. Эксперты "Нефтегазовой вертикали" предполагают, что в игру вступил "скрытый импорт" солярки, который и вылился на "украинские степи".

ЦЕНА

"Не исключено, что будет подорожание горючего, ведь расценки на нефть в мире выросли, и сейчас украинские заводы работают на грани рентабельности", - считает Хоменко.

Кроме внешних факторов, к росту цен подталкивают внутренние причины. В частности, изменение механизма взимания НДС с 1 мая уменьшит количество свободных оборотных средств у предприятий и, увеличив операционные издержки предприятий, создаст дополнительные барьеры для осуществления внешнеторговых операций. Очевидно, что экспортно - импортные операции будут применяться с использованием "теневых" схем, например, взаимозачета векселей, использования счетов компаний, не являющихся плательщиками НДС. А если к этому добавить, что в кабинетах власти муссируется вопрос о полной или частичной ликвидации имеющихся сегодня льгот для НПЗ в части вексельного оформления НДС при импорте сырой нефти, можно предположить, что налоговое давление оказывает более существенное давление на стоимость горючего.

"Высокая чувствительность сферы налогообложения коммерческих операций с нефтью и нефтепродуктами к необоснованным управленческим решениям чиновников лишний раз подчеркивает необходимость непосредственного участия субъектов хозяйствования в отработке взаимоприемлемых системных решений по этим вопросам", - отмечают эксперты.

Существует и еще одна составляющая, которая способна взвинтить цены. По договоренности между аграриями и НПЗ в этом году планируется направить 1,5 млн. тонн дизельного топлива на проведение сельскохозяйственных работ по цене 1700 грн./т. Подобное соглашение предполагается заключить с "Укрзализницей" - 500 тыс. тонн по той же цене. Если учесть, что в прошлом году, по данным "Укрнефтехимпереробки", в Украине было произведено порядка 6 млн. тонн солярки, то практически треть годового выпуска предполагается поставить потребителям по ценам, значительно ниже рыночных. При этом уровень потерь НПЗ составит более 300 млн. грн., что обусловит соответствующую реакцию рынка.

С учетом вышеизложенных факторов ожидается, что предельный рост цен на нефтепродукты за март - апрель составит 12 - 15 % по сравнению с февралем, и лишь в мае - июне последует некоторое снижение из - за уменьшения сезонного спроса.

На прошлой неделе светлые нефтепродукты в среднем опте подорожали. Более значительно выросли в цене высокооктановые бензины, причем 95 - й отдельные торговцы продавали дешевле 92 - го. Наблюдалось серьезное расслоение предложений низкооктана по ценовому признаку, разница достигала 150 - 175 грн. на тонне.

Розница отметилась разве что ростом сетей. В частности, "Укрнефть" продемонстрировала наибольшую динамику "брэндования", увеличив число заправочных станций на четверть до 175 бензоколонок, а "ТД ТНК - Украина" - до 1046 АЗС. Самыми крупными из региональных операторов, с которыми работает "ТД ТНК - Украина", по данным пресс - службы, являются "Сентоза", "Альфа - Нафта", "Рур Групп", "Форт Ойл", "ТЭС", КП "Аркон", "Кредо", "Логрус - Ойл", "Востокнефтепродукт", "Лисичанскнефтепродукт", "Агата", "Ариона", "Веста - Ойл", "Калина - Лтд", "Крымнефтесервис".

ПОСТАВКИ

В ближайшие полгода напряжение на отечественном нефтерынке будет нарастать. Россия, основной поставщик сырья на отечественные НПЗ, с середины текущего года вводит новую шкалу экспортных пошлин.

По предварительным данным, они окажутся значительно выше существующих. Кроме того, корректируются пошлины на нефтепродукты, которые теперь будут устанавливаться в размере 90% от размера "нефтяной" ставки налога. Эти меры могут дополнительно повлиять на стоимость ГСМ в Украине.

Кроме того, Государственная нефтяная компания Азербайджана на прошлой неделе продемонстрировала незыблемость своей позиции в отношении нефти - компанию прежде всего интересуют экономические аспекты продажи углеводородов. В частности, компания Litasco, "дочка" российского "ЛУКОЙЛа", признана победителем тендера на закупку апрельской партии азербайджанской нефти, заявленной ГНКАР для экспорта по "северному" трубопроводу "Баку - Новороссийск" в апреле - мае 2004 года.

Всего в апреле по нему планируется прокачать 210 тыс. тонн азербайджанского сырья, из которого 130 тыс. тонн придется на долю нефти, добытой Азербайджанской международной операционной компанией (АМОК) из месторождения "Чыраг".

Как известно, в планы "ЛУКОЙЛа" не входит загрузка нефтепровода "Одесса - Броды" в северном направлении, а значит, Украине не следует рассчитывать на поставку каспийского сырья из Азербайджана.

ПЕРЕРАБОТКА

Мартовские показатели оставались на высоком уровне - переработано 1,92 млн. тонн нефти. Из поставленного на НПЗ 2,17 млн. тонн углеводородов 90,4% составляла российская нефть, которую закачали ТНК - ВР, "ЛУКОЙЛ", "Татнефть", "Сиданко", "Сургутнефтегаз", "ЮКОС", "Башнефть".

Как сообщили в пресс - службе "Нефтегаза Украины", с начала апреля на плановый профилактический ремонт остановился Шебелинский ГПЗ. Профилактика займет около месяца, в течение которого переработка сократится на 20%.

Одновременно НАК объявил о планах строительства завода по производству сжиженного газа, который предполагается разместить в одном из черноморских портов. Новый завод, в который будет инвестировано порядка 1,2 - 1,5 млрд. долл., оснастят современными технологическими линиями, после чего предприятие сможет ежегодно перерабатывать до 6 млрд. кубометров голубого топлива.

На оптовом рынке будут наблюдаться колебания цен, причем по отдельным видам горючего возможно временное снижение котировок на 2 - 5%.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Александр ГОРОДЕЦКИЙ,

президент "ТНК - ВР Украина"

- Предложение об использовании НДС - счетов, в принципе, полезное нововведение, однако оно должно быть четко продумано и организовано без потерь для предприятий и потребителей. Условия работы с ними не могут быть одинаковыми для всех отраслей, потому что каждая имеет свою специфику.

В частности, если говорить о нефтяной промышленности, то ее основная проблема заключается в том, что сегодня весь импорт нефти и газа поступает в страну с двойным обложением налогом на добавленную стоимость - российским и украинским. Естественно, это уже отражается на себестоимости горючего.

Если при этом будут введены налоговые счета, последствия для отрасли могут быть самыми негативными. Ведь фактически нефтеперерабатывающие компании должны заморозить деньги на НДС - счетах и отвлекать значительные финансовые ресурсы. Для "ТД ТНК - Украина" это до 100 млн. грн. Компания будет вынуждена искать источники дополнительных оборотных средств, что, безусловно, отразится на цене конечной продукции, а значит, послужит дополнительным толчком для роста цен на топливо. В связи с этим я считаю, что совместное постановление Кабмина и НБУ должно быть адаптировано к конкретным условиям отдельных отраслей.

Олег ГАВРИШ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4305
 0,1466
0,37
EUR
1
42,8452
 0,0049
0,01

Курс обміну валют на вчора, 10:45
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4404  0,06 0,15 39,9880  0,06 0,16
EUR 42,6900  0,08 0,19 43,4772  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4900  0,12 0,30 39,5100  0,13 0,33
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес