Фінансові новини
- |
- 17.05.24
- |
- 00:18
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевские Ведомости": В начале апреля оптовые партии нефтепродуктов продолжали медленно дорожать. Но эта "флегматичность" - внешняя, и впоследствии горючее подорожает в рознице
16:20 05.04.2004 |
СОБЫТИЯ
На прошлой неделе в Лондоне прошел трехдневный "Саммит СНГ по нефти и газу - 2004: Россия, Каспий, Кавказ и Центральная Азия", который организовала лондонская компания Energy Exchange Ltd.
В форуме участвовали представители Европейского банка реконструкции и развития, министерства энергетики США, министерства топлива и энергетики Азербайджана, компаний "Газэкспорт", Литовской газовой ассоциации, ТНК - ВР, "Казтрансойла", "Статойл Азербайджан", "ЛУКОЙЛ" и TOTAL.
Несмотря на то, что среди прочих вопросов на саммите уделялось большое внимание нефтегазовым транспортным потокам и новым путям транзита углеводородов каспийского шельфа, представители украинского правительства на саммит приглашены не были.
Фактически Европа в очередной раз подтвердила, что Украина пока не воспринимается как серьезный партнер при транспортировке каспийских углеводородов. Европе и США достаточно направления Баку - Тбилиси - Джейхан. Прозвучавшие на саммите точки зрения не добавляют оптимизма в отношении того, что загрузка нефтепровода "Одесса - Броды" произойдет в мае.
На внутреннем рынке происходили метаморфозы с "аграрной" соляркой. Производители выполняют свои обязательства перед хозяйствами, однако те не выкупают указанное в заявках топливо. Не исключено, это происходит из - за того, что на заправках порою топливо можно приобрести по более низким расценкам.
Как сообщили на "Укртатнафте", в соответствии с соглашением о согласованности действий между сельхозпроизводителями и отечественными НПЗ, предприятие начало обеспечивать дизельным топливом по льготной фиксированной цене только конечных производителей аграрной продукции. По окончании двух декад марта "Укртатнафте" поступили заявки на 115 тыс. тонн солярки, а было оплачено и отгружено 1,7 тыс. тонн.
В "ТД ТНК - Украина" также отмечают, что активность селян в закупке солярки крайне низкая. В марте этой компанией было отгружено только 4 тыс. тонн горючего.
По словам директора департамента маркетинга и продаж "ТД ТНК - Украина" Феликса Лунева, это связано с недостатком у аграриев денег, в частности льготных кредитов. В то же время, по данным Минагрополитики, сельхозпроизводители уже запаслись 220 тыс. тонн горючего. "Предприятия АПК, включая не только сельхозпроизводителей, но и снабжающие компании, выкупили более 220 тысяч тонн дизтоплива. В то же время сами крестьяне купили в рамках меморандума с НПЗ по фиксированной цене лишь 25 тыс. тонн "дизельки", - сообщил "Ведомостям" начальник отдела Мин - АП Юрий Хоменко.
Эксперт объясняет низкую востребованность горючего тем, что за счет стабильной работы НПЗ на рынок было поставлено столько топлива, что среднерыночные цены оставались на уровне зафиксированных в меморандуме, и дизтопливо можно было свободно покупать и без квот. "Безусловно, в этом году нефтяники проявили себя, как ответственные партнеры государства, особенно это касается "ТД ТНК - Украины", "ЛУКОЙЛ - Украины", "Укртатнафты". В результате цены остаются низкие и топлива много", - говорит Хоменко.
В то же время данные Госинспекции по контролю над ценами показывают, что цена солярки "по меморандуму" в марте превышала среднерыночную на 100 - 250 грн. на тонне. Эксперты "Нефтегазовой вертикали" предполагают, что в игру вступил "скрытый импорт" солярки, который и вылился на "украинские степи".
ЦЕНА
"Не исключено, что будет подорожание горючего, ведь расценки на нефть в мире выросли, и сейчас украинские заводы работают на грани рентабельности", - считает Хоменко.
Кроме внешних факторов, к росту цен подталкивают внутренние причины. В частности, изменение механизма взимания НДС с 1 мая уменьшит количество свободных оборотных средств у предприятий и, увеличив операционные издержки предприятий, создаст дополнительные барьеры для осуществления внешнеторговых операций. Очевидно, что экспортно - импортные операции будут применяться с использованием "теневых" схем, например, взаимозачета векселей, использования счетов компаний, не являющихся плательщиками НДС. А если к этому добавить, что в кабинетах власти муссируется вопрос о полной или частичной ликвидации имеющихся сегодня льгот для НПЗ в части вексельного оформления НДС при импорте сырой нефти, можно предположить, что налоговое давление оказывает более существенное давление на стоимость горючего.
"Высокая чувствительность сферы налогообложения коммерческих операций с нефтью и нефтепродуктами к необоснованным управленческим решениям чиновников лишний раз подчеркивает необходимость непосредственного участия субъектов хозяйствования в отработке взаимоприемлемых системных решений по этим вопросам", - отмечают эксперты.
Существует и еще одна составляющая, которая способна взвинтить цены. По договоренности между аграриями и НПЗ в этом году планируется направить 1,5 млн. тонн дизельного топлива на проведение сельскохозяйственных работ по цене 1700 грн./т. Подобное соглашение предполагается заключить с "Укрзализницей" - 500 тыс. тонн по той же цене. Если учесть, что в прошлом году, по данным "Укрнефтехимпереробки", в Украине было произведено порядка 6 млн. тонн солярки, то практически треть годового выпуска предполагается поставить потребителям по ценам, значительно ниже рыночных. При этом уровень потерь НПЗ составит более 300 млн. грн., что обусловит соответствующую реакцию рынка.
С учетом вышеизложенных факторов ожидается, что предельный рост цен на нефтепродукты за март - апрель составит 12 - 15 % по сравнению с февралем, и лишь в мае - июне последует некоторое снижение из - за уменьшения сезонного спроса.
На прошлой неделе светлые нефтепродукты в среднем опте подорожали. Более значительно выросли в цене высокооктановые бензины, причем 95 - й отдельные торговцы продавали дешевле 92 - го. Наблюдалось серьезное расслоение предложений низкооктана по ценовому признаку, разница достигала 150 - 175 грн. на тонне.
Розница отметилась разве что ростом сетей. В частности, "Укрнефть" продемонстрировала наибольшую динамику "брэндования", увеличив число заправочных станций на четверть до 175 бензоколонок, а "ТД ТНК - Украина" - до 1046 АЗС. Самыми крупными из региональных операторов, с которыми работает "ТД ТНК - Украина", по данным пресс - службы, являются "Сентоза", "Альфа - Нафта", "Рур Групп", "Форт Ойл", "ТЭС", КП "Аркон", "Кредо", "Логрус - Ойл", "Востокнефтепродукт", "Лисичанскнефтепродукт", "Агата", "Ариона", "Веста - Ойл", "Калина - Лтд", "Крымнефтесервис".
ПОСТАВКИ
В ближайшие полгода напряжение на отечественном нефтерынке будет нарастать. Россия, основной поставщик сырья на отечественные НПЗ, с середины текущего года вводит новую шкалу экспортных пошлин.
По предварительным данным, они окажутся значительно выше существующих. Кроме того, корректируются пошлины на нефтепродукты, которые теперь будут устанавливаться в размере 90% от размера "нефтяной" ставки налога. Эти меры могут дополнительно повлиять на стоимость ГСМ в Украине.
Кроме того, Государственная нефтяная компания Азербайджана на прошлой неделе продемонстрировала незыблемость своей позиции в отношении нефти - компанию прежде всего интересуют экономические аспекты продажи углеводородов. В частности, компания Litasco, "дочка" российского "ЛУКОЙЛа", признана победителем тендера на закупку апрельской партии азербайджанской нефти, заявленной ГНКАР для экспорта по "северному" трубопроводу "Баку - Новороссийск" в апреле - мае 2004 года.
Всего в апреле по нему планируется прокачать 210 тыс. тонн азербайджанского сырья, из которого 130 тыс. тонн придется на долю нефти, добытой Азербайджанской международной операционной компанией (АМОК) из месторождения "Чыраг".
Как известно, в планы "ЛУКОЙЛа" не входит загрузка нефтепровода "Одесса - Броды" в северном направлении, а значит, Украине не следует рассчитывать на поставку каспийского сырья из Азербайджана.
ПЕРЕРАБОТКА
Мартовские показатели оставались на высоком уровне - переработано 1,92 млн. тонн нефти. Из поставленного на НПЗ 2,17 млн. тонн углеводородов 90,4% составляла российская нефть, которую закачали ТНК - ВР, "ЛУКОЙЛ", "Татнефть", "Сиданко", "Сургутнефтегаз", "ЮКОС", "Башнефть".
Как сообщили в пресс - службе "Нефтегаза Украины", с начала апреля на плановый профилактический ремонт остановился Шебелинский ГПЗ. Профилактика займет около месяца, в течение которого переработка сократится на 20%.
Одновременно НАК объявил о планах строительства завода по производству сжиженного газа, который предполагается разместить в одном из черноморских портов. Новый завод, в который будет инвестировано порядка 1,2 - 1,5 млрд. долл., оснастят современными технологическими линиями, после чего предприятие сможет ежегодно перерабатывать до 6 млрд. кубометров голубого топлива.
На оптовом рынке будут наблюдаться колебания цен, причем по отдельным видам горючего возможно временное снижение котировок на 2 - 5%.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Александр ГОРОДЕЦКИЙ,
президент "ТНК - ВР Украина"
- Предложение об использовании НДС - счетов, в принципе, полезное нововведение, однако оно должно быть четко продумано и организовано без потерь для предприятий и потребителей. Условия работы с ними не могут быть одинаковыми для всех отраслей, потому что каждая имеет свою специфику.
В частности, если говорить о нефтяной промышленности, то ее основная проблема заключается в том, что сегодня весь импорт нефти и газа поступает в страну с двойным обложением налогом на добавленную стоимость - российским и украинским. Естественно, это уже отражается на себестоимости горючего.
Если при этом будут введены налоговые счета, последствия для отрасли могут быть самыми негативными. Ведь фактически нефтеперерабатывающие компании должны заморозить деньги на НДС - счетах и отвлекать значительные финансовые ресурсы. Для "ТД ТНК - Украина" это до 100 млн. грн. Компания будет вынуждена искать источники дополнительных оборотных средств, что, безусловно, отразится на цене конечной продукции, а значит, послужит дополнительным толчком для роста цен на топливо. В связи с этим я считаю, что совместное постановление Кабмина и НБУ должно быть адаптировано к конкретным условиям отдельных отраслей.
Олег ГАВРИШ