Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевские Ведомости": Взаимоотношения государства и операторов рынка ГСМ становятся цивилизованными

Недавно заключенное между Кабинетом министров и нефтяными компаниями соглашение о развитии и регулировании рынка нефти и нефтепродуктов было подписано на уровне вице - премьер - министра по ТЭК, а не министра экономики. Это вместе с беспрецедентно высоким статусом участников информационно - аналитической группы говорит о новом уровне диалога между правительством и нефтяными компаниями.

В конце февраля произошло событие, которое повлияет на стабильность экономики всей страны. Высокопоставленные чиновники из Кабинета министров Украины и представители крупнейших нефтяных компаний подписали меморандум о регулировании рынка нефти и нефтепродуктов. Собственно, за последние три года было подписано три таких договора, а экспертно - аналитическая группа при Минтопэнерго работает более двух лет. Чем отличается новый договор от тех, которые существовали ранее? И что можно ожидать от работы экспертно - аналитической группы? Для того чтобы получить ответ на эти вопросы, надо заглянуть в 2000 год, когда украинский рынок нефтепродуктов утопал во "льготно - импортном" бензине.

Более того, льготный импорт горючего был узаконен, в связи с чем государство несло бюджетные потери из - за уклонения импортеров от налогов. Рынок нефтепродуктов лихорадило из - за перебоев горючего, а нефтеперерабатывающая промышленность простаивала, так как не могла конкурировать с дешевым импортом.

В частности, по официальным данным, в связи с действием Закона "О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче - смазочных материалов", а также в связи с разрешением применения простых 60 - дневных векселей и простых 90 - дневных векселей поставщиками мазута сумма условно начисленных бюджетных платежей в 2000 г. превысила 880 млн. грн., а сумма накопления неавалированных долговых расписок достигла 370 млн. То есть операторы нефтеторговли в этом году "сэкономили" на платежах в бюджет как минимум 1,051 млрд. гривен.

Чтобы понять размах денежных средств, оборачиваемых в тени и уходящих от налогообложения, достаточно представить, что цифра 1,051 млрд. грн. практически равна нагрузке неплатежей, которые нес бюджет Украины в 1997 - 1999 годах.

Эксперты "Нефтегазовой вертикали" отмечают, что до 2000 года режим "отсуживания" льгот наносил бюджету не менее 700 млн. грн. убытков в год. И благодаря ему многочисленные филиалы и дочерние предприятия всего трех иностранных компаний с оффшорными корнями контролировали 75% рынка импорта в Украину светлых нефтепродуктов.

Колебания цен на АЗС страны в течение одного месяца составляли 45 - 80 коп. на литре, а их реализация была связана с возникающими во время посевных и уборочных работ дефицитов.

Наконец, только 25% всего потребляемого в стране бензина и солярки выпускали украинские НПЗ, общий объем загрузки производственных мощностей не превышал 35 - 40%.

С приходом на заводы или активизацией работы нефтяных компаний (Тюменской нефтяной компании, "Лукойла", "Татнефти"), имеющих собственные ресурсы нефти, активная роль производителей натолкнулась на сопротивление трейдерских компаний, занимающихся импортом нефтепродуктов. Тогда, собственно, впервые актуализировался вопрос: кого государство будет поддерживать - российских, прибалтийских и белорусских производителей (а именно оттуда шел основной поток импортного горючего) или отечественные НПЗ, которые из - за льгот импортерам не могли конкурировать с заграничной продукцией.

Первые шаги правительства в сторону прозрачности рынка, натыкаясь на лоббистские усилия "импортеров от солярки", давались с трудом. Максимум, на что могло пойти и пошло в тех условиях государство - это на создание общих правил игры как для импортеров, так и для НПЗ.

Уже только это решение привело к переходу импорта на "контрабандные рельсы". И хотя его объем сократился, рынок горючего все еще захлебывался от регулярных весенне - осенних потоков контрабандного товара. Правительство на тот момент устраивало появление демпингового товара в самое напряженное для аграрного сектора время года. Но после подсчета бюджетных потерь пришло осознание полного исключения льгот как импортерам, так и производителям при общем ужесточении контроля за импортом ГСМ.

Чтобы рынок работал в стабильном режиме, два года назад впервые зашла речь о необходимости постоянного контакта операторов рынка (трейдеров, нефтяных компаний, нефтеперерабатывающих заводов) с правительством. Тогда и была создана экспертно - аналитическая группа, стартовавшая очень успешно.

Но со сменой состава Кабинета министров тонкая нить взаимопонимания была утеряна - налоговое и административное давление на производителей нефтепродуктов усилилось. Более года понадобилось новому правительству, чтобы понять необходимость тесного сотрудничества с участниками рынка, что и закреплено в февральском соглашении.

Нынешний документ предполагает, что правительство будет консультироваться с нефтяниками при создании документов и осуществлять контроль за ценами на горюче - смазочные материалы, поставляемые аграриям, а также принимать меры по недопущению монополизации рынка. Кабмин также рассмотрит вопрос о создании государственного стратегического запаса на коммерческой основе.

Фактически впервые появилась реальная возможность создать справедливые условия на рынке благодаря тому, что не будут предоставляться льготы отдельно взятым компаниям, а государство примет меры по предо - твращению реэкспорта нефти и контрабанды нефтепродуктов. Стороны также договорились о том, чтобы совместно усилить контроль за качеством продукции на АЗС. Нефтяники в свою очередь обязались обеспечить Украину необходимым количеством ГСМ, а также подтвердили свое намерение платить все налоги и сборы. Эти договоренности, по мнению представителей нефтяных компаний, являются необходимыми для нормального функционирования рынка. Но самое главное - документ предусматривает сотрудничество между правительством и нефтяниками в рамках экспертно - аналитической группы при Кабинете министров, что позволит, используя международную практику, совместно разрабатывать законопроекты, направленные на стабильную работу нефтерынка и энергетическую безопасность государства.

Олег ГАВРИШ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес