Фінансові новини
- |
- 17.05.24
- |
- 04:57
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Бизнес-студия, СТБ": В Украине начинается очередная компания по внедрению альтернативного топлива для транспорта
10:08 20.01.2004 |
О том, что использование пропан - бутана дешевле бензина, а метановые установки потребляют и того меньше, было доказано давно - об этом часто и много говорили еще в советские времена, но с тех пор ситуация почти не изменилась. А между тем в мире все чаще раздаются голоса о том, что нефти хватит на 70, максимум 100 лет и надо задумываться об альтернативах. У нас к печальным перспективам относятся не просто без истерии, но и без должного внимания. Наверное, поэтому парламентские слушания на счет альтернативного топлива вышли малозамеченными.
Тем не менее, проблему уже в который раз подняли и, судя по активности отдельных лоббистских групп, в ближайшие несколько месяцев следует ожидать новых законопроектов о развитии альтернативных видов топлива. В чем конкретно они будет выражаться, нетрудно догадаться, - инициаторы рассчитывают на льготы. При этом эксперты считают, что на самом деле для реального массового внедрения новых видов топлива достаточно изменить ряд строительных норм, чтобы можно было размещать газовые и бензиновые заправки вместе и дело пойдет само.
Практически все эксперты сходятся во мнении, что по соотношению потребительских и ценовых характеристик пока ничего более эффективного, чем бензиновый двигатель, не придумано. Но есть несколько причин, из - за которых периодически запускаются кампании популяризации альтернативных источников энергии. Первая, и самая распространенная - экологическая: нефть заканчивается, к тому же бензин является одной из причин парникового эффекта и глобального потепления, поэтому надо что - то делать. Вторая причина - экономическая: разработчики автомобилей пытаются найти дешевые источники энергии, в результате чего появляются разнообразные газовые, водородные и электрические двигатели.
ГЕННАДИЙ РУДЕНКО
председатель Комитета ВР по вопросам экологической политики
У нас нет оппонентов. СНБО - за, т.к. это позволяет не зависеть от импортной нефти. Аграрии - за, т.к. это дешевое топливо, нефтевики также в принципе - за. Все за, но нет мощного импульса.
В Украине наиболее распространенным альтернативным видом топлива является пропан - бутан. Несколько менее распространен сжатый газ метан. Их отличие заключается в первую очередь в меньшем расходе - в среднем экономия составляет до 50%. Однако за это приходится расплачиваться громоздкими установками, которые не всегда можно поставить в легковушку. Еще один недостаток - необходимость чаще заправляться, что требует более разветвленной сети заправок. Тем не менее, экономия получается существенная, и многие постепенно обращаются к газу.
ЛЕОНИД КОСЯНЧУК
начальник главного управления координации производственной деятельности холдинга "ЛУКОЙЛ - Украина"
Потребителю надо дать право выбора. Он сам должен решить, если ему нравится ездить на газе и экономить при этом до 30% средств, особенно это касается автомобилей часто ездящих по городу, то он и выберет его.
АНАТОЛИЙ РЕДЗЮК
директор института ГосавтотрансНИИпроект
Переоборудование под газ - покупка оборудование стоит где - то 1 тыс. дол. оно окупается за 2 - 8 месяцев в зависимости от интенсивности эксплуатации.
Практически все операторы рынка отмечают, что газ постепенно завоевывает собственный сегмент и уже через несколько лет его доля должна составить 5 - 7% от общего потребления топлива. А это сравнимо с европейскими нормами. Компания "Лукойл", например, только за прошлый год увеличила продажи сжиженного газа в Украине более чем в 6 раз. Существуют также договоренности с киевской горадминистрацией о переводе более 50 тыс. коммунальных автомобилей на газ. Интерес к новым видам топлива подтверждают и в компании Укргаздобыча.
ЕВГЕНИЙ БАКУЛИН
генеральный директор компании "Укргазвидобування"
У нас идет общее увеличение производства сжиженного газа. Сейчас уже выпускаем до 14 тыс. в месяц. Половина идет на экспорт, половина на внутренний рынок. В зависимости от времени года пропорция меняется, и если брать показатели в сравнении с прошлым годом рост составляет в среднем 10%.
Результаты могли бы быть и более впечатляющими, но существуют ряд проблем, которые тормозят внедрение новых технологий. Один из основных тормозов - слишком малая сеть заправок. Сейчас соотношение бензиновых и газовых АЗС в среднем составляет один к 30. При этом операторы рынка отмечают, что рентабельность газовых заправок на 10 - 15% больше бензиновых. Казалось бы, и потребитель, и продавец заинтересованы в массовом строительстве новых заправок, а этого не происходит. Все дело в строительных нормах и нормах безопасности, которые остались еще с советских времен. Согласно им существует целый набор ограничений по строительству таких заправок, например, в городах. Причем современное оборудование АЗС обеспечивает все требования по безопасности для того, чтобы совмещать бензиновые и газовые заправки. Но чиновники на это стараются не обращать внимания - ведь чем сложнее процедура, тем легче получать взятки.
ЛЕОНИД КОСЯНЧУК
начальник главного управления координации производственной деятельности холдинга "ЛУКОЙЛ - Украина"
Технологии пошли вперед, а нормы остались старые, и мы не можем из - за этого поставить на каждой из заправок газовый модуль.
Существует также проблема неразвитой сЕти технического обслуживания и переоборудования автомобилей. Сейчас достаточно большая часть этого рынка находится в тени, и автолюбитель, столкнувшись с проблемами, не всегда может их устранить самостоятельно, а ближайшее СТО находится за десятки километров. Кроме того, не всегда такое оборудование качественное.
АНАТОЛИЙ РЕДЗЮК
директор института ГосавтотрансНИИпроект
Необходим контроль государства, ввозятся комплекты известных поставщиков - они нормальные, а если не известны, то аппаратура дешевая и не всегда качественная, возможны возгорания, потому и нужна сертификация.
Кроме решения технических проблем, для повышения интереса к новым видам топлива предлагается провести ряд экспериментов в крупных городах по использованию газа в коммунальных службах. Таким предприятиям предлагается предоставить определенные льготы, например, при проведении конкурсов на перевозки пассажиров. Это даст возможность экономить бюджетные деньги и решить проблему модернизации парка. Однако эксперты считают, что любые льготы и эксперименты без решения принципиального вопроса совмещения на заправках бензиновых и газовых комплексов приведут лишь к незначительному улучшению ситуации.
Вячеслав Коновалов