Фінансові новини
- |
- 19.07.24
- |
- 18:25
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевские Ведомости": Украинские русла для российских потоков (Стоимость горючего остается стабильной)
12:23 13.01.2004 |
В этом году перед российскими нефтяниками еще более остро стоит проблема транспортировки нефти на мировые рынки. Этой ситуацией грех не воспользоваться Украине, которая фактически получает еще один карт - бланш для реального увеличения транзита нефти.
СОБЫТИЯ ГОДА
За 2003 год отечественный топливно - энергетический рынок повзрослел. Окончательно структурировалась розница, заметно улучшилось качество горючего, резко выросли объемы поставок углеводородного сырья нефтяными компаниями и экспорт углеводородов перерабатывающими заводами.
Более того, к концу 2003 года правительство и основные участники рынка нащупали тонкую нить взаимопонимания. "По моему мнению, Кабмин не должен допустить ошибку прошлого года, когда все решения по регулированию рынка принимались без нефтяников, участников информационно - аналитической группы. В этом году стоит советоваться с представителями рынка ГСМ", - отметил "Ведомостям" народный депутат Георгий Крючков.
Важно, что и в начале 2004 года отечественная нефтеотрасль оставалась наиболее привлекательной с точки зрения восточных и западных инвесторов, среди которых представители стран ЕС играют все более важную роль.
"Британия, согласно украинским статистическим данным, третий крупнейший источник иностранных инвестиций в Украину. Доля Великобритании значительно выросла после того, как компания British Petroleum приобрела половину акций компании "ТНК", имеющей крупные по объему активы в Украине", - отметил в интервью одной из украинских газет Роберт Бринкли, посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Украине.
РЕШЕНИЕ МЕСЯЦА
Украина имеет все шансы стать не только значительным потребителем российской нефти, которой в прошлом году было поставлено почти 20 млн. тонн (или более 90% всего потребления), но и основным ее транзитером. В нынешнем году российские нефтяники не оставляют надежду увеличить транзит продукта через Украину еще на 25 - 30%, что на днях подтвердил министр энергетики России Игорь Юсуфов.
Необходимость в наращивании экспортно - маршрутного потенциала у россиян более чем очевидна. В 2004 году объем добычи вплотную приблизится к 450 млн. тонн, почти половина которых уйдет на экспорт. В результате, по оценкам экспертов Petroleum Argus, к концу будущего года дефицит экспортных мощностей составит порядка 25 - 30 млн. тонн.
Аналитик "Атона" Тимербулат Каримов считает, что усилия "Транснефти" решают проблему экспорта лишь в краткосрочной перспективе. По его словам, сегодня Россия заинтересована в крупных и перспективных маршрутах, которые могут проходить, в частности, через Украину. "Тем более что Украина нуждается в реальном заполнении уже построенных нефтепроводных систем, в частности "Одесса - Броды", - говорит Каримов.
Причем увеличение объема транзита во многом зависит от позиции Украины по этому вопросу. Как рассказал "Ведомостям" вице - президент "Транснефти" Сергей Григорьев, за счет расшивки узких мест и строительства НПС в Белоруссии и Польше в этом году будет увеличена прокачка нефти в Польшу на 5 млн. тонн в год. Еще столько же могут дать другие международные проекты.
"Если же Украина даст добро на реверсивное использование трубопровода "Одесса - Броды", то это даст прибавку еще не менее чем на 9 млн. тонн нефти ежегодно. И при таком росте экспортных возможностей надо очень тщательно просчитать, нужны ли нам дополнительные крупные проекты в этой сфере типа БТС", - резюмирует Григорьев.
Будет ли Россия строить новые обходные маршруты или же начнет использовать украинские нефтепроводы, укрепив зависимость транзита стратегического сырья от Украины, станет понятно уже в этом месяце, когда Кабмин примет решение по использованию нефтепровода "Одесса - Броды".
ЦЕНА И ПРОИЗВОДСТВО
Как и предсказывали "Ведомости", ситуация на рынке нефтепродуктов оставалась спокойной и предсказуемой. Если оптовые партии Аи - 95 перед новогодними праздниками подешевели, то в первой декаде января цена всех марок бензина, как и солярки, практически не изменилась. Фактически такая же ситуация складывалась в рознице, с той лишь разницей, что средняя цена литра 95 - го бензина увеличилась в последней декаде января на 1 коп. и составила 2,06 грн.
Если сравнивать стоимость ГСМ по состоянию на 1 января 2004 - го и 2003 годов, то она в целом не в пользу первой. Так, в начале нынешнего года литр 95 - го стоил на 3 коп., а литр солярки - на 16 коп. дороже, чем в прошлом. Но низкооктановые бензины сегодня продаются на 2 - 5 коп. дешевле, чем в 2003 - м. Несмотря на праздники, НПЗ трудились безостановочно, за исключением "Херсоннефтепереработки", который находится на плановом ремонте.
За первые восемь дней января на НПЗ поставлено 511,8 тыс. тонн нефти (в том числе 95% российской), из которой переработано 421,3 тыс. тонн. Касаясь темы поставок сырья в прошлом году, важно отметить, что резко снизилась доля казахского сырья, поставляемого на украинские НПЗ. Если в 2001 - м его доля составляла 24%, в 2002 - м - 13%, то в прошлом остановилась на уровне 5%.
По мнению аналитиков Petroleum Argus, это связано с отсутствием у Казахстана интереса к украинским проектам. "КазМунайГаз" уже не раз заявляла об отсутствии интереса к украинской нефтепереработке из - за высокого уровня инвестиций, а ГНКАР говорила об отсутствии интереса к украинскому маршруту транспортировки сырья из - за его дороговизны", - говорит Михаил Перфилов из Petroleum Argus.
На этой неделе стоимость нефтепродуктов останется стабильной. В то же время некоторые незначительные региональные колебания цен все же будут ощущаться.
Олег ГАВРИШ