Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевские Ведомости": Украинские русла для российских потоков (Стоимость горючего остается стабильной)

В этом году перед российскими нефтяниками еще более остро стоит проблема транспортировки нефти на мировые рынки. Этой ситуацией грех не воспользоваться Украине, которая фактически получает еще один карт - бланш для реального увеличения транзита нефти.

СОБЫТИЯ ГОДА

За 2003 год отечественный топливно - энергетический рынок повзрослел. Окончательно структурировалась розница, заметно улучшилось качество горючего, резко выросли объемы поставок углеводородного сырья нефтяными компаниями и экспорт углеводородов перерабатывающими заводами.

Более того, к концу 2003 года правительство и основные участники рынка нащупали тонкую нить взаимопонимания. "По моему мнению, Кабмин не должен допустить ошибку прошлого года, когда все решения по регулированию рынка принимались без нефтяников, участников информационно - аналитической группы. В этом году стоит советоваться с представителями рынка ГСМ", - отметил "Ведомостям" народный депутат Георгий Крючков.

Важно, что и в начале 2004 года отечественная нефтеотрасль оставалась наиболее привлекательной с точки зрения восточных и западных инвесторов, среди которых представители стран ЕС играют все более важную роль.

"Британия, согласно украинским статистическим данным, третий крупнейший источник иностранных инвестиций в Украину. Доля Великобритании значительно выросла после того, как компания British Petroleum приобрела половину акций компании "ТНК", имеющей крупные по объему активы в Украине", - отметил в интервью одной из украинских газет Роберт Бринкли, посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Украине.

РЕШЕНИЕ МЕСЯЦА

Украина имеет все шансы стать не только значительным потребителем российской нефти, которой в прошлом году было поставлено почти 20 млн. тонн (или более 90% всего потребления), но и основным ее транзитером. В нынешнем году российские нефтяники не оставляют надежду увеличить транзит продукта через Украину еще на 25 - 30%, что на днях подтвердил министр энергетики России Игорь Юсуфов.

Необходимость в наращивании экспортно - маршрутного потенциала у россиян более чем очевидна. В 2004 году объем добычи вплотную приблизится к 450 млн. тонн, почти половина которых уйдет на экспорт. В результате, по оценкам экспертов Petroleum Argus, к концу будущего года дефицит экспортных мощностей составит порядка 25 - 30 млн. тонн.

Аналитик "Атона" Тимербулат Каримов считает, что усилия "Транснефти" решают проблему экспорта лишь в краткосрочной перспективе. По его словам, сегодня Россия заинтересована в крупных и перспективных маршрутах, которые могут проходить, в частности, через Украину. "Тем более что Украина нуждается в реальном заполнении уже построенных нефтепроводных систем, в частности "Одесса - Броды", - говорит Каримов.

Причем увеличение объема транзита во многом зависит от позиции Украины по этому вопросу. Как рассказал "Ведомостям" вице - президент "Транснефти" Сергей Григорьев, за счет расшивки узких мест и строительства НПС в Белоруссии и Польше в этом году будет увеличена прокачка нефти в Польшу на 5 млн. тонн в год. Еще столько же могут дать другие международные проекты.

"Если же Украина даст добро на реверсивное использование трубопровода "Одесса - Броды", то это даст прибавку еще не менее чем на 9 млн. тонн нефти ежегодно. И при таком росте экспортных возможностей надо очень тщательно просчитать, нужны ли нам дополнительные крупные проекты в этой сфере типа БТС", - резюмирует Григорьев.

Будет ли Россия строить новые обходные маршруты или же начнет использовать украинские нефтепроводы, укрепив зависимость транзита стратегического сырья от Украины, станет понятно уже в этом месяце, когда Кабмин примет решение по использованию нефтепровода "Одесса - Броды".

ЦЕНА И ПРОИЗВОДСТВО

Как и предсказывали "Ведомости", ситуация на рынке нефтепродуктов оставалась спокойной и предсказуемой. Если оптовые партии Аи - 95 перед новогодними праздниками подешевели, то в первой декаде января цена всех марок бензина, как и солярки, практически не изменилась. Фактически такая же ситуация складывалась в рознице, с той лишь разницей, что средняя цена литра 95 - го бензина увеличилась в последней декаде января на 1 коп. и составила 2,06 грн.

Если сравнивать стоимость ГСМ по состоянию на 1 января 2004 - го и 2003 годов, то она в целом не в пользу первой. Так, в начале нынешнего года литр 95 - го стоил на 3 коп., а литр солярки - на 16 коп. дороже, чем в прошлом. Но низкооктановые бензины сегодня продаются на 2 - 5 коп. дешевле, чем в 2003 - м. Несмотря на праздники, НПЗ трудились безостановочно, за исключением "Херсоннефтепереработки", который находится на плановом ремонте.

За первые восемь дней января на НПЗ поставлено 511,8 тыс. тонн нефти (в том числе 95% российской), из которой переработано 421,3 тыс. тонн. Касаясь темы поставок сырья в прошлом году, важно отметить, что резко снизилась доля казахского сырья, поставляемого на украинские НПЗ. Если в 2001 - м его доля составляла 24%, в 2002 - м - 13%, то в прошлом остановилась на уровне 5%.

По мнению аналитиков Petroleum Argus, это связано с отсутствием у Казахстана интереса к украинским проектам. "КазМунайГаз" уже не раз заявляла об отсутствии интереса к украинской нефтепереработке из - за высокого уровня инвестиций, а ГНКАР говорила об отсутствии интереса к украинскому маршруту транспортировки сырья из - за его дороговизны", - говорит Михаил Перфилов из Petroleum Argus.

На этой неделе стоимость нефтепродуктов останется стабильной. В то же время некоторые незначительные региональные колебания цен все же будут ощущаться.

Олег ГАВРИШ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес