Фінансові новини
- |
- 19.07.24
- |
- 18:34
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевские Ведомости": Оптовая цена нефтепродуктов на прошлой неделе снижалась, исключение составил разве что бензин марки Аи-95
17:07 16.12.2003 |
Заметным событием прошлой недели стало предложение Tengizchevroil по использованию нефтепровода "Одесса - Броды" в качестве нефтехранилища, но, пожалуй, более важным по этому вопросу должно стать решение Кабмина. Эксперты склоняются к мысли, что правительство пойдет на временный реверс, пока не станет очевидным желание каспийских нефтяных компаний качать нефть в Европу.
СОБЫТИЯ
Казахстанская Tengizchevroil наконец озвучила предложение, которое ранее подтвердили представители Chevron - Texaco и пыталось дезавуировать посольство США в Украине. Международная компания, работающая на каспийском шельфе, действительно не считает для себя возможным транспортировать сырье по нефтепроводу "Одесса - Броды", а готова всего лишь использовать резервуары морского терминала "Южный" и нефтепровода "Одесса - Броды" для хранения каспийских углеводородов.
"Уникальное" предложение американо - казахстанская компания подкрепляет цифрами дохода, который получит Украина, - 16,2 млн. долл. в год. И это против не менее 40 млн. долл. ежегодной прибыли, которые может выручать государство от использования нефтепровода, например, для транспортировки российского сырья из Брод в Южный.
Вообще складывается впечатление, что предложение от казахской компании является ничем иным, как попыткой устранить конкурента по главному маршруту, на который делает ставку администрация США, - "Баку - Джейхан". Строительство этого нефтепровода форсируется, работы должны быть завершены в следующем году.
Но если вопрос с реверсом нефтепровода "Одесса - Броды" еще окончательно не решен, то поступившее от Tengizchevroil предложение уже оборачивается потерями для государства.
"В настоящее время терминал "Южный" используется для перевалки российской нефти Urals в объеме 2 млн. тонн в год. Поэтому предложение компании Tengizchevroil фактически делает невозможной работу терминала и приведет к потере средств в объеме 1,5 млн. долл. в месяц", - прокомментировали "Ведомостям" в пресс - службе "Укртранснафты".
А это уже принципиально важно при рассмотрении казахстанского предложения в Кабмине. Ведь Президент и премьер - министр Украины неоднократно настаивали на исключительно экономическом решении вопроса использования проекта "Одесса - Броды". С точки зрения экономики использовать полтысячи километров транспортной трубы в качестве нефтехранилища, мягко говоря, неосмотрительно.
Да и предложения отдельных чиновников об использовании приднепровских магистральных нефтепроводов в качестве альтернативы реверсу проекта "Одесса - Броды" эксперты называют дилетантскими.
"Транспортная система Приднепровского предприятия магистральных нефтепроводов является замкнутой. То есть если в нее закачано сырье, то ее уже невозможно переориентировать ни в одном направлении, кроме как на Одессу. Так, у Балтийской транспортной системы есть три дополнительных выхода, у Новороссийской - два, у "Дружбы" с учетом "Броды - Одесса" - тоже два. А у ППМН ни одного запасного варианта транспортировки. Я уже не говорю о том, что ППМН качает нефть в Одесский порт, который сегодня заполнен сырьем до отказа", - отметил в комментарии "Ведомостям" аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Царегородцев.
По мнению экспертов, увеличение транзита по нефтепроводу "Одесса - Броды" не сможет полностью обеспечить российские экспортные потребности, в связи с чем объемы прокачки через Феодосийский и Одесский терминалы не снизятся. В этом случае, как и сегодня, станет использо - ваться железнодорожный транспорт.
ЦЕНА
Оптовая цена нефтепродуктов на прошлой неделе снижалась, исключение составил разве что бензин марки Аи - 95. Падение котировок можно назвать закономерным: снижение сезонного спроса на горючее подкрепляется стабильно высокими объемами производства горючего отечественными НПЗ. Так, 76 - й и 92 - й бензины в среднем подешевели на 0,5 - 3,5%, солярка - на 0,3 - 1,8%.
При этом следует отметить, что начавшийся рост стоимости А - 76 в начале прошлой недели уже к ее концу получил обратную тенденцию благодаря резкому увеличению недорогих предложений в районе 1760 - 1790 грн./т. В результате разница между верхней и нижней границами предложения на рынке достигла 200 грн./т - 1760 - 1960 грн.
Аи - 95 в наиболее крупных областных центрах несколько вырос в цене, в то время как в основном по Украине главной тенденцией оставалось снижение его стоимости.
Розничная инфраструктура на прошлой неделе продолжала "брендоваться". В частности, открылся 73 - й автозаправочный комплекс сети "ОККО" в Украине.
Тем временем розничные цены вели себя вполне адекватно. С начала месяца цена литра 92 - го бензина и дизельного топлива снизилась на 1 коп. - до 2,05 и 1,66 грн. соответственно. В то время как стоимость остальных видов и марок топлива оставалась стабильной.
ПРОИЗВОДСТВО
За двенадцать дней декабря в Украину поступило 876,4 тыс. тонн нефти, более 90% которой поставлено российскими нефтяными компаниями. В очередной раз на НПЗ не замечено казахстанского сырья.
Основными поставщиками нефти традиционно остаются ТНК - ВР, "ЛУКОЙЛ", "Татнефть" и ЮКОС, на долю которых приходится почти две трети поступивших объемов.
На прошлой неделе стало известно, что в Казани прошел наблюдательный совет "Укртатнафты", где среди прочих вопросов были рассмотрены основные итоги финансово - хозяйственной деятельности за десять месяцев нынешнего года и прогнозы на 2004 - й.
Ожидается, что совокупный объем инвестиций на следующий год по Кременчугскому, Лисичанскому и Одесскому НПЗ составит почти 100 млн. долл., а главными инвесторами в украинскую нефтепереработку остаются ТНК - ВР, "ЛУКОЙЛ" и "Татнефть".
На этой неделе ситуация на рынке нефтепродуктов существенно не изменится. Стоимость нефтепродуктов продолжит снижаться.
Олег ГАВРИШ