Фінансові новини
- |
- 19.07.24
- |
- 18:30
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевские Ведомости": B регионах с бензином свистопляска: в одних стоимость растет, в других - снижается
12:17 09.12.2003 |
Перспективы завершения строительства нефтепровода "Одесса - Броды - Плоцк" с последующей транспортировкой углеводородного сырья в Европу вновь заинтересованно обсуждались с участием представителей из Польши и Турции
СОБЫТИЯ
На прошлой неделе сразу две страны - Польша и Турция - подтвердили Украине свою заинтересованность в достройке нефтепровода "Одесса - Броды" до Плоцка. Однако, по сообщению Интерфакс - Украина, руководство "Укртранснафты" не разделяет оптимизма, считая маловероятной реализацию проекта строительства нефтепровода "Броды - Плоцк".
Основания для пессимизма таковы: - парафированное на днях соответствующее украинско - польское соглашение не подкреплено никакими гарантиями польских промышленных импортеров углеводородов по загрузке этого нефтепровода.
Более того, как сказал в интервью журналу "Терминал" руководитель группы советников министра экономики Украины Владимир Грановский, понятно, что необходимо, чтобы сырье по нефтепроводу "Одесса - Броды" потекло в Европу, но не понятно, почему его нет.
"Американские компании из Каспия качают нефть, но по другим каналам и не собираются закачивать "Одесса - Броды". Сергей Ермилов (министр топлива и энергетики Украины. - Авт.) говорит: нефть есть. Я ему верю и спрашиваю: где нефть?" - вопрошает Грановский.
Как считают в "Укртранснафте", даже в случае подписания договора между Польшей и Украиной дальнейшая судьба соглашения остается неясной, поскольку госбюджеты Украины и Польши не в состоянии профинансировать проект, а частный капитал без гарантий импортеров об использовании нефтепровода "Броды - Плоцк" не будет принимать участия в проекте стоимостью 500 млн. евро.
Если даже гипотетически предположить, что все же будет создано СП, которое станет заказчиком, то нет гарантий, что к строительству привлекут украинских подрядчиков.
Более того, это же СП с учетом инвестиций частного капитала и объединения нефтепровода "Одесса - Броды - Плоцк" станет претендовать на получение участка, где структура собственности может быть размыта, и компании с украинской стороны останутся при своих интересах.
Обстоятельства подготовки польско - украинского соглашения напоминают историю подписания украинско - турецкого соглашения о строительстве нефтепроводной системы "Джейхан - Самсун".
Между тем турецкое правительство высказалось за строительство нефтепровода "Одесса - Броды", что также вызывает вопросы. Турция вместе с США были главными лоббистами строительства основной "нефтекаспийской" артерии "Баку - Джейхан" - главного конкурента "Одесса - Броды".
ЦЕНА И ПРОИЗВОДСТВО
Как и прогнозировали "Ведомости", стоимость нефтепродуктов на прошлой неделе оставалась нестабильной. Региональные рынки бензина в оптовом сегменте лихорадило - в одних областях стоимость росла, в других - снижалась.
В частности, оптовые партии 95 - го бензина подешевели в Киевской, Харьковской, Луганской областях, подорожали - в Полтавской и Донецкой областях.
Аи - 92 преимущественно дорожал, в то время как дизельное топливо практически повсеместно снизилось в цене на 1 - 4%. По мнению большинства опрошенных операторов рынка, на этой неделе уравняются региональные цены, и постепенно преобладающим фактором станет их снижение.
При относительно спокойном поведении розничного рынка первую волну снижения цен на АЗС можно ожидать во второй половине декабря, вторую - не ранее чем через месяц.
В "Укрнефтехимпереработке" подвели первые итоги работы украинских НПЗ в ноябре. Ноябрьские поставки сырья составили 1,99 млн. тонн, при переработке 2,44 млн. тонн. Примечательно, что доля российской нефти в нынешнем году выросла. Так, из 22,44 млн. тонн на НПЗ поступило 19,3 млн. тонн российской и 1,9 млн. тонн украинской нефти, остальное приходится на казахское сырье, поставка которого в прошлом месяце не производилась.
В ноябре шесть НПЗ выпустили 432 тыс. тонн автомобильного бензина, 546 тыс. тонн дизельного топлива и 679,6 тыс. тонн мазута. Интересно, что именно благодаря успешно проведенной приватизации отечественных НПЗ российскими нефтяными компаниями (и прежде всего ТНК - ВР, "ЛУКОЙЛ", а также участию "Татнефти" и "Группы Альянс") за 11 месяцев нынешнего года только автомобильного бензина в Украине произведено столько же, сколько на все заводы поступило нефти в предприватизационном 1999 году.
"Мне перспектива "ЛиНОСа" просматривается достаточно четко. Я уверен, что сохранится положительная динамика и по переработке нефти. Когда приватизировали "ЛиНОС", обещали поставлять 4 млн. тонн нефти в год, а сейчас закачивают более 6 млн. тонн. Зарплата сегодня достигла 200 долл. в месяц. Уверен, что ТНК - ВР сохранит выполнение всех инвестобязательств, что еще раз подтвердит правильность выбора государством стратегического инвестора для "ЛиНОСа", - считает Михаил Чечетов, председатель Фонда госимущества Украины.
Цена горючего во всех сегментах рынка останется нестабильной. Обозначатся предпосылки к росту цен, и прежде всего из - за нестабильности мировых котировок на нефть, снижения поставок из России и ухудшения погодных условий в портах, что уменьшает привлекательность переработки углеводородов и экспорта произведенных в Украине ГСМ.
Олег ГАВРИШ