Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевский ТелеграфЪ": Отечественный рынок нефтепродуктов в ноябре показал, что нельзя подходить к сложному алгоритму рыночных отношений лишь со знанием азов арифметики

Ситуация на ноябрьском нефтерынке напоминает избитую фразу: "за что боролись, на то и напоролись". Сдерживание экспорта нефтепродуктов привело не к их переизбытку на внутреннем рынке и падению цен, как прогнозировало правительство, вводя в действие Постановление о регистрации контрактов на экспорт ГСМ. Результат был совсем другим: снижение производства и, как следствие, рост цен в Украине.

Рынок нефтепродуктов в ноябре показал, что нельзя подходить к сложному алгоритму рыночных отношений лишь со знанием азов арифметики. Процессы, происходящие согласно одному из главных постулатов марксистской теории - получению прибыли, не могут осуществляться под лозунгом времен коллективизации - "труд ради труда".

Действительно, мало - мальски разбирающийся в нефтехимии специалист скажет, что технологические линии отечественных НПЗ не позволяют выпускать, например, только бензин или солярку. Их сопутствующим продуктом, занимающим не менее трети переработанной нефти, является мазут - основной экспортный товар отечественных НПЗ. Поэтому искусственное ограничение его экспорта в октябре привело к накоплению этого вида нефтепродукта на заводских складах, а в ноябре - к снижению поставок нефти в Украину. По данным "Укрнефтехимпереработки", по состоянию на 25 ноября поставки российской нефти в Украину отстают на 25% от запланированных в IV квартале.

Возможно, с отменой регистрации контрактов ситуация несколько изменится, о чем Кабинет министров объявил в последнюю неделю ноября, но надолго ли - сказать сложно.

"С начала декабря в гаванях, через которые идет основной экспорт украинского мазута, начинаются штормы, что традиционно снижает объем экспорта и переработки нефти на НПЗ. Более того, именно поэтому нефтеперерабатывающие предприятия в декабре - феврале проводят плановые ремонты", - отмечают в компании FKG Ukraine.

Если учесть, что мировые цены на нефть стабилизировались на довольно высоком уровне, то даже снижение с 1 декабря сего года пошлины на экспорт российского черного золота до $31,2 за тонну не сможет стать детонатором падения цен в Украине.

Именно эти факторы (высокие мировые цены, отсутствие возможности экспорта, плановые ремонты) будут нивелировать снижение цен из - за сокращения сезонного спроса.

Ноябрьские колебания

В последние годы наблюдалась следующая закономерность: падали листья - падали и цены на горючее. Но в нынешнем теплом ноябре этого не произошло - листва опала, а цены поползли вверх.

К середине ноября подорожали высокооктановые бензины, причем основной рост цен на горючее зафиксирован на мелкооптовых региональных рынках. Но в начале третьей декады повышение цен проявило себя уже и в среднем опте. Причем при некотором подорожании высокооктана стоимость низкооктанового бензина и дизельного топлива незначительно снизилась, и появились признаки временной стабилизации.

Стоимость горючего в среднем опте к концу месяца колебалась в пределах 1760 - 1790 грн. за тонну дизтоплива, 1850 - 1910 грн. - за тонну А - 76, 2050 - 2110 грн. стоила тонна А - 92 и 2140 - 2220 грн. - А - 95.

Если ситуация на оптовом рынке, как мы говорили выше, выбивалась из общей картины, то розничный рынок просто удивил.

Традиционное для этого времени года сезонное снижение цен на АЗС в первых двух декадах ноября сменилось в начале третьей недели подорожанием высокооктановых бензинов и солярки. Причем повышение цен произошло не только в таких крупных брэндовых сетях, как "Лукойл", НК "Альянс" или "ТНК", но и на бензоколонках с менее выраженным сетевым покрытием. В частности, цена дизельного топлива на АЗС "MOL - Закарпатье" на 5 - 19 коп. за литр выше (1,80 грн.), чем на других АЗС страны.

Горючее на бензоколонках, расположенных в регионах, где работают основные украинские нефтеперерабатывающие предприятия, на 5 - 10 коп. ниже, чем в соседних областях.

По данным Киевской Государственной инспекции по контролю за ценами, в последнюю неделю ноября розничные цены оставались стабильными, за исключением 76 - го бензина, цена которого снизилась в среднем на 1 коп. на литре, до 1,61 грн. Стоимость высокооктанового бензина в регионах остается высокой. Так, цена одного литра А - 95 в 17 регионах превышает 2,05 грн., а А - 98 в большинстве регионов превышает 2,40 грн., в Донецкой, Харьковской, Днепропетровской, Хмельницкой областях эта марка бензина стоит дороже, чем в Киеве, в среднем на 10 коп. - 2,50 грн.

Броуновские потоки

В последней декаде ноября очередное заявление сделало посольство США в Украине, сообщив, что Chevron - Texaco поддерживает транспортировку нефти по нефтепроводу Одесса - Броды в прямом направлении. При этом посольство США полностью отвергает свои контакты с Chevron - Texaco в отношении загрузки Одесса - Броды, отмечая, что "ни один из представителей правительства США не делал никаких сообщений о контракте на транспортирование нефтепроводом".

Однако главный администратор компании Chevron - Texaco Дэвид Рейли направил письмо министру энергетики США Спенсеру Абрахаму, в котором изложена точка зрения Сhevron - Texaco о том, что в ближайшее время Одесса - Броды не может стать жизнеспособным с коммерческой точки зрения маршрутом для прокачки нефти из Одессы на НПЗ в Чешскую Республику и Германию.

Именно поэтому американская нефтяная компания, рассмотрев все мыслимые и немыслимые возможности своего участия в проекте транспортировки каспийской нефти по нефтепроводу Одесса - Броды, не нашла ничего лучшего, как предложить использовать нефтепровод в качестве терминала для хранения нефти, если будет закрыт Босфор. Но даже в этом случае речь не идет об использовании нефтепровода в качестве транспортной артерии, потому что использовать маршрут как основную магистраль поставок нефти в Европу не рентабельно. Именно поэтому американская компания и предлагает сразу же вновь выкачать нефть (или использовать трубу в реверсном направлении) для отправки танкерами через Босфор, как только этот пролив будет открыт.

Фактически Chevron - Texaco предлагает использовать Одесса - Броды не только как нефтехранилище, но и как транспортный маршрут, но поочередно - то в прямом, то в реверсном режиме. Это означает лишь одно: если следовать высказываниям в прессе представителей Chevron - Texaco, США изо всех сил старается не пустить на европейский рынок российскую нефть, при этом втянув Евросоюз и Украину в политические дебаты вокруг направления транзита нефти по Одесса - Броды.

Во - вторых, проблема Босфора сильно преувеличена. Уже сегодня, как сообщили в посольстве Турции в Украине, Босфор без проблем может увеличить пропускную способность почти на 20 млн. тонн нефти в год, а этого достаточно для успешной работы Одесса - Броды в реверсном режиме.

Векторная интеграция

В последнем месяце осени заговорили еще о двух нефтепроводах - Приднепровском предприятии магистральных нефтепроводов (ППМН) и "Дружба". На "приднепровке" ввели в эксплуатацию новую нефтеперекачивающую станцию "Николаевская", расположенную на участке Снегиревка - Одесса близ Николаева. Как сообщили в "Укртранснефти", "введение в строй этой перекачивающей станции, к сожалению, не сможет обеспечить увеличение прокачки российской нефти по ППМН, поскольку уже сегодня система работает на пределе возможностей. Этим проблему с перекачкой дополнительных объемов не решить - можно лишь увеличить надежность уже существующей транспортировки. Если мы хотим значительно увеличить объем транспортировки сырья, нам следует обратить внимание на возможность реверса Одесса - Броды.

Еще одно событие касалось увеличения объемов поставки нефти по нефтепроводу "Дружба" на 5 млн. тонн на первом этапе в рамках проекта "Дружба - Адрия". Логика НАК "Нефтегаз Украины" и Кабинета министров, которые подписали соглашение об увеличении транзита нефти по нефтепроводу "Дружба", понятна. Во - первых, на протяжении последних десяти лет "Дружба" от Брод до госграницы ежегодно недополучает 7 млн. тонн нефти, в связи с чем Украина ежегодно теряет порядка $36,4 млн. То есть если бы "Дружба" была загружена полностью, то за эти деньги за десять лет можно было бы построить еще один нефтепровод Одесса - Броды. И эти средства можно было получить только за счет увеличения транзита российской нефти в рамках проекта "Дружба - Адрия".

Во - вторых, транспортировка нефти по этому маршруту до Адриатики на втором этапе должна была составить 10 млн., а затем и 16 млн. тонн в год, что предусматривает инвестиции и расширение пропускной способности украинского участка "Дружбы" и принесло бы дополнительно государству на втором этапе $45,5 млн., а затем и более $68 млн. прибыли. Но Верховная Рада не приняла закон "О ратификации соглашения о сотрудничестве по реализации проекта интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия". Таким образом, проект, в котором кроме Украины принимают участие восточные и западные партнеры - Россия, Беларусь, Словакия, Венгрия и Хорватия, - пока не работает.

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес