Фінансові новини
- |
- 19.07.24
- |
- 18:32
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевский ТелеграфЪ": Отечественный рынок нефтепродуктов в ноябре показал, что нельзя подходить к сложному алгоритму рыночных отношений лишь со знанием азов арифметики
08:49 08.12.2003 |
Ситуация на ноябрьском нефтерынке напоминает избитую фразу: "за что боролись, на то и напоролись". Сдерживание экспорта нефтепродуктов привело не к их переизбытку на внутреннем рынке и падению цен, как прогнозировало правительство, вводя в действие Постановление о регистрации контрактов на экспорт ГСМ. Результат был совсем другим: снижение производства и, как следствие, рост цен в Украине.
Рынок нефтепродуктов в ноябре показал, что нельзя подходить к сложному алгоритму рыночных отношений лишь со знанием азов арифметики. Процессы, происходящие согласно одному из главных постулатов марксистской теории - получению прибыли, не могут осуществляться под лозунгом времен коллективизации - "труд ради труда".
Действительно, мало - мальски разбирающийся в нефтехимии специалист скажет, что технологические линии отечественных НПЗ не позволяют выпускать, например, только бензин или солярку. Их сопутствующим продуктом, занимающим не менее трети переработанной нефти, является мазут - основной экспортный товар отечественных НПЗ. Поэтому искусственное ограничение его экспорта в октябре привело к накоплению этого вида нефтепродукта на заводских складах, а в ноябре - к снижению поставок нефти в Украину. По данным "Укрнефтехимпереработки", по состоянию на 25 ноября поставки российской нефти в Украину отстают на 25% от запланированных в IV квартале.
Возможно, с отменой регистрации контрактов ситуация несколько изменится, о чем Кабинет министров объявил в последнюю неделю ноября, но надолго ли - сказать сложно.
"С начала декабря в гаванях, через которые идет основной экспорт украинского мазута, начинаются штормы, что традиционно снижает объем экспорта и переработки нефти на НПЗ. Более того, именно поэтому нефтеперерабатывающие предприятия в декабре - феврале проводят плановые ремонты", - отмечают в компании FKG Ukraine.
Если учесть, что мировые цены на нефть стабилизировались на довольно высоком уровне, то даже снижение с 1 декабря сего года пошлины на экспорт российского черного золота до $31,2 за тонну не сможет стать детонатором падения цен в Украине.
Именно эти факторы (высокие мировые цены, отсутствие возможности экспорта, плановые ремонты) будут нивелировать снижение цен из - за сокращения сезонного спроса.
Ноябрьские колебания
В последние годы наблюдалась следующая закономерность: падали листья - падали и цены на горючее. Но в нынешнем теплом ноябре этого не произошло - листва опала, а цены поползли вверх.
К середине ноября подорожали высокооктановые бензины, причем основной рост цен на горючее зафиксирован на мелкооптовых региональных рынках. Но в начале третьей декады повышение цен проявило себя уже и в среднем опте. Причем при некотором подорожании высокооктана стоимость низкооктанового бензина и дизельного топлива незначительно снизилась, и появились признаки временной стабилизации.
Стоимость горючего в среднем опте к концу месяца колебалась в пределах 1760 - 1790 грн. за тонну дизтоплива, 1850 - 1910 грн. - за тонну А - 76, 2050 - 2110 грн. стоила тонна А - 92 и 2140 - 2220 грн. - А - 95.
Если ситуация на оптовом рынке, как мы говорили выше, выбивалась из общей картины, то розничный рынок просто удивил.
Традиционное для этого времени года сезонное снижение цен на АЗС в первых двух декадах ноября сменилось в начале третьей недели подорожанием высокооктановых бензинов и солярки. Причем повышение цен произошло не только в таких крупных брэндовых сетях, как "Лукойл", НК "Альянс" или "ТНК", но и на бензоколонках с менее выраженным сетевым покрытием. В частности, цена дизельного топлива на АЗС "MOL - Закарпатье" на 5 - 19 коп. за литр выше (1,80 грн.), чем на других АЗС страны.
Горючее на бензоколонках, расположенных в регионах, где работают основные украинские нефтеперерабатывающие предприятия, на 5 - 10 коп. ниже, чем в соседних областях.
По данным Киевской Государственной инспекции по контролю за ценами, в последнюю неделю ноября розничные цены оставались стабильными, за исключением 76 - го бензина, цена которого снизилась в среднем на 1 коп. на литре, до 1,61 грн. Стоимость высокооктанового бензина в регионах остается высокой. Так, цена одного литра А - 95 в 17 регионах превышает 2,05 грн., а А - 98 в большинстве регионов превышает 2,40 грн., в Донецкой, Харьковской, Днепропетровской, Хмельницкой областях эта марка бензина стоит дороже, чем в Киеве, в среднем на 10 коп. - 2,50 грн.
Броуновские потоки
В последней декаде ноября очередное заявление сделало посольство США в Украине, сообщив, что Chevron - Texaco поддерживает транспортировку нефти по нефтепроводу Одесса - Броды в прямом направлении. При этом посольство США полностью отвергает свои контакты с Chevron - Texaco в отношении загрузки Одесса - Броды, отмечая, что "ни один из представителей правительства США не делал никаких сообщений о контракте на транспортирование нефтепроводом".
Однако главный администратор компании Chevron - Texaco Дэвид Рейли направил письмо министру энергетики США Спенсеру Абрахаму, в котором изложена точка зрения Сhevron - Texaco о том, что в ближайшее время Одесса - Броды не может стать жизнеспособным с коммерческой точки зрения маршрутом для прокачки нефти из Одессы на НПЗ в Чешскую Республику и Германию.
Именно поэтому американская нефтяная компания, рассмотрев все мыслимые и немыслимые возможности своего участия в проекте транспортировки каспийской нефти по нефтепроводу Одесса - Броды, не нашла ничего лучшего, как предложить использовать нефтепровод в качестве терминала для хранения нефти, если будет закрыт Босфор. Но даже в этом случае речь не идет об использовании нефтепровода в качестве транспортной артерии, потому что использовать маршрут как основную магистраль поставок нефти в Европу не рентабельно. Именно поэтому американская компания и предлагает сразу же вновь выкачать нефть (или использовать трубу в реверсном направлении) для отправки танкерами через Босфор, как только этот пролив будет открыт.
Фактически Chevron - Texaco предлагает использовать Одесса - Броды не только как нефтехранилище, но и как транспортный маршрут, но поочередно - то в прямом, то в реверсном режиме. Это означает лишь одно: если следовать высказываниям в прессе представителей Chevron - Texaco, США изо всех сил старается не пустить на европейский рынок российскую нефть, при этом втянув Евросоюз и Украину в политические дебаты вокруг направления транзита нефти по Одесса - Броды.
Во - вторых, проблема Босфора сильно преувеличена. Уже сегодня, как сообщили в посольстве Турции в Украине, Босфор без проблем может увеличить пропускную способность почти на 20 млн. тонн нефти в год, а этого достаточно для успешной работы Одесса - Броды в реверсном режиме.
Векторная интеграция
В последнем месяце осени заговорили еще о двух нефтепроводах - Приднепровском предприятии магистральных нефтепроводов (ППМН) и "Дружба". На "приднепровке" ввели в эксплуатацию новую нефтеперекачивающую станцию "Николаевская", расположенную на участке Снегиревка - Одесса близ Николаева. Как сообщили в "Укртранснефти", "введение в строй этой перекачивающей станции, к сожалению, не сможет обеспечить увеличение прокачки российской нефти по ППМН, поскольку уже сегодня система работает на пределе возможностей. Этим проблему с перекачкой дополнительных объемов не решить - можно лишь увеличить надежность уже существующей транспортировки. Если мы хотим значительно увеличить объем транспортировки сырья, нам следует обратить внимание на возможность реверса Одесса - Броды.
Еще одно событие касалось увеличения объемов поставки нефти по нефтепроводу "Дружба" на 5 млн. тонн на первом этапе в рамках проекта "Дружба - Адрия". Логика НАК "Нефтегаз Украины" и Кабинета министров, которые подписали соглашение об увеличении транзита нефти по нефтепроводу "Дружба", понятна. Во - первых, на протяжении последних десяти лет "Дружба" от Брод до госграницы ежегодно недополучает 7 млн. тонн нефти, в связи с чем Украина ежегодно теряет порядка $36,4 млн. То есть если бы "Дружба" была загружена полностью, то за эти деньги за десять лет можно было бы построить еще один нефтепровод Одесса - Броды. И эти средства можно было получить только за счет увеличения транзита российской нефти в рамках проекта "Дружба - Адрия".
Во - вторых, транспортировка нефти по этому маршруту до Адриатики на втором этапе должна была составить 10 млн., а затем и 16 млн. тонн в год, что предусматривает инвестиции и расширение пропускной способности украинского участка "Дружбы" и принесло бы дополнительно государству на втором этапе $45,5 млн., а затем и более $68 млн. прибыли. Но Верховная Рада не приняла закон "О ратификации соглашения о сотрудничестве по реализации проекта интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия". Таким образом, проект, в котором кроме Украины принимают участие восточные и западные партнеры - Россия, Беларусь, Словакия, Венгрия и Хорватия, - пока не работает.