Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевский ТелеграфЪ": Из-за активности псевдопартнеров украинская нефтетранспортная отрасль оказалась на пороге кризиса

Украинская медлительность в переговорах с россиянами о транзите нефти начала приносить негативные результаты. В начале ноября "Транснефть" закончила модернизацию северной ветки "Дружбы", вследствие чего российский транзит через Польшу возрастет в следующем году на 5 млн. тонн. Соответственно сократится прокачка сырья по территории Украины, а "Укртранснефть" недосчитается около $25 млн. Пикантность ситуации придает тот факт, что нынешний успех происходит на фоне постоянных уговоров в наш адрес со стороны поляков отказаться от транспортировки "непатриотической" российской нефти.

Украина, похоже, до сих пор не осознала, что нефтетранспортный бизнес - один из самых динамичных, и для того чтобы удержаться на плаву, необходимо не тянуть резину по полгода, а оперативно реагировать на любое изменение конъюнктуры. Чересчур страстная любовь отечественных чиновников к всевозможным исследованиям и экспертизам, подогреваемая отдельными личностями в Еврокомиссии, уже стала притчей во языцех. А желание позаботиться не только о себе, но и о наших соседях (в частности, о проблемах Босфора, о загрузке терминала в Гданьске) приводит к тому, что Украиной элементарно пользуются эти самые соседи для решения своих насущных проблем.

Ярким примером того, как не надо строить отношения с партнерами в нефтяном бизнесе, стало неподписание в августе этого года долгосрочного договора с Россией о транзите нефти по территории Украины. А ведь причина, по которой стороны отказались от подписания уже практически согласованного документа, заключалась вовсе не в российских амбициях (никто не просил у нас трубу в собственность или концессию). Не имея на руках ни единого альтернативного предложения, украинские правительственные чиновники попросту отказались включать в договор положения о прокачке сырья по маршруту Одесса - Броды.

Как следствие, "Транснефть" стала искать альтернативные пути транспортировки нефти. И нельзя сказать, что нас об этом не предупреждали. Но Украина имеет странную привычку не верить российским проектам до тех пор, пока они не осуществятся. Так вышло и на этот раз.

Сегодня перед украинской нефтетранспортной отраслью маячит сразу несколько весьма ощутимых проблем. Во - первых, это непрекращающееся строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС). Не прошло и двух лет после введения в эксплуатацию первой очереди нефтепровода мощностью 12 млн. тонн в год, как БТС была расширена до 30 млн. тонн (это, между прочим, больше, чем весь транзит по территории Украины в 2002 году). Как заявил президент "Транснефти" Семен Вайншток, к весне следующего года мощность БТС будет увеличена до 42 млн. тонн, а всего система технологически рассчитана на перекачку до 62 млн. тонн.

Второй ловушкой для нас стала модернизация северной ветки нефтепровода "Дружба". В Украине почему - то практически все были уверены, что модернизация белорусского участка "Дружбы" проводится для увеличения транзита нефти по нашей территории. Может быть, в контексте запуска Одесса - Броды так оно и было бы. Однако охлаждение отношений с россиянами привело к тому, что 5 млн. тонн нефти, на которые была расширена труба, со следующего года уйдут в Польшу.

Учитывая все возрастающие мощности БТС, а также приоритетность этого направления, можно предположить, что эти объемы будут сняты с украинских направлений. Во всяком случае, до сих пор не подписано ни единого соглашения с россиянами, которое гарантировало бы Украине прокачку определенных объемов нефти по ее территории.

О том, что перечисленные проекты могут аукнуться Украине уже в самое ближайшее время, свидетельствует политика, которую проводит "Транснефть" при нынешнем руководителе Семене Вайнштоке. Придя в компанию в 1999 году, Вайншток, помимо БТС и Польши, осуществил еще несколько "обходных" проектов. Первым стало строительство в рекордно короткие сроки ветки Баку - Махачкала - Новороссийск в обход Чечни. Ну а о втором у нас в стране помнят до сих пор: ветка Суходольная - Радионовская в обход территории Украины лишила "Укртранснефть" 30 млн. тонн транзитной нефти. Кстати, и тогда россияне нас заблаговременно предупреждали о возможных проблемах и также готовы были сесть за стол переговоров. Однако гордые украинцы наотрез отказались уменьшить тариф на перекачку нефти, за что и поплатились.

Политика украинского правительства в нефтетранспортной отрасли и сегодня безо всяких экономических оснований направлена на более тесное сотрудничество с Польшей в ущерб украинско - российским отношениям. И почему - то в Кабмине сегодня никто не задумывается, а может ли себе позволить такое поведение государство, в котором 95% транзита нефти и 85% перерабатывающих мощностей зависит от поставок сырья из России. Какой смысл рубить сук, на котором сам же сидишь?

Честно говоря, правительственные чиновники не любят отвечать на этот вопрос. Но главное даже не в том, что политика, направленная фактически на развал нефтетранспортной отрасли, продолжается, а в том, что она уже дала негативный результат, и ее пагубность очевидна.

Даже не нефтянику понятно, что партнеры на Западе, которых выбрали регионально ориентированные чиновники нынешнего правительства, откровенно "кидают" Украину, за ее спиной договариваясь с Россией об увеличении транзита нефти по своей территории. В то же время польские бизнесмены усердно бомбят украинских чиновников и СМИ тезисами о том, что прокачивать российскую нефть "непатриотично", что она некачественная, тяжелая, высокосернистая, и что ее прокачка по Одесса - Броды повредит нефтепроводу. Вот, значит, как! Польскому нефтепроводу российская нефть не повредит, а украинская труба как будто бы не из той же стали делается!

Если бы данное "вредительство" заключалось только в агрессивном пиаре, это было бы полбеды. Однако в результате подобного "сотрудничества" Украина теряет вполне реальные деньги. Уже неоднократно писалось, что простаивающий Одесса - Броды - это $90,6 млн. дохода, которые ежегодно могла бы получать "Укртранснефть". "Дружба - Адрия", ратификация соглашения по которой один раз уже была фактически сорвана в парламенте "нашистами" и "донецкими", - еще от $25 млн. в год. Ну и, в конце концов, 5 млн. тонн, на которые, скорее всего, сократится транзит по территории Украины в следующем году, - еще $24 - 25 млн.

Даже по этим скромным подсчетам в итоге получается около $150 млн. государственных денег. А что мы получили взамен? Пару десятков презентаций, вечно продолжающиеся исследования, за которые еще и приходится платить валютой, и аварии на нефтепроводах, потому что средства "Укртранснефти" до недавнего времени тратились не на нефтетранспортную систему, а на "гданьское направление". Похоже, что стоимость партнерства оказывается непомерно высокой:

Александр РОМАНОВ

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес