Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"День": Кризис в отношениях правительства и крупнейших нефтяных компаний страны достиг точки кипения

Нефтетрейдеры открыто обвиняют Кабинет Министров в нарушении меморандума о сотрудничестве, а руководство Кабмина, в свою очередь, вменяет крупнейшим игрокам рынка установление завышенных цен на топливо. За стол переговоров стороны, похоже, садиться не намерены. Последнее заседание экспертно - консультационного совета месяц назад закончилось лишь выдвижением взаимных претензий.

Предметом разгорающегося скандала стало введение государственной регистрации контрактов на экспорт нефтепродуктов из Украины. Эта идея принадлежит вице - премьеру Виталию Гайдуку. Идея, похоже, состояла в том, чтобы в разгар уборочной кампании перестраховаться от возможного дефицита нефтепродуктов в Украине. Дело в том, что цены на дизельное топливо на внешних рынках почти в полтора раза выше тех, которые диктует рынку Кабинет Министров. Он еще в сентябре подписал с владельцами украинских нефтеперерабатывающих заводов договор о том, что аграриям дизельное топливо будет поставляться не дороже 1700 гривен за тонну. Регистрация контрактов происходит по весьма специфическому механизму, который, согласно утвержденному Министерством экономики порядку, может занять неделю. По сути, поставлен шлагбаум на пути многочисленных цистерн с дизельным топливом, которые выстроились на границе.

Нефтяные компании уже обратились к Президенту с просьбой отменить регистрацию экспортных контрактов, поскольку это угрожает стабильности рынка нефтепродуктов. Подписи под обращением поставили руководители компаний "ТНК - Украина", "Лукойл - Украина", "Казахойл - Украина", "Укртатнафта". Петр Мирошников, президент компании "Альянс - Украина", контролирующей Херсонский НПЗ, сообщил, что нынешние ограничения приносят убытки. По его словам, на самом деле рассмотрение заявок на вывоз топлива из страны занимает не одну неделю, а две. В заявке необходимо указать цену контракта. Но за две недели стоимость нефтепродуктов на внешних рынках меняется, и в итоге экономический смысл таких сделок сводится к нулю. Петр Мирошников также заявил, что некоторые партнеры, с которыми заключались экспортные контракты, уже отказались от сотрудничества, ссылаясь на слишком большие сроки выполнения договора. "Наши резервуары позволяют хранить трехдневный объем выпускаемого топлива. Если ситуация останется без изменений, мы будем вынуждены остановить завод", - говорит Мирошников. На его взгляд, введенные ограничения лишены какой - либо логики, поскольку мощности Украины по выпуску дизельного топлива в 10 раз превышают ее внутреннее потребление. Кроме того, нефтетрейдер отмечает, что регистрация контрактов была введена без согласования с участниками рынка, что является нарушением ранее достигнутых договоренностей.

Вице - премьер Виталий Гайдук считает, что первыми меморандум о сотрудничестве нарушили сами нефтяные компании. В частности, по данным правительства, владельцы НПЗ искусственно ограничивали поставки дизельного топлива аграриям по цене 1700 гривен за тонну, перенаправляя основные объемы на экспорт. В итоге руководство Кабмина посчитало себя свободным от обязательств и согласования с участниками рынка решений, которые касаются государственного регулирования в отрасли. Стоит отметить, что сам меморандум был подписан еще экс - премьером Анатолием Кинахом. Новый состав Кабмина довольно прохладно отнесся к этому документу. Министр экономики Валерий Хорошковский, в отличие от своего предшественника на этом посту, Александра Шлапака, не проводил ежемесячных заседаний консультационно - экспертного совета, созданного для согласования позиций правительства с участниками рынка. Последствия, похоже, сейчас и перерастают в открытый конфликт.

Впрочем, сам министр экономики оказался по другую сторону баррикады от Виталия Гайдука. Валерий Хорошковский выступил за отмену регистрации контрактов на экспорт дизельного топлива и других нефтепродуктов, оставив этот инструмент контроля только для нефти. Это предложение уже поддержал и министр топлива и энергетики Сергей Ермилов. На его взгляд, барьеры на пути топливного экспорта нужно отменить уже 1 декабря. Но, скорее всего, эти заявления стали следствием лишь использования нефтетрейдерами своих каналов влияния. Позиция правительства в целом по этому вопросу пока не определена. Вчера вице - премьер Виталий Гайдуцкий заявил, что не видит необходимости менять действующую систему регистрации экспортных контрактов. Причем, по его словам, ни Минтопэнерго, ни Минэкономики пока не подали в Кабинет Министров своих предложений по этому поводу. По словам Гайдука, если такие предложения не поступят, правительство не намерено рассматривать этот вопрос.

Правительство может позволить себе испортить отношения с крупнейшими нефтетрейдерами в зимние месяцы, поскольку спрос на нефтепродукты в этот период заметно снижается. Но если события и далее будут развиваться по нынешнему сценарию, к весне владельцы НПЗ могут отказаться от каких - либо договоренностей с правительством и взвинтить цены на топливо под давлением сезонного роста спроса. К тому же, они наверняка будут не прочь компенсировать убытки, которые несут сейчас, из - за срыва экспортных контрактов. Очевидно, ситуация требует подписания нового масштабного документа, который бы зафиксировал примирение правительства и нефтетрейдеров. Если этого не произойдет, ценовая нестабильность на этом рынке стране гарантирована.

Сергей СЫРОВАТКА

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4305
 0,1466
0,37
EUR
1
42,8452
 0,0049
0,01

Курс обміну валют на сьогодні, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4900  0,12 0,30 39,5100  0,13 0,33
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес