Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 17:10
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Кiевскiй Телеграфъ": Летние тенденции отечественного нефтерынка
16:55 06.08.2003 |
Июль, в отличие от предыдущих месяцев, ознаменован конструктивным подходом к решению проблем отечественного нефтерынка и его зависимостью от международного рынка нефти. Эти тенденции демонстрируют положительные изменения, способные служить дальнейшему укреплению энергетической безопасности страны.
3 июля была создана и начала работу Межведомственная рабочая группа по вопросам использования нефтепровода Одесса - Броды под председательством министра топлива и энергетики Украины Сергея Ермилова. Как сообщил один из экспертов, на ее заседании было принято решение повторной оценки вариантов и возможностей использования нефтепровода Одесса - Броды, результаты работы группы будут известны до конца августа.
По мнению руководителя FKG - Ukraine Олега Стрельникова, если работа экспертов не будет затягиваться, то нет сомнений, что уже осенью нынешнего года нефтепровод может начать работу. Напомним, что Межведомственная рабочая группа должна рассмотреть три варианта работы нефтепровода Одесса - Броды. Первый включает в себя возможность экспорта каспийской нефти из порта Южный в направлении Бродов и далее в Европу, второй - транзит нефти по трубной системе Приднепровских магистральных нефтепроводов с частичным использованием 52 км участка нефтепровода Одесса - Броды до порта Южный в реверсном режиме. Наконец, третий - экспорт нефти по нефтепроводу "Дружба" и далее из Бродов в порт Южный, т. е. в реверсном режиме. Пока, по мнению специалистов Кембриджской ассоциации по проведению исследований в области энергетики, экономически наиболее рентабельным для Украины является последний маршрут, который ежегодно будет приносить в бюджет на 30 - 50% средств больше, чем другие маршруты.
Наконец, новый оценщик должен высказаться и по поводу возможности увеличения прокачки нефти по нефтепроводу "Дружба", по которому сегодня поставляется российская нефть в Центральную и Восточную Европу и который готовится стать ее новым транспортным маршрутом в направлении Адриатики. "Потребление в России растет ежегодно на 2 - 3%, а добыча - на 7 - 8% в год, поэтому нефтяники ищут новые рынки сбыта, а "Транснефть" пытается за ними угнаться и наращивает экспортные мощности, в том числе и с использованием нефтепровода "Дружба", - отмечают аналитики компании "Ренессанс Капитал".
На сегодня рабочая группа Минтопэнерго рассматривает вопрос поставок сырья к нефтепроводу Одесса - Броды по трубопроводу "Дружба", проходящему к Бродам по территории Украины, Беларуси, России. На этом участке свободные мощности составляют 9,6 млн. тонн. Но периодически 3 млн. из 9,6 млн. тонн российские нефтяники загружают сырьем, которое в Бродах сливается в вагоноцистерны и отправляется на экспорт в дальнее зарубежье. При этом используется схема, согласно которой к Бродам нефть поставляется как будто бы для переработки на западноукраинских НПЗ. Лишь потом задним числом график "Траснефти" переформировывается с учетом того, что сырье это ушло за границу, а не осталось в Украине. При этом, по словам Сергея Григорьева, вице - президента "Транснефти", "схема эта полулегальная и, по сути, означает реэкспорт нефти из Украины. Если же будет введено реверсное использование нефтепровода Одесса - Броды, эту схему можно будет отменить и вполне легально экспортировать нефть до Южного". На прекращении подобного экспорта настаивает и руководство Надвирнянского НПЗ. По словам Александра Лазорко, генерального директора ОАО "Нефтехимик Прикарпатья", "из - за того что график поставок на ближнее зарубежье занимает нефть, которая идет к Бродам, а потом на экспорт, мы уже несколько месяцев не можем получить сырье из России". По мнению Лазорко, "вакханалию с отгрузкой российской нефти на реэкспорт можно прекратить, если запустить реверс Одесса - Броды".
Броды Адрии не помеха
Сегодня транзитный маршрут "Дружба" - Адрия заморожен. Более того, по мнению директора по экономике энергетики Евразии и Восточной Европы Кембриджской ассоциации по проведению исследований в области энергетики Мэтью Сагерса, от начала работы трубопровода "Дружба" - Адрия более всего выигрывает Россия, притом что Украина, Словакия, Венгрия и Хорватия имеют незначительные выгоды, в связи с чем и относятся к нему очень пассивно.
Кроме того, окончание строительства "Дружба" - Адрия требует увеличения капиталовложений с первоначальных $30 млн. до $60 млн. и значительное количество времени, когда существующие мощности "Дружбы" не будут востребованы. Так, в соответствии с планом - графиком модернизации трубопровода на территории Хорватии, который подготовила хорватская JANAF, модернизация системы для обеспечения попеременного режима эксплуатации займет не менее полутора - двух лет. И еще один момент - организационный. Контракт между JANAF, АК "Транснефть" и российскими нефтяными компаниями о предоставлении технологической нефти (225 млн. т) не подписан. Как считает президент АК "Транснефть" Семен Вайншток, с учетом последних изменений в структуре и схеме реализации маршрута "Дружба" - Адрия, наиболее оптимистичный срок реализации составляет до трех лет, из которых более года потребуется на согласование позиций участников проекта. Одновременно, по его словам, введение трубопровода "Дружба" - Адрия не помешает другим российско - украинским трубопроводным проектам, в частности реверсу Броды - Южный и текущим поставкам сырья по "Дружбе" в Европу. По данным "Транснефти", мощности трубопроводной системы "Дружба" на участке до Бродов хватает для бесперебойной эксплуатации в рамках обоих проектов: Одесса - Броды в реверсном режиме и работы "Дружба" - Адрия. Более того, уже сегодня по этому маршруту поставляется российская нефть компаниями "ЮКОС" и "Сибнефть" на западноукраинские НПЗ. Со слов представителей "ЮКОС", существующий реверс части северного участка нефтепровода Броды - Одесса компания готова узаконить, для чего в конце июня и подписала совместно с ТНК, "Сибнефтью", "Роснефтью", "Славнефтью" и "Транснефтью" обращение к премьер - министру Украины Виктору Януковичу и главе правительства РФ Михаилу Касьянову о рассмотрении вопроса использования нефтепровода Одесса - Броды в реверсном режиме.
Нефтяные потребители
В июле стало окончательно известно, что до конца года будет приватизирован государственный пакет ЗАО "Укртатнефть", а также планируется выставить на продажу акции "НПК - Галичина" и "Нефтехимика Прикарпатья".
Украинские нефтеперерабатывающие заводы остаются привлекательными для инвесторов, правда, пока только российских. Основная причина заинтересованности российских нефтяников в украинской нефтепереработке заключается в больших избыточных мощностях переработки, что становится особенно актуальным при резком росте добычи нефти в России. Согласно энергетической стратегии РФ, добыча углеводородного сырья к 2020 году вырастет в полтора раза, до 450 - 520 млн. тонн, более половины которого необходимо будет экспортировать. С этой точки зрения украинская нефтепереработка с потенциалом в 52,14 млн. тонн нефтепродуктов в год и внутренним ежегодным потреблением порядка 16, а в перспективе 24 млн. тонн становится привлекательной для владельцев углеводородного сырья. Тем более что украинские НПЗ расположены в непосредственной близости от границ Венгрии, Румынии, Польши, Словакии, т. е. потенциально емких и быстроразвивающихся рынков потребления.
Ценовые реалии
Изменение украинского рынка нефтепродуктов, обретение им европейского лица привело к более ощутимой зависимости цен нефтепродуктов от их поведения в мире.
По состоянию на 28 июля цена сентябрьского контракта нефти марки Brent на торгах в Лондоне колебалась от $28,18 до $27,62 за баррель. Но если стоимость нефти по сравнению с началом года снизилась, то с начала лета она несколько выросла в цене и потянула за собой мировые и украинские цены на нефтепродукты. В результате средние цены мирового рынка на автомобильный бензин составили $275,1 за тонну, увеличившись с начала года на 24,8%, на дизельное топливо - $247,2 за тонну (выросли на 37,6%), на мазут - $131,5 за тонну (рост на 16,4%).
В Украине с начала января по конец июля резко изменились только оптовые цены на горючее. В частности, дизельное топливо подорожало с 1480 до 1650 грн. за тонну, или на 11,5%, а высокооктановые бензины подорожали на 6,5 - 11,5%. Наиболее стабильными оставались низкооктановые бензины: 76 - й вырос с 1630 до 1655 грн. за тонну, а 80 - й и того меньше - с 1675 до 1680 грн. за тонну. "К сожалению, из - за целого ряда причин, в том числе подорожания нефти в мире в начале лета, снижения цены не будет. Кроме того, в России вводятся новые транспортные маршруты нефти пока в обход Украины, и ими активно пользуются нефтяники. Поэтому я боюсь, что российская нефть может даже подорожать", - говорит Александр Городецкий, президент ООО "ТД ТНК - Украина".
Несколько иная ситуация сложилась на розничном рынке, где при росте стоимости бензина и солярки в первой половине июля только цены дизельного топлива (147 коп. за 1 литр) и бензина марки А - 98 сравнялись (233 коп. за 1 литр) с ценами на начало года. Остальной бензин, по данным государственного управления по контролю цен, был дешевле "новогодних" показателей на 10 - 23 коп.
По мнению аналитиков компании "Шелтон - нефть", в августе наиболее вероятен небольшой рост стоимости оптовых партий нефтепродуктов. В то же время, если мировые цены на нефть снизятся на $3 - 5 и более за баррель, цена горючего в Украине стабилизируется и затем упадет.
Стоимость ГСМ на бензоколонках не будет колебаться, а ценовая стабилизация, достигнутая равенством спроса и предложения в последней декаде июля, может продлиться до первой декады августа. Затем возможны небольшие колебания цен по регионам в пределах 3 - 5 коп. на литре.