Фінансові новини
- |
- 19.07.24
- |
- 14:35
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Контекст": На украинском рынке нефтепродуктов сложилась критическая ситуация
17:31 20.02.2003 |
Работавшие до настоящего времени в обычном режиме НПЗ уже вскоре могут быть остановлены. Именно к такому исходу может привести отсутствие у переработчиков железнодорожных цистерн, из - за чего заводы не могут отгружать свою продукцию.
На украинском рынке нефтепродуктов сложилась критическая ситуация. Перерабатывающие заводы затоварены топливом, тогда как на рынке наметился его дефицит. Все дело, по словам специалистов, в отсутствии достаточного количества подвижного железнодорожного транспорта для перевозок нефтепродуктов. Дефицит цистерн эксперты связывают с активизацией транзитных перевозок российскими компаниями, которые поставляют нефтепродукты трубопроводом в Новоград - Волынский, а затем железной дорогой в балтийские порты. По неофициальным данным, сегодня треть парка "Укрзалицныци" для транспортировки нефтеналивных грузов находится за пределами Украины.
В связи с отсутствием вагонов, по данным "Укрнефтехимпереработки", остатки топлива на отечественных НПЗ к 19 февраля составили 96 тыс. тонн бензинов, 96 тыс. тонн дизельного топлива и 128 тыс. тонн мазута.
Аналитики утверждают, что образовавшиеся остатки нефтепродуктов в несколько раз превышают допустимые средние показатели: обычный объем запасов на НПЗ не должен быть больше 30 тыс. тонн. По мнению исполнительного директора компании "UPECO" Сергея Куюна, если ситуация с нехваткой вагонов продлится еще день - два, то можно ожидать остановки целого ряда НПЗ. "У нефтеперерабатывающих предприятий скоро не останется свободных мощностей для хранения топлива", - отмечает г - н Куюн.
Подтверждением негативных ожиданий экспертов стала остановка на прошедшей неделе надворнянского завода "Нафтохимик Прикарпатья".
Приостановка отгрузки с нефтеперерабатывающих предприятий повлекла за собой дефицит нефтепродуктов на рынке, который уже привел к некоторому росту стоимости дизельного топлива. За прошедшую неделю цены на топливо повысились на 100 - 150 грн. При этом минимальная стоимость летнего дизтоплива производства Шебелинского ГПЗ за данный период выросла на 80 грн. - до 1 480 грн/т, а максимальная - на 100 грн. (до 1 580 грн/т). Если цены на ДТ будут продолжать расти, то готовящиеся сегодня к посевной аграрии могут первыми пострадать от сложившейся ситуации.
Значительное повышение стоимости дизельного топлива диссонировало на фоне стабильности цен в сегменте бензинов. За прошедшую неделю стоимость различных марок бензина практически не изменилась. Средняя стоимость низкооктана (А - 76), на прошедшей неделе снизилась на 17 грн. - до 1 570 грн/т. Цена на А - 92 возросла на 8 грн. - до 1 900 грн/т. При этом операторы рынка считают, что в ближайшее время стоимость А - 92 не измениться. Более других марок бензинов подорожал высокооктановый А - 95 - средняя цена на него повысилась на 34 гривни - до 2 100 грн/т. Хотя трейдеры утверждают, что на рынке бензин отсутствовал, однако низкий спрос на него не позволил разразиться ажиотажу.
В сложившейся ситуации, отмечают эксперты, трудно прогнозировать грядущие изменения на рынке. Если "Укрзализныця" не сможет в ближайшее время обеспечить НПЗ вагонами, заводы вынуждены будут остановиться, что в результате, безусловно, скажется на месячных объемах производства и снижению поставок нефтепродуктов на рынок. Впрочем, эксперты уверены, что ситуация не усугубиться, поскольку по некоторой информации министерство транспорта предпринимает определенные шаги для ее стабилизации. В частности, со ссылкой на информацию Минтранса эксперты сообщили, что министр Георгий Кирпа уже отдал приказ не выпускать цистерны на экспорт.
Тарас Мыкытын