Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости   RSS подписка

Топ-новости   RSS подписка

Финансовые новости   RSS подписка

Финансы   RSS подписка

Фондовый рынок   RSS подписка

Банки и банковские технологии   RSS подписка

Страхование   RSS подписка

Ипотека и недвижимость   RSS подписка

Новости экономики   RSS подписка

Экономика   RSS подписка

Топливно-энергетический комплекс   RSS подписка

Нефть и бензин   RSS подписка

Агропромышленный комплекс   RSS подписка

Сырьевые рынки   RSS подписка

Приватизация   RSS подписка

Право   RSS подписка

Статистика   RSS подписка

Зарубежные новости   RSS подписка

Мир   RSS подписка

Ближнее зарубежье   RSS подписка

Региональные новости   RSS подписка

Украина   RSS подписка

Киев   RSS подписка

Политика   RSS подписка

Полезно знать   RSS подписка

Это интересно   RSS подписка

Информационные технологии   RSS подписка

Криминал   RSS подписка

Транспорт   RSS подписка

Управление бизнесом   RSS подписка

Маркетинг и реклама   RSS подписка

Менеджмент и карьера   RSS подписка

Аналитика   RSS подписка

Финансовый рынок   RSS подписка

Фондовый рынок   RSS подписка

Страхование   RSS подписка

Ипотека и недвижимостьRSS подписка

Экономика   RSS подписка

ТЭК (газ и электроэнергия)   RSS подписка

Нефть и бензин   RSS подписка

Сырьевые рынки   RSS подписка

Агропромышленный рынок   RSS подписка

Приватизация   RSS подписка

Менеджмент и карьера   RSS подписка

Политика   RSS подписка

Международная аналитика   RSS подписка

Страны ближнего зарубежья   RSS подписка

Полезно знать   RSS подписка

Информационные технологии   RSS подписка

Пресс-релизы

Новости компаний   RSS подписка

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанковском валютном рынке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанковского валютного рынка

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

НПЗ в Кременчуге и Шебелинке обладают хорошим потенциалом по наращиванию производства

13:17 12.09.2016 |

Нефть и безнин

Сергей Куюн, Евгений Мочалов
Зеркало недели

В последние годы украинская нефтепереработка представляла собой жалкое зрелище. Падение добычи нефти и газоконденсата в Украине, низкая рентабельность переработки привозного сырья из-за устаревших технологий и в результате проигрыш импортному ресурсу по качеству — примерно такой была эта картина. 

Наверное, именно поэтому в среде автомобилистов принято считать, что украинский бензин — это что-то некачественное и почему-то обязательно дешевое. В этом году два остающихся в строю НПЗ — "Укртатнафта" (Кременчуг) и Шебелинский ГПЗ (принадлежит госкомпании "Укргаздобыча") — наконец-то порадовали новостями, догнав своих зарубежных коллег по качеству топлива. Кременчугский завод полностью перешел на выпуск дизтоплива по текущему евростандарту Евро-5, а "Шебелинка" в начале сентября выдала первую партию бензина А-95 аналогичного уровня качества. Основной проблемой остаются низкие объемы выпуска этой продукции, что в первую очередь упирается в необходимость миллиардных вложений в модернизацию производства и наращивания внутренней добычи.

Сейчас это трудно себе представить, но проектная мощность всех нефтеперерабатывающих предприятий Украины превышает 50 млн т в год. Если бы эти заводы были вовремя модернизированы и обладали современной глубиной переработки, то объемы производства жидкого топлива в пять раз превышали бы потребности страны…

Однако реальность иная. За последние десять лет объемы производства украинских нефтепродуктов обвалились в десять раз. Причины на поверхности: неумелая приватизация в комплексе с излишне тепличными условиями для инвесторов привели к обратному результату — потере конкурентоспособности отечественной нефтепереработки.

Пока российские владельцы украинских НПЗ рассказывали правительству о тяготах жизни, белорусы, литовцы, поляки, румыны, да и сами россияне у себя на родине усиленно модернизировали свои заводы. Где-то, как в Европе, повышения качества продукции добились четким графиком перехода на улучшенные стандарты. В России подгоняли административно и премировали льготами по налогообложению качественного топлива. В Беларуси, которая сегодня является крупнейшим поставщиком бензина и дизтоплива в Украину, просто вкладывали, вкладывали, вкладывали…

Объективно шансов остаться на плаву у всех украинских НПЗ не было. Для внутреннего рынка их было много, а для экспорта было мало качества. Но и такую судьбу для отрасли сложно было представить. Если Дрогобыч, Надворная, Херсон и Одесса с их минимальными мощностями и довоенными технологиями объективно имели немного шансов, то гигантский Лисичанский НПЗ, принадлежащий "Роснефти", стал жертвой войны на Востоке, а по сути — развала украино-российских отношений. Россияне анонсировали запуск предприятия весной 2014 г., но в июне в том регионе уже рвались снаряды. И "Роснефть" даже подала было в суд на Украину за то, что она де не защитила российскую собственность в воюющем Донбассе!

На сегодняшний день уже всем понятно, что инвестировать в украинскую экономику никто в России не собирается, мало того, любое упоминание о работе в нашей стране является не просто не модным, но и опасным. Поэтому "Лукойл" уже покинул Украину, продав сеть в 2015 г., "засветила" намерение продать сетку и "Роснефть", но украинская сторона никак не хочет отпустить компанию — АМКУ несколько раз отказал претендентам на покупку. А вот что компания будет делать с Лисичанским НПЗ — большой вопрос. Впихнуть его в периметр сделки по продаже украинских активов не удается.

По итогу в Украине осталось только два работающих завода. В 2015 г. они переработали на двоих 2,48 млн т нефти, из которой получилось 17% рынка бензинов и ДТ. Остальное — импорт.

Можно найти в столь высокой импортозависимости и позитив. Для этого достаточно представить, что Украина завязана на свои НПЗ, которые, в свою очередь, всегда сидели на российской нефтяной игле. С чем бы мы остались в начале 2014-го? Нефтяной краник перекрыли бы в первую очередь, о чем говорит опыт той же Беларуси, которая по всем понятиям входит в число ближайших союзников России. Так вот, любое отклонение от московского вектора влечет за собой разной степени обрезание нефтяных поставок. Так, во втором полугодии 2016-го Минску ограничили график поставок сырья на 33%, а ведь нефтепереработка является одной из основ белорусской экономики.

Кременчугский узел

"Укртатнафта" всегда была крупнейшим производителем нефтепродуктов, а не только сейчас, когда НПЗ страны лежат в руинах. Одновременно это самое противоречивое предприятие, которое стало таким благодаря своему нынешнему управляющему — днепропетровской группе "Приват". Даже при снизившейся с 19 до 10–11 млн т мощности переработки завод мог бы самостоятельно обеспечивать потребности Украины во всех марках топлива за исключением разве что сжиженного газа. Однако по факту завод загружен сырьем в лучшем случае на 25%.

Почему же огромный завод еле пыхтит? Войдя на предприятие в результате классического рейдерского захвата в 2007 г. и имея вторым по величине акционером НАК "Нафтогаз Украины" (управляет 43% акций "Укртатнафты"), с инвестициями надо быть осторожнее. (Собственно, группа и в других отраслях своего присутствия не может похвастаться крупными и устойчивыми инвестиционными проектами). Деньги выделяются только на плановые ремонты, ни одной новой установки за девять лет запущено не было. Но благодаря инженерной мысли и профессионализму технологов удалось не только удержать, но и улучшить качество топлива под нарастающим нажимом требований потребителей и нормативов. Задействовав комплекс мероприятий, включая перепрофилирование отдельных установок, с апреля 2016 г. "Укртатнафте" удалось полностью перейти на производство дизтоплива стандарта Евро-5. В 2017-м компания обещает выпускать и бензины только Евро-5.

Однако в нефтепереработке качество является лишь необходимым, но не достаточным условием выживания. Нужны объемы, а здесь есть проблемы. При "Привате" основу сырьевой корзины завода составляет нефть украинских месторождений компании "Укрнафта", также контролируемой днепровцами. Но ее объемы падают на 10% ежегодно и переломить эту динамику пока не получается. Но возможности по увеличению загрузки существуют. В 2009–2012 гг. в Кременчуг "поднимали" "морскую" нефть из Одессы. Впоследствии сюда привозили нефть и вакуумный газойль по железной дороге. С осени 2015-го "Приват" начал поставки казахстанской нефти сорта СРС. Это фактически перекрыло падение поставок "Укрнафты". В 2016 г. завод начал закупать ежемесячно до 150 тыс. т импортной нефти и даже вышел на оптовый рынок продаж нефтепродуктов, чего не было очень давно.

На пути наращивания производства есть два препятствия. Это, прежде всего, отсутствие модернизации. Из-за перепрофилирования установок завод имеет ограниченные возможности по выпуску качественного топлива. Объемы могут быть больше, но по качеству придется откатиться как минимум на Евро-4. Чтобы производить много качественного продукта, необходима модернизация, а она упирается в вечную неуверенность "Привата" в завтрашнем дне. Она же не дает в полной мере задействовать существующие возможности лимитов по загрузке, а это до 5 млн т сырья в год. "Мы сидим как на пороховой бочке, политическая ситуация постоянно меняется, в любой момент завод может быть захвачен или остановлен. Как в этих условиях наращивать производство?" — объясняет представитель топ-менеджмента НПЗ. По этой причине несколько лет на заводе фактически не хранили топливо, но в последнее время напряжение заметно спало, о чем говорят и возросшие объемы импорта сырья.

Продлевать не будем

В среде нефтепереработчиков Шебелинский ГПЗ (газоперерабатывающий завод) многие не считали даже заводом. Так, говорили, цех, линия… Примерно такое же отношение было и у собственника — государства. Многочисленные "кураторы" до последнего времени "обналичивали" модернизацию чужого себе завода, а его продукцию доисторического качества выводили на рынок путем получения постоянной индульгенции от правительства. Последняя из них — на реализацию дизтоплива стандарта Евро-2 — заканчивает свое действие в сентябре 2016 г. На этот раз "продлевать" ее "Укргаздобыча" (которой, собственно, и принадлежит Шебелинский ГПЗ) не собирается.

Нельзя сказать, что "при новой власти" деньги потекли в "Шебелинку" рекой, но системный подход к решению проблем предприятия появился. За последние два года был реализован ряд недорогих, но эффективных проектов, которые с апреля 2016 г. позволили перейти на выпуск бензинов Евро-4. Смешные по меркам отрасли 20–21 млн грн, потребовавшиеся на строительство узла постфракционирования бензинов, дали возможность выйти на принципиально новый уровень. Самое интересное, что даже "дедовской" бензин А-80 и тот нынче в "Шебелинке" Евро-4.

Инвестиции в проект уже вернулись. С апреля стоимость шебелинских бензинов на 300–400 грн/т ниже цены импортного ресурса Евро-5, тогда как ранее дисконт составлял 1000–1500 грн/т. А на днях "Укргаздобыча" выпустила первую партию марки А-95 по действующему евростандарту Евро-5, что должно и вовсе поставить этот продукт в один ценовой ряд с импортными аналогами.

К осени "Укргаздобыча" намерена завершить строительство установки гидроочистки и перейдет на выпуск ДТ стандарта Евро-4 и Евро-5. Этот проект является поистине самым важным, так как открывает путь к увеличению загрузки завода сырьем. В условиях дефицита газоконденсата — основного сырья для "Шебелинки", завод может вовлекать в переработку имеющуюся на рынке легкую нефть украинской добычи, которая является более "тяжелым" сырьем и требует дополнительной очистки.

Процесс наращивания загрузки уже пошел. В апреле 2016 г. "Укргаздобыча" впервые завезла 3,5 тыс. т казахстанской нефти, в мае было поставлено еще 3 тыс. т. Весь же контракт рассчитан на 10 тыс. т. Наконец, по предварительной информации, на внутреннем рынке удалось "найти" порядка 12 тыс. т нефти и газоконденсата.

К слову, здесь эффект будет двойным: "Укргаздобыча" наращивает производство качественного продукта и одновременно "пылесосит" с рынка объемы сырья, которые, как правило, шли на нелегальную переработку с выпуском безакцизного фальсификата.

Небольшая, но меткая модернизация позволила также выйти на экспорт, куда "Укргаздобыча" отправляет риформат (дорогостоящий высокооктановый компонент) и бензол.

***

Несмотря на крах нефтеперерабатывающей отрасли, оставшиеся в строю заводы в Кременчуге и Шебелинке обладают хорошим потенциалом по наращиванию производства. Если в 2015 г. они суммарно выпустили 1,6 млн светлых нефтепродуктов, то при вполне реалистичных сценариях модернизации и загрузки могут выйти на выпуск 6 млн т бензина и дизельного топлива. Для наглядности, это более 80% от ожидаемого в 2016 г. потребления этих топлив. Таким образом, шансы на ренессанс отрасли еще есть.

Основной потенциал — наращивание производства в 3–4 раза — скрывает в себе "Укртатнафта", для которой перспектива развития блокирована вялотекущим корпоративным конфликтом, специфическим мировоззрением мажоритарного акционера и общим инвестиционным климатом в стране. Проект модернизации такого крупного производства требует до 1 млрд долл. инвестиций.

"Укргаздобыча" обладает более скромными мощностями, однако технически есть возможность для увеличения производства топлива вдвое — до 550 тыс. т в год. Основной проблемой является падающая добыча газоконденсата как основного и наиболее ликвидного сырья для "Шебелинки".

Достигнув хороших качественных параметров, перерабатывающие предприятия остро нуждаются в сырье. Не переработка, а добыча углеводородов определяют энергетическую независимость страны. Но в этой отрасли пока больше работают политики, а не буровики.

 

ПО РУБРИКАМ

17.08 Валютные распродажи Нацбанка начали давать плоды

17.08 Нацбанк пока не планирует вводить ограничения на валютном рынке

17.08 Минфин вновь внепланово предложит валютные ОВГЗ на первичных аукционах

17.08 Индекс ПФТС 17 августа скорректировался вниз

17.08 Депозитные ставки для физлиц 17.08.18

17.08 НБУ в августе провел интервенции на $0,53 млрд и готов к дальнейшим вливаниям для сглаживания скачков курса гривни

17.08 Доллар США слабо снижается к евро и иене 17 августа, но завершает ростом третью неделю подряд

17.08 Фондовые рынки АТР выросли 17 августа, но китайский индекс снова снизился

17.08 Генеральный директор BitMEX назвал Ethereum цифровым шиткоином

17.08 НБУ на аукционе во вторник продал $24,8 млн. Средневзвешенный курс составил 27,9313 грн

17.08 СМИ: Nasdaq может добавить поддержку криптовалют в партнерстве с биткоин-биржей Gemini

17.08 НБУ понизил справочное значение курса гривни на 29,49 коп. до 27,9326 UAH/USD

17.08 НБУ продал 16 августа банкам депозитные сертификаты на 2 337 млн гривен

17.08 Курс валют по карточным операциям на 17.08.18

17.08 Банки Украины увеличили портфель ОВГЗ на 2,123 млрд грн

17.08 17 августа ускорился рост мелкооптовых цен на автотопливо

17.08 Минфин вновь внепланово предложит валютные ОВГЗ на первичных аукционах

17.08 Brent 17 августа подорожала до $71,73 за баррель, но завершает неделю снижением

17.08 Отвод от Nord Stream 2 EUGAL получил разрешение на строительство в Бранденбурге

17.08 Порошенко одобрил дополнительное выделение 1,4 млрд гривен из госбюджета-2018 на дотации госшахтам

17.08 В январе-июне численность населения сократилась на 122,5 тыс. до 42,3 млн

17.08 На ProZorro.Продажи состоялся первый успешный аукцион малой приватизации

17.08 В 2020 году Украина перестанет вывозить отработавшее ядерное топливо в Россию - Энергоатом

17.08 Оператор ГТС Украины тестирует закупки газа малыми объемами

17.08 «Нафтогаз Украины» в сентябре увеличит цену на газ для промпотребителей на 4,6%

17.08 Китай расширит доступ к рынку А-акций для иностранцев

17.08 Отвод от Nord Stream 2 EUGAL получил разрешение на строительство в Бранденбурге

17.08 Трамп предписал SEC изучить отказ от системы ежеквартальной отчетности компаний в пользу полугодовой

17.08 Киберпсы Трампа. Как США готовятся к вмешательству России в выборы

17.08 Китай в скором времени обгонит США, став к 2022 году самым крупным рынком авиаперевозок

16.08 Юань укрепляется относительно доллара США максимальными темпами с января

16.08 «Белнефтехим» начал подготовку к ограничению поставок нефтепродуктов из России

16.08 Чем грозит неудачный репост в России

16.08 Эрдоган стал главной угрозой для экономики Турции

16.08 С мостом Путина в Крым опять возникли проблемы: нужно еще больше денег

16.08 Приднестровье: войска РФ форсировали Днестр в ходе «учений»

16.08 Эксперты сомневаются в конечном успехе перехода Венесуэлы на рыночную цену бензина

16.08 Трамп лишил экс-директора ЦРУ Бреннана допуска к секретной информации

16.08 Почти 350 медиакомпаний в США поддержали акцию против Трампа

15.08 Трамп раскритиковал нормы оборонного бюджета США по Крыму и РФ

17.08 H&M планирует открыть второй магазин в Украине в октябре

16.08 Фонд гарантирования не смог продать землю на Оболони за 3,3 миллиарда

16.08 В Киеве продолжает дорожать жилье

15.08 Киев запустил проект по прокату велосипедов «Bike sharing»

15.08 Що входитиме у «бейбі-бокси» з 1 вересня?

14.08 Киев поднялся в рейтинге пригодных для проживания городов журнала The Economist со 131-й позиции до 118-й

13.08 Киевские жилые дома будут ремонтировать по новым правилам

13.08 Киев объявил конкурс на строительство мусороперерабатывающего завода

10.08 Каждый третий украинец выбрал своего семейного врача

09.08 В Киеве пешеходную зону Крещатика хотят продлить до Бессарабки

08.08 В Киеве тысячи незаконных точек с шаурмой, власти начали демонтаж

08.08 Началась стройка еще одного аэропорта на Западной Украине

07.08 Жители Киева с августа будут оплачивать услугу по вывозу твердых бытовых отходов отдельно

07.08 В Киеве 25% квартир покупают для сдачи в аренду

07.08 ГСЧС в Киеве подала иск к 13 торговым центрам с требованием запретить эксплуатацию части помещений

17.08 Порошенко одобрил дополнительное выделение 1,4 млрд гривен из госбюджета-2018 на дотации госшахтам

16.08 Агония защиты Януковича: Какой перелом произошел в суде над экс-президентом

16.08 Омелян написал секретное письмо о том, что публично озвучил неделю назад

16.08 Танк Т-72АМТ: Чем опасна украинская модернизация советского Т-72

15.08 107 дней ООС: Чего достигла украинская армия на Донбассе

15.08 Где Тимошенко могла найти деньги на масштабную пиар-кампанию

14.08 Украина рассчитывает получить 566 млн гривен за участие в миротворческих миссиях ООН

14.08 Осенью снайперы ВСУ получат канадские винтовки LRT-3

13.08 Трамп подписал оборонный бюджет на 2019 год в объеме $717 млрд, $250млн которого будут потрачены на помощь Украине

13.08 Глава киберполиции: постоянно фиксируем атаки из России

10.08 Украина подала иск в ЕСПЧ против РФ из-за нарушений прав политзаключенных

10.08 Прокуратура открыла дело в связи с вынесением судьей неправосудного решения в деле Кернеса - Стрижевская

10.08 Суд закрыл дело против мэра Харькова Кернеса в связи с отказом прокуратуры участвовать в дебатах

10.08 СБУ задержала подозреваемого в организации подрыва союза венгров в Ужгороде

09.08 Энерготаможня подала апелляцию по штрафу 7 млрд грн для Коболева

17.08 Полиция накрыла в Киеве группу «экстрасенсов», выманивавших у клиентов $40-60 тыс. за «магические ритуалы»

17.08 В пользе искусственного интеллекта для бизнеса уверены 94% руководителей - опрос

17.08 Google добавила конфиденциальный режим для мобильной версии Gmail

17.08 В Аризоне начали доставку продуктов самоуправляемыми автомобилями

17.08 В Швейцарии запретили дизельные «Мерседесы» и «Порше»

16.08 Робот SEER поддерживает зрительный контакт с людьми

16.08 Alexa и Cortana, наконец, подружились

16.08 Криптовалютный инвестор требует $224 млн у AT&T за SIM-свопинг

16.08 Volkswagen полностью переходит на виртуальное моделирование

15.08 Как выжить на работе и остаться счастливым: пять советов

15.08 Samsung создала самовосстанавливающееся олеофобное покрытие для смартфонов

15.08 Обнаружены ещё три уязвимости процессоров Intel

15.08 Представлена VR-гарнитура StarVR One с отслеживанием взгляда

15.08 Хакеры смогли вывести криптовалюту с «неприступного» криптокошелька Макафи

14.08 Google собирает данные о местоположении даже при отключении геолокации

17.08 6 лайфхаков «коммуникационной гигиены» для эффективного антикризисного менеджмента

16.08 Опубликован рейтинг самых прибыльных профессий в США

15.08 Как выжить на работе и остаться счастливым: пять советов

13.08 Как правильно браться за трудную работу

10.08 Как украинским программистам получать американские зарплаты

10.08 МАМІ: обсяг ринку маркетингових сервісів у 2018 році зросте до 5 317 млн гривень

09.08 Надо ли работодателям избавляться от невыносимых сотрудников

09.08 Как мобильные операторы воюют из-за 3G рекламы

07.08 Украинский рынок медийной интернет-рекламы в 1 полугодии превысил 1 млрд грн

06.08 Как правильно просить коллег о помощи

03.08 Исследование Google: десять сценариев поведения успешных топов

24.07 Смогут ли женщины покорить Уолл-стрит?

23.07 Повелитель имейлов: 10 способов победить хаос в почтовом ящике

13.07 Как женщинам быстро создать сеть деловых контактов

11.07 HSBC назвал шесть банковских должностей будущего

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно