Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

НПЗ в Кременчуге и Шебелинке обладают хорошим потенциалом по наращиванию производства

13:17 12.09.2016 |

Нефть и безнин

Сергей Куюн, Евгений Мочалов
Зеркало недели

В последние годы украинская нефтепереработка представляла собой жалкое зрелище. Падение добычи нефти и газоконденсата в Украине, низкая рентабельность переработки привозного сырья из-за устаревших технологий и в результате проигрыш импортному ресурсу по качеству — примерно такой была эта картина. 

Наверное, именно поэтому в среде автомобилистов принято считать, что украинский бензин — это что-то некачественное и почему-то обязательно дешевое. В этом году два остающихся в строю НПЗ — "Укртатнафта" (Кременчуг) и Шебелинский ГПЗ (принадлежит госкомпании "Укргаздобыча") — наконец-то порадовали новостями, догнав своих зарубежных коллег по качеству топлива. Кременчугский завод полностью перешел на выпуск дизтоплива по текущему евростандарту Евро-5, а "Шебелинка" в начале сентября выдала первую партию бензина А-95 аналогичного уровня качества. Основной проблемой остаются низкие объемы выпуска этой продукции, что в первую очередь упирается в необходимость миллиардных вложений в модернизацию производства и наращивания внутренней добычи.

Сейчас это трудно себе представить, но проектная мощность всех нефтеперерабатывающих предприятий Украины превышает 50 млн т в год. Если бы эти заводы были вовремя модернизированы и обладали современной глубиной переработки, то объемы производства жидкого топлива в пять раз превышали бы потребности страны…

Однако реальность иная. За последние десять лет объемы производства украинских нефтепродуктов обвалились в десять раз. Причины на поверхности: неумелая приватизация в комплексе с излишне тепличными условиями для инвесторов привели к обратному результату — потере конкурентоспособности отечественной нефтепереработки.

Пока российские владельцы украинских НПЗ рассказывали правительству о тяготах жизни, белорусы, литовцы, поляки, румыны, да и сами россияне у себя на родине усиленно модернизировали свои заводы. Где-то, как в Европе, повышения качества продукции добились четким графиком перехода на улучшенные стандарты. В России подгоняли административно и премировали льготами по налогообложению качественного топлива. В Беларуси, которая сегодня является крупнейшим поставщиком бензина и дизтоплива в Украину, просто вкладывали, вкладывали, вкладывали…

Объективно шансов остаться на плаву у всех украинских НПЗ не было. Для внутреннего рынка их было много, а для экспорта было мало качества. Но и такую судьбу для отрасли сложно было представить. Если Дрогобыч, Надворная, Херсон и Одесса с их минимальными мощностями и довоенными технологиями объективно имели немного шансов, то гигантский Лисичанский НПЗ, принадлежащий "Роснефти", стал жертвой войны на Востоке, а по сути — развала украино-российских отношений. Россияне анонсировали запуск предприятия весной 2014 г., но в июне в том регионе уже рвались снаряды. И "Роснефть" даже подала было в суд на Украину за то, что она де не защитила российскую собственность в воюющем Донбассе!

На сегодняшний день уже всем понятно, что инвестировать в украинскую экономику никто в России не собирается, мало того, любое упоминание о работе в нашей стране является не просто не модным, но и опасным. Поэтому "Лукойл" уже покинул Украину, продав сеть в 2015 г., "засветила" намерение продать сетку и "Роснефть", но украинская сторона никак не хочет отпустить компанию — АМКУ несколько раз отказал претендентам на покупку. А вот что компания будет делать с Лисичанским НПЗ — большой вопрос. Впихнуть его в периметр сделки по продаже украинских активов не удается.

По итогу в Украине осталось только два работающих завода. В 2015 г. они переработали на двоих 2,48 млн т нефти, из которой получилось 17% рынка бензинов и ДТ. Остальное — импорт.

Можно найти в столь высокой импортозависимости и позитив. Для этого достаточно представить, что Украина завязана на свои НПЗ, которые, в свою очередь, всегда сидели на российской нефтяной игле. С чем бы мы остались в начале 2014-го? Нефтяной краник перекрыли бы в первую очередь, о чем говорит опыт той же Беларуси, которая по всем понятиям входит в число ближайших союзников России. Так вот, любое отклонение от московского вектора влечет за собой разной степени обрезание нефтяных поставок. Так, во втором полугодии 2016-го Минску ограничили график поставок сырья на 33%, а ведь нефтепереработка является одной из основ белорусской экономики.

Кременчугский узел

"Укртатнафта" всегда была крупнейшим производителем нефтепродуктов, а не только сейчас, когда НПЗ страны лежат в руинах. Одновременно это самое противоречивое предприятие, которое стало таким благодаря своему нынешнему управляющему — днепропетровской группе "Приват". Даже при снизившейся с 19 до 10–11 млн т мощности переработки завод мог бы самостоятельно обеспечивать потребности Украины во всех марках топлива за исключением разве что сжиженного газа. Однако по факту завод загружен сырьем в лучшем случае на 25%.

Почему же огромный завод еле пыхтит? Войдя на предприятие в результате классического рейдерского захвата в 2007 г. и имея вторым по величине акционером НАК "Нафтогаз Украины" (управляет 43% акций "Укртатнафты"), с инвестициями надо быть осторожнее. (Собственно, группа и в других отраслях своего присутствия не может похвастаться крупными и устойчивыми инвестиционными проектами). Деньги выделяются только на плановые ремонты, ни одной новой установки за девять лет запущено не было. Но благодаря инженерной мысли и профессионализму технологов удалось не только удержать, но и улучшить качество топлива под нарастающим нажимом требований потребителей и нормативов. Задействовав комплекс мероприятий, включая перепрофилирование отдельных установок, с апреля 2016 г. "Укртатнафте" удалось полностью перейти на производство дизтоплива стандарта Евро-5. В 2017-м компания обещает выпускать и бензины только Евро-5.

Однако в нефтепереработке качество является лишь необходимым, но не достаточным условием выживания. Нужны объемы, а здесь есть проблемы. При "Привате" основу сырьевой корзины завода составляет нефть украинских месторождений компании "Укрнафта", также контролируемой днепровцами. Но ее объемы падают на 10% ежегодно и переломить эту динамику пока не получается. Но возможности по увеличению загрузки существуют. В 2009–2012 гг. в Кременчуг "поднимали" "морскую" нефть из Одессы. Впоследствии сюда привозили нефть и вакуумный газойль по железной дороге. С осени 2015-го "Приват" начал поставки казахстанской нефти сорта СРС. Это фактически перекрыло падение поставок "Укрнафты". В 2016 г. завод начал закупать ежемесячно до 150 тыс. т импортной нефти и даже вышел на оптовый рынок продаж нефтепродуктов, чего не было очень давно.

На пути наращивания производства есть два препятствия. Это, прежде всего, отсутствие модернизации. Из-за перепрофилирования установок завод имеет ограниченные возможности по выпуску качественного топлива. Объемы могут быть больше, но по качеству придется откатиться как минимум на Евро-4. Чтобы производить много качественного продукта, необходима модернизация, а она упирается в вечную неуверенность "Привата" в завтрашнем дне. Она же не дает в полной мере задействовать существующие возможности лимитов по загрузке, а это до 5 млн т сырья в год. "Мы сидим как на пороховой бочке, политическая ситуация постоянно меняется, в любой момент завод может быть захвачен или остановлен. Как в этих условиях наращивать производство?" — объясняет представитель топ-менеджмента НПЗ. По этой причине несколько лет на заводе фактически не хранили топливо, но в последнее время напряжение заметно спало, о чем говорят и возросшие объемы импорта сырья.

Продлевать не будем

В среде нефтепереработчиков Шебелинский ГПЗ (газоперерабатывающий завод) многие не считали даже заводом. Так, говорили, цех, линия… Примерно такое же отношение было и у собственника — государства. Многочисленные "кураторы" до последнего времени "обналичивали" модернизацию чужого себе завода, а его продукцию доисторического качества выводили на рынок путем получения постоянной индульгенции от правительства. Последняя из них — на реализацию дизтоплива стандарта Евро-2 — заканчивает свое действие в сентябре 2016 г. На этот раз "продлевать" ее "Укргаздобыча" (которой, собственно, и принадлежит Шебелинский ГПЗ) не собирается.

Нельзя сказать, что "при новой власти" деньги потекли в "Шебелинку" рекой, но системный подход к решению проблем предприятия появился. За последние два года был реализован ряд недорогих, но эффективных проектов, которые с апреля 2016 г. позволили перейти на выпуск бензинов Евро-4. Смешные по меркам отрасли 20–21 млн грн, потребовавшиеся на строительство узла постфракционирования бензинов, дали возможность выйти на принципиально новый уровень. Самое интересное, что даже "дедовской" бензин А-80 и тот нынче в "Шебелинке" Евро-4.

Инвестиции в проект уже вернулись. С апреля стоимость шебелинских бензинов на 300–400 грн/т ниже цены импортного ресурса Евро-5, тогда как ранее дисконт составлял 1000–1500 грн/т. А на днях "Укргаздобыча" выпустила первую партию марки А-95 по действующему евростандарту Евро-5, что должно и вовсе поставить этот продукт в один ценовой ряд с импортными аналогами.

К осени "Укргаздобыча" намерена завершить строительство установки гидроочистки и перейдет на выпуск ДТ стандарта Евро-4 и Евро-5. Этот проект является поистине самым важным, так как открывает путь к увеличению загрузки завода сырьем. В условиях дефицита газоконденсата — основного сырья для "Шебелинки", завод может вовлекать в переработку имеющуюся на рынке легкую нефть украинской добычи, которая является более "тяжелым" сырьем и требует дополнительной очистки.

Процесс наращивания загрузки уже пошел. В апреле 2016 г. "Укргаздобыча" впервые завезла 3,5 тыс. т казахстанской нефти, в мае было поставлено еще 3 тыс. т. Весь же контракт рассчитан на 10 тыс. т. Наконец, по предварительной информации, на внутреннем рынке удалось "найти" порядка 12 тыс. т нефти и газоконденсата.

К слову, здесь эффект будет двойным: "Укргаздобыча" наращивает производство качественного продукта и одновременно "пылесосит" с рынка объемы сырья, которые, как правило, шли на нелегальную переработку с выпуском безакцизного фальсификата.

Небольшая, но меткая модернизация позволила также выйти на экспорт, куда "Укргаздобыча" отправляет риформат (дорогостоящий высокооктановый компонент) и бензол.

***

Несмотря на крах нефтеперерабатывающей отрасли, оставшиеся в строю заводы в Кременчуге и Шебелинке обладают хорошим потенциалом по наращиванию производства. Если в 2015 г. они суммарно выпустили 1,6 млн светлых нефтепродуктов, то при вполне реалистичных сценариях модернизации и загрузки могут выйти на выпуск 6 млн т бензина и дизельного топлива. Для наглядности, это более 80% от ожидаемого в 2016 г. потребления этих топлив. Таким образом, шансы на ренессанс отрасли еще есть.

Основной потенциал — наращивание производства в 3–4 раза — скрывает в себе "Укртатнафта", для которой перспектива развития блокирована вялотекущим корпоративным конфликтом, специфическим мировоззрением мажоритарного акционера и общим инвестиционным климатом в стране. Проект модернизации такого крупного производства требует до 1 млрд долл. инвестиций.

"Укргаздобыча" обладает более скромными мощностями, однако технически есть возможность для увеличения производства топлива вдвое — до 550 тыс. т в год. Основной проблемой является падающая добыча газоконденсата как основного и наиболее ликвидного сырья для "Шебелинки".

Достигнув хороших качественных параметров, перерабатывающие предприятия остро нуждаются в сырье. Не переработка, а добыча углеводородов определяют энергетическую независимость страны. Но в этой отрасли пока больше работают политики, а не буровики.

 

ПО РУБРИКАМ

19.04 Межбанк спокойно закончил предвыборную неделю

19.04 Доллар дешевеет 19 апреля на низких оборотах в связи со Страстной пятницей

19.04 НБУ определил механизм сообщение банками исполнителей о счетах должников

19.04 Google реализует новую меру защиты от фишинговых атак

19.04 Справочный курса гривни снизился на 2,64 коп. до 26,8652 грн

19.04 ОВГЗ в обращении по сумме основного долга на 19.04.19

19.04 Биржи Китая закрылись 19 апреля в плюсе на ослаблении опасений за экономику страны

19.04 Курсы валют по карточным операциям на 19.04.19

19.04 Остатки средств на корсчетах банков 19.04.19

19.04 Индекс межбанковских ставок по бланковым кредитам и депозитам 18.04.19

19.04 НБУ продал 18 апреля банкам депозитные сертификаты на 6,5 млрд гривен

19.04 17 апреля объем торгов долларом на межбанке увеличился на $78 млн до $358 млн

19.04 Еврооблигации Украины упали на 0,6-1,4% на новостях о ренационализации Приватбанка и санкциях РФ

19.04 Порошенко подключил СБУ и Минюст к делу ПриватБанка

19.04 НБУ и Минфин заявили о защите интересов вкладчиков ПриватБанка

19.04 США выиграли спор с Китаем в ВТО

19.04 Лидеры демократов в США обвинили генпрокурора в искажении доклада Мюллера

19.04 Европарламент одобрил создание совместного фонда обороны ЕС

19.04 Берлин отверг греческие требования о репарациях

19.04 Венесуэла может обходить санкции США с помощью "Роснефти"

19.04 Реальные доходы населения России опять падают

19.04 Россия запретила только 1% экспорта в Украину

18.04 Доклад Мюллера опубликован. Что мы узнали о связях Трампа с Москвой?

18.04 Топ-10 городов мира, где живут магнаты недвижимости

18.04 Россия запретила экспорт в Украину нефти и нефтепродуктов

18.04 В ЕС запретят двойные стандарты качества продуктов

18.04 Польша сокращает импорт нефти из России, предпочитая закупать «черное золото» у Саудовской Аравии

18.04 Президент Израиля поручил Нетаньяху формирование правительства

18.04 Deutsche Bank грозят штрафы за отмывание российских денег – СМИ

18.04 Парламент Греции принял резолюцию о требовании репараций от Германии

19.04 В Украине упростили перепланировку помещений - разрешения теперь не нужны

19.04 АМКУ разрешил компаниям The Goldman Sachs и Dragon Capital купить бизнес-центр «Платинум Плаза»

18.04 В Киеве запустят сервис Uber Shuttle

18.04 Укравтодор планирует сделать из трассы Киев - Одесса автобан

12.04 Поляки построят мусороперерабатывающий комплекс для Винницы

12.04 В Украине могут появиться диагональные «зебры»

12.04 Мужская сборная Украины по сквошу заняла третье место на командном чемпионате Европы в Португалии

12.04 Киевляне старше 45 лет могут получить ваучер на обучение в столичной службе занятости - КГГА

09.04 Укравтодор открыл первый участок новой бетонной дороги

08.04 ТРЦ Dream Town на месте аквапарка откроет спортивный хаб, в IV кв.-2019 проведет ребрендинг

08.04 Киевский метрополитен решил прекратить использование жетонов с ноября

08.04 К 2030 году на всех маршрутах Украины должны работать автобусы категории Neoplan или их аналогии

05.04 Индекс неравномерности офисных площадей в Киеве равен 0,77, рынок на стороне арендодателя - JLL

04.04 С июля новые парковки нужно будет обустраивать электрозарядками

04.04 В Киеве продлили пилотный проект по прокату велосипедов

19.04 Два монолога. Почему Порошенко не стал давить Зеленского интеллектом

19.04 Реванш судей: Присягает ли украинская Фемида на верность Зеленскому

19.04 Приватбанк и планы Коломойского. Что будет после выборов

19.04 План Лещенко. Зеленский поведет в парламент «старых коррупционеров» и «котов в мешке»

19.04 Продвижение под Марьинкой. Что даст ВСУ захват «Крокодила» и Конефермы

18.04 Война за таможню: Кому выгоден контрабандный хаос при Зеленском

18.04 Распустить до 27 мая. Как Зеленский попал в зависимость от Парубия

18.04 Возглавить Минюст. Что ищет юрист Коломойского в Конституционном суде

18.04 Окружной админсуд Киева по заявлению нардепа Антонищака приостановил конкурс на пост главы ГТС

18.04 Интервью Зеленского за 5 минут. Легалайз, опенспейс и бла-бла-бла

18.04 Коломойский вернется в Украину в случае победы Зеленского

18.04 Команде Зеленского не известно о сотрудничестве с американскими лоббистами из Signal Group

17.04 Бывший глава «Нафтогаза» Дубина оказался в команде Зеленского

17.04 На кого будет работать Высший совет правосудия после выборов

17.04 Луценко допускает участие в выборах Рады в октябре

19.04 Google реализует новую меру защиты от фишинговых атак

18.04 У каршеринговой компании Car2Go в Чикаго украли сотню дорогих автомобилей Mercedes

18.04 Facebook уже полтора года разрабатывает конкурента для Siri и Google Assistant

18.04 Samsung Galaxy Fold ломается у обозревателей спустя пару дней после начала использования

17.04 Смартфоны Xiaomi теперь могут ограничивать время использования приложений

17.04 Этим летом сервис проката электрических самокатов Bird придет более чем в 50 европейских городов

17.04 Марка Genesis сделала компактный электрокар с гильотинами

17.04 Sony становится конкурентом Uber

17.04 Снова вместе: Qualcomm и Apple пришли к соглашению о прекращении всех судебных разбирательств

16.04 Искусственный интеллект начинает влиять на сферу торговли нефтью и газом

16.04 Samsung начала принимать заказы на изготовление 5-нм чипов

15.04 Учёные впервые напечатали практически полноценное человеческое сердце, используя клетки пациента

15.04 Audi показала конкурента электрическому Volkswagen ID

15.04 Автомобили Volvo для Европы начнут общаться друг с другом

15.04 Xiaomi выпустила велосипедный насос MIJIA Bicycle Pump за $30

08.04 Как сохранять продуктивность: топ-6 привычек успешных людей

22.03 Почему люди предпочитают руководителей-скептиков

21.03 Топ-10 высокооплачиваемых профессий будущего

18.03 JPMorgan набирает сотрудников через нейробиологические игры

13.03 10 успешных людей, которые не учились в университете

11.03 Facebook теряет молодых пользователей — исследование

07.03 К 2020 году бизнес будет осуществлять половину операций без участия человека

04.03 Facebook судится с китайскими компаниями из-за «накрутки» лайков

01.03 Пять секретов лучших специалистов по продажам

27.02 Как продолжать работать, если совсем не хочется

21.02 Какими станут собеседования будущего

15.02 В долгах как в шелках: как модели падают в долговую яму

14.02 Зачем компаниям учить сотрудников хорошим манерам

14.02 Украинский рынок медийной интернет-рекламы в 2018г вырос на 40%, существенно выросла доля In-stream video - ИнАУ

13.02 Богатые трудоголики обеспечивают рост доходов в США

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно