Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

НПЗ в Кременчуге и Шебелинке обладают хорошим потенциалом по наращиванию производства

13:17 12.09.2016 |

Нефть и безнин

Сергей Куюн, Евгений Мочалов
Зеркало недели

В последние годы украинская нефтепереработка представляла собой жалкое зрелище. Падение добычи нефти и газоконденсата в Украине, низкая рентабельность переработки привозного сырья из-за устаревших технологий и в результате проигрыш импортному ресурсу по качеству — примерно такой была эта картина. 

Наверное, именно поэтому в среде автомобилистов принято считать, что украинский бензин — это что-то некачественное и почему-то обязательно дешевое. В этом году два остающихся в строю НПЗ — "Укртатнафта" (Кременчуг) и Шебелинский ГПЗ (принадлежит госкомпании "Укргаздобыча") — наконец-то порадовали новостями, догнав своих зарубежных коллег по качеству топлива. Кременчугский завод полностью перешел на выпуск дизтоплива по текущему евростандарту Евро-5, а "Шебелинка" в начале сентября выдала первую партию бензина А-95 аналогичного уровня качества. Основной проблемой остаются низкие объемы выпуска этой продукции, что в первую очередь упирается в необходимость миллиардных вложений в модернизацию производства и наращивания внутренней добычи.

Сейчас это трудно себе представить, но проектная мощность всех нефтеперерабатывающих предприятий Украины превышает 50 млн т в год. Если бы эти заводы были вовремя модернизированы и обладали современной глубиной переработки, то объемы производства жидкого топлива в пять раз превышали бы потребности страны…

Однако реальность иная. За последние десять лет объемы производства украинских нефтепродуктов обвалились в десять раз. Причины на поверхности: неумелая приватизация в комплексе с излишне тепличными условиями для инвесторов привели к обратному результату — потере конкурентоспособности отечественной нефтепереработки.

Пока российские владельцы украинских НПЗ рассказывали правительству о тяготах жизни, белорусы, литовцы, поляки, румыны, да и сами россияне у себя на родине усиленно модернизировали свои заводы. Где-то, как в Европе, повышения качества продукции добились четким графиком перехода на улучшенные стандарты. В России подгоняли административно и премировали льготами по налогообложению качественного топлива. В Беларуси, которая сегодня является крупнейшим поставщиком бензина и дизтоплива в Украину, просто вкладывали, вкладывали, вкладывали…

Объективно шансов остаться на плаву у всех украинских НПЗ не было. Для внутреннего рынка их было много, а для экспорта было мало качества. Но и такую судьбу для отрасли сложно было представить. Если Дрогобыч, Надворная, Херсон и Одесса с их минимальными мощностями и довоенными технологиями объективно имели немного шансов, то гигантский Лисичанский НПЗ, принадлежащий "Роснефти", стал жертвой войны на Востоке, а по сути — развала украино-российских отношений. Россияне анонсировали запуск предприятия весной 2014 г., но в июне в том регионе уже рвались снаряды. И "Роснефть" даже подала было в суд на Украину за то, что она де не защитила российскую собственность в воюющем Донбассе!

На сегодняшний день уже всем понятно, что инвестировать в украинскую экономику никто в России не собирается, мало того, любое упоминание о работе в нашей стране является не просто не модным, но и опасным. Поэтому "Лукойл" уже покинул Украину, продав сеть в 2015 г., "засветила" намерение продать сетку и "Роснефть", но украинская сторона никак не хочет отпустить компанию — АМКУ несколько раз отказал претендентам на покупку. А вот что компания будет делать с Лисичанским НПЗ — большой вопрос. Впихнуть его в периметр сделки по продаже украинских активов не удается.

По итогу в Украине осталось только два работающих завода. В 2015 г. они переработали на двоих 2,48 млн т нефти, из которой получилось 17% рынка бензинов и ДТ. Остальное — импорт.

Можно найти в столь высокой импортозависимости и позитив. Для этого достаточно представить, что Украина завязана на свои НПЗ, которые, в свою очередь, всегда сидели на российской нефтяной игле. С чем бы мы остались в начале 2014-го? Нефтяной краник перекрыли бы в первую очередь, о чем говорит опыт той же Беларуси, которая по всем понятиям входит в число ближайших союзников России. Так вот, любое отклонение от московского вектора влечет за собой разной степени обрезание нефтяных поставок. Так, во втором полугодии 2016-го Минску ограничили график поставок сырья на 33%, а ведь нефтепереработка является одной из основ белорусской экономики.

Кременчугский узел

"Укртатнафта" всегда была крупнейшим производителем нефтепродуктов, а не только сейчас, когда НПЗ страны лежат в руинах. Одновременно это самое противоречивое предприятие, которое стало таким благодаря своему нынешнему управляющему — днепропетровской группе "Приват". Даже при снизившейся с 19 до 10–11 млн т мощности переработки завод мог бы самостоятельно обеспечивать потребности Украины во всех марках топлива за исключением разве что сжиженного газа. Однако по факту завод загружен сырьем в лучшем случае на 25%.

Почему же огромный завод еле пыхтит? Войдя на предприятие в результате классического рейдерского захвата в 2007 г. и имея вторым по величине акционером НАК "Нафтогаз Украины" (управляет 43% акций "Укртатнафты"), с инвестициями надо быть осторожнее. (Собственно, группа и в других отраслях своего присутствия не может похвастаться крупными и устойчивыми инвестиционными проектами). Деньги выделяются только на плановые ремонты, ни одной новой установки за девять лет запущено не было. Но благодаря инженерной мысли и профессионализму технологов удалось не только удержать, но и улучшить качество топлива под нарастающим нажимом требований потребителей и нормативов. Задействовав комплекс мероприятий, включая перепрофилирование отдельных установок, с апреля 2016 г. "Укртатнафте" удалось полностью перейти на производство дизтоплива стандарта Евро-5. В 2017-м компания обещает выпускать и бензины только Евро-5.

Однако в нефтепереработке качество является лишь необходимым, но не достаточным условием выживания. Нужны объемы, а здесь есть проблемы. При "Привате" основу сырьевой корзины завода составляет нефть украинских месторождений компании "Укрнафта", также контролируемой днепровцами. Но ее объемы падают на 10% ежегодно и переломить эту динамику пока не получается. Но возможности по увеличению загрузки существуют. В 2009–2012 гг. в Кременчуг "поднимали" "морскую" нефть из Одессы. Впоследствии сюда привозили нефть и вакуумный газойль по железной дороге. С осени 2015-го "Приват" начал поставки казахстанской нефти сорта СРС. Это фактически перекрыло падение поставок "Укрнафты". В 2016 г. завод начал закупать ежемесячно до 150 тыс. т импортной нефти и даже вышел на оптовый рынок продаж нефтепродуктов, чего не было очень давно.

На пути наращивания производства есть два препятствия. Это, прежде всего, отсутствие модернизации. Из-за перепрофилирования установок завод имеет ограниченные возможности по выпуску качественного топлива. Объемы могут быть больше, но по качеству придется откатиться как минимум на Евро-4. Чтобы производить много качественного продукта, необходима модернизация, а она упирается в вечную неуверенность "Привата" в завтрашнем дне. Она же не дает в полной мере задействовать существующие возможности лимитов по загрузке, а это до 5 млн т сырья в год. "Мы сидим как на пороховой бочке, политическая ситуация постоянно меняется, в любой момент завод может быть захвачен или остановлен. Как в этих условиях наращивать производство?" — объясняет представитель топ-менеджмента НПЗ. По этой причине несколько лет на заводе фактически не хранили топливо, но в последнее время напряжение заметно спало, о чем говорят и возросшие объемы импорта сырья.

Продлевать не будем

В среде нефтепереработчиков Шебелинский ГПЗ (газоперерабатывающий завод) многие не считали даже заводом. Так, говорили, цех, линия… Примерно такое же отношение было и у собственника — государства. Многочисленные "кураторы" до последнего времени "обналичивали" модернизацию чужого себе завода, а его продукцию доисторического качества выводили на рынок путем получения постоянной индульгенции от правительства. Последняя из них — на реализацию дизтоплива стандарта Евро-2 — заканчивает свое действие в сентябре 2016 г. На этот раз "продлевать" ее "Укргаздобыча" (которой, собственно, и принадлежит Шебелинский ГПЗ) не собирается.

Нельзя сказать, что "при новой власти" деньги потекли в "Шебелинку" рекой, но системный подход к решению проблем предприятия появился. За последние два года был реализован ряд недорогих, но эффективных проектов, которые с апреля 2016 г. позволили перейти на выпуск бензинов Евро-4. Смешные по меркам отрасли 20–21 млн грн, потребовавшиеся на строительство узла постфракционирования бензинов, дали возможность выйти на принципиально новый уровень. Самое интересное, что даже "дедовской" бензин А-80 и тот нынче в "Шебелинке" Евро-4.

Инвестиции в проект уже вернулись. С апреля стоимость шебелинских бензинов на 300–400 грн/т ниже цены импортного ресурса Евро-5, тогда как ранее дисконт составлял 1000–1500 грн/т. А на днях "Укргаздобыча" выпустила первую партию марки А-95 по действующему евростандарту Евро-5, что должно и вовсе поставить этот продукт в один ценовой ряд с импортными аналогами.

К осени "Укргаздобыча" намерена завершить строительство установки гидроочистки и перейдет на выпуск ДТ стандарта Евро-4 и Евро-5. Этот проект является поистине самым важным, так как открывает путь к увеличению загрузки завода сырьем. В условиях дефицита газоконденсата — основного сырья для "Шебелинки", завод может вовлекать в переработку имеющуюся на рынке легкую нефть украинской добычи, которая является более "тяжелым" сырьем и требует дополнительной очистки.

Процесс наращивания загрузки уже пошел. В апреле 2016 г. "Укргаздобыча" впервые завезла 3,5 тыс. т казахстанской нефти, в мае было поставлено еще 3 тыс. т. Весь же контракт рассчитан на 10 тыс. т. Наконец, по предварительной информации, на внутреннем рынке удалось "найти" порядка 12 тыс. т нефти и газоконденсата.

К слову, здесь эффект будет двойным: "Укргаздобыча" наращивает производство качественного продукта и одновременно "пылесосит" с рынка объемы сырья, которые, как правило, шли на нелегальную переработку с выпуском безакцизного фальсификата.

Небольшая, но меткая модернизация позволила также выйти на экспорт, куда "Укргаздобыча" отправляет риформат (дорогостоящий высокооктановый компонент) и бензол.

***

Несмотря на крах нефтеперерабатывающей отрасли, оставшиеся в строю заводы в Кременчуге и Шебелинке обладают хорошим потенциалом по наращиванию производства. Если в 2015 г. они суммарно выпустили 1,6 млн светлых нефтепродуктов, то при вполне реалистичных сценариях модернизации и загрузки могут выйти на выпуск 6 млн т бензина и дизельного топлива. Для наглядности, это более 80% от ожидаемого в 2016 г. потребления этих топлив. Таким образом, шансы на ренессанс отрасли еще есть.

Основной потенциал — наращивание производства в 3–4 раза — скрывает в себе "Укртатнафта", для которой перспектива развития блокирована вялотекущим корпоративным конфликтом, специфическим мировоззрением мажоритарного акционера и общим инвестиционным климатом в стране. Проект модернизации такого крупного производства требует до 1 млрд долл. инвестиций.

"Укргаздобыча" обладает более скромными мощностями, однако технически есть возможность для увеличения производства топлива вдвое — до 550 тыс. т в год. Основной проблемой является падающая добыча газоконденсата как основного и наиболее ликвидного сырья для "Шебелинки".

Достигнув хороших качественных параметров, перерабатывающие предприятия остро нуждаются в сырье. Не переработка, а добыча углеводородов определяют энергетическую независимость страны. Но в этой отрасли пока больше работают политики, а не буровики.

 

ПО РУБРИКАМ

15.02 Доллар чуть подешевел на межбанке 15 февраля. Новая неделя начнется с американского выходного

15.02 «Зеленая карта» подешевела на 5%

15.02 НБУ прогнозирует рост прибыльности банков в 2019 году

15.02 По прогнозам НБУ, в 2019 году розничное кредитование в Украине вырастет более чем на 30%

15.02 Депозитные ставки для физлиц 15.02.19

15.02 В CFTC не разделяют позицию SEC по биткоин-ETF

15.02 Доллар США растет к евро и стабилен к иене 15 февраля, волатильность фунта сохраняется

15.02 Арбитражный суд в Гааге вынес решение в пользу Приватбанка и против России по экспроприации активов банка в Крыму

15.02 Справочный курс гривни на 11,47 коп. до 27,2507 грн

15.02 Остатки средств на корсчетах банков 15.02.19

15.02 Банки Украины увеличили портфель ОВГЗ на 0,846 млрд грн

15.02 Курсы валют по карточным операциям на 15.02.19

15.02 Биржи АТР закрылись 15 февраля в основном в минусе на статистике из Китая

15.02 14 февраля НБУ выдал банкам рефинансирование 34 млн гривен

15.02 НБУ продал 14 февраля банкам депозитные сертификаты на 10 млрд гривен

15.02 Новый военный союз в рамках ЕС не сможет заменить НАТО - Столтенберг

15.02 Трамп вводит чрезвычайное положение, чтобы построить стену на границе

15.02 Индия после 29-летнего перерыва возобновила авиасообщение с Ираком

15.02 Досрочные парламентские выборы в Испании пройдут в апреле

15.02 Две альтернативы для ЕС: какие последствия будет иметь дипломатический скандал Франции и Италии

15.02 Армения после революции: что изменила победа Никола Пашиняна

15.02 Британский парламент не поддержал призыв перенести сроки Brexit

15.02 Трамп введет чрезвычайное положение в США ради стены на границе с Мексикой

15.02 Сенат США утвердил нового генпрокурора. Его назначение вызывает вопросы

14.02 Bellingcat установила личность третьего вероятного отравителя Скрипалей

14.02 США требуют от ЕС выйти из ядерного соглашения с Ираном

14.02 Эрдоган: Турция готова создать механизм для расчетов с Ираном

14.02 Израиль хочет создать с арабскими странами альянс против Ирана

14.02 В Сенате США представили законопроект, предусматривающий усиление санкций против РФ

14.02 Как зарабатывают маленькие страны: 10 странных способов

15.02 Костюмы «Воронин» больше не шьют в Киеве

14.02 Пассажиры экспресса в «Борисполь», которые опаздывают на самолет, будут проходить упрощенную регистрацию

13.02 В Киеве планируют построить пять новых станций метро

13.02 В Украине в 2018г создали 49 фильмов, начали производство 15 телесериалов - Гройсман

13.02 Концертные залы, клубы и театры хотят обязать устанавливать системы противодымной защиты

12.02 Круизные лайнеры возвращаются в Украину

12.02 Плюсы и минусы: как работает электронный билет в Киеве

11.02 На станциях столичной электрички появились турникеты для бесконтактной оплаты

11.02 В Киеве начали эвакуировать автомобили за нарушение правил парковки

08.02 С 11 февраля Нацполиция увеличит количество радаров для измерения скорости TruCam на дорогах с 30-ти до 50-ти

08.02 Порошенко утвердил границы и перечень населенных пунктов временно оккупированных территорий - указ

08.02 Суд обязал вернуть вертолетную площадку Януковича экс-владельцу

07.02 В киевском транспорте уберут рекламу

07.02 Какие трассы власти отремонтируют в 2019 году за 50 млрд гривен

06.02 Климкин: Украина может начать производство собственных ракет

15.02 Сытник проигрывает «битву за «Роттердам+» – Кулик

15.02 Против кого из кандидатов агитирует Вакарчук

15.02 44 кандидата в президенты. Все, что нужно о них знать

15.02 Судья Каракашьян заявил о самоотводе в деле по иску Мосийчука к Супрун и удалился в совещательную комнату

15.02 Зеленский оттеснил Тимошенко на 3-е место в президентской гонке по ставкам букмекера bwin

15.02 САП и НАБУ не намерены открывать производство против Тимошенко - источник

15.02 Луценко просит САП рассмотреть вопрос открытия уголовного дела против Тимошенко

15.02 НАТО для Украины: О чем договорился Полторак в Брюсселе

15.02 Суд арестовал главу Херсонского облсовета Мангера и установил залог 2,5 млн гривен

15.02 Небесный «Нептун». Какие преимущества получит авиационный вариант украинской ракеты

14.02 А если вдруг? Может ли Зеленский выиграть второй тур

14.02 Кейс Харона. Почему встревожиться должен Новинский

14.02 ГБР против «Батькивщины»: Почему антикоррупционеры взялись за Тимошенко

14.02 Суд арестовал $300 тыс. Насирова на счетах в Великобритании

14.02 Суд отменил запрет Супрун быть и.о. главы Минздрава

15.02 В Украине появился мессенджер для управления многоэтажками

15.02 Этих людей не существует. Нейросеть генерирует на сайте реалистичные лица людей

15.02 Подделки в мире искусства: топ-10 великих фальсификаторов

15.02 Bentley Bentayga стал самым быстрым внедорожником в мире

14.02 Зачем компаниям учить сотрудников хорошим манерам

14.02 Sony Wena — умный ремешок для часов, который стоит больше, чем Apple Watch

14.02 Airbus прекратит производство самых больших пассажирских самолетов в мире

14.02 Парящие ветрогенераторы Alphabet выходят в море

14.02 Электросамолет Sun Flyer 2 впервые поднялся в воздух

14.02 ЕС согласовал реформу авторского права в интернете

13.02 Крупные отели и авиакомпании шпионят за пользователями через свои приложения

13.02 Ford задействовала функцию предупреждения о сходе с полосы в мебели для спальни

13.02 В Microsoft не считают Internet Explorer браузером и призывают отказаться от его использования

13.02 Nissan Leaf 2 назвали самым выгодным в эксплуатации электромобилем

13.02 Американским военным понадобилась новая компьютерная архитектура

15.02 В долгах как в шелках: как модели падают в долговую яму

14.02 Зачем компаниям учить сотрудников хорошим манерам

14.02 Украинский рынок медийной интернет-рекламы в 2018г вырос на 40%, существенно выросла доля In-stream video - ИнАУ

13.02 Богатые трудоголики обеспечивают рост доходов в США

12.02 Как выглядит в Германии идеальное рабочее место

04.02 Мебель IKEA скоро можно будет взять в аренду

29.01 Топ-10 самых влиятельных брендов 2018 года

15.01 Чем «умнее» телевизор, тем он дешевле или Как производители зарабатывают на продаже данных

26.12 Что делать, если у вас плохой начальник

19.12 Почему самые умные не всегда становятся самыми успешными

07.12 Как безобидные недостатки губят карьеру

28.11 США обвинили русских хакеров в мошенничестве с рекламой. Что о них известно?

21.11 Семь навыков незаменимых людей в эпоху автоматизации

16.11 Как не отпугнуть работодателя профилем в соцсетях

14.11 Сколько стоит обучение в лучших университетах мира?

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно